НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Солодова Л. И. Применение Су-Джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста

Оригинaл материала размещен в выпуске № 3 (53) https://f.almanah.su/53.pdf


Немецкий философ и один из центральных мыслителей эпохи Просвещения Иммануил Кант утверждал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук “тревожат” расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.
Так же Мария Монтессори около ста лет назад отметила, что развитие речи и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие ребенка. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями высшей нервной деятельности ребёнка Института физиологии детей и подростков.
Мелкая моторика (или пальцевой праксис) – это способность выполнять точные и мелкие движения кистями и пальцами рук. Ее развитие зависит от скоординированных действий сразу нескольких систем – мышечной, нервной и костной. Область мелкой моторики включает в себя различные движения – от самых простых (хватание игрушки) до сложных (рисование и письмо). Все, у кого есть маленькие дети, замечали, что у младенцев хорошо развит хватательный рефлекс, т.е. ребенок может достаточно крепко схватить за палец взрослого и не отпускать его в течение нескольких секунд. Поэтому работу с мелкими мышцами руки можно начинать с грудничкового возраста.
Развитие мелкой моторики благоприятно влияет на общие навыки ребенка. Объясняется это тем, что в процессе взаимодействия систем происходит быстрое формирование связей между нейронами. Формирование мелкой моторики у детей проходит постепенно, потому что это индивидуальный процесс и у каждого ребёнка он проходит своими темпами. Поначалу движения будут не аккуратными и неуклюжими, но специальные игры помогут ему в формировании этих навыков.
Не секрет, что в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения мелкой моторики и речевого развития. На сегодняшний день в арсенале педагогов, занятых воспитанием и обучением детей с такими нарушениями, имеется обширный практический материал, включающий как традиционные методы и способы коррекции, так и нетрадиционные технологии.
Одной из нетрадиционных технологий является Су-Джок терапия. Метод Су-Джок - это ультрасовременное направление, объединяющее древние знания медицины Востока и последние достижения европейской медицины. В переводе с корейского «Су» – кисть, «Джок» – стопа.
Создатель метода Су-Джок - южно-корейский профессор Пак Чжэ Ву. В основе его метода лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом. По мнению самого автора, кисти и стопы являются, "пультами дистанционного управления" здоровьем человека. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека, регулировать функционирование внутренних органов.
Су-Джок терапию можно и нужно использовать в работе с детьми наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка.
Целью использования упражнений с шариком Cу-Джок в работе педагога является воздействие на биологически активные точки, стимулирование речевых зон коры головного мозга.
Достоинства Су – Джок:
- высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект;
- абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто не эффективно;
- универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Эта система настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться
Форма организации работы с Су-Джок массажерами может быть разной: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.
Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами. Можно использовать су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места.
Формы работы с Су-Джок – самые разнообразные:
- массаж специальным шариком;
-массаж эластичным кольцом;
- ручной массаж кистей и пальцев рук;
- массаж пальцев и ногтевых пластин кистей;
- круговые движения шарика между ладонями перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони;
- вращение шарика кончиками пальцев; сжимание шарика между ладонями;
- сжимание и передача из руки в руку;
-подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями.
Каждое упражнение сопровождается небольшим стихотворением.
Эту работу можно проводить в течение 1-2 минут перед выполнением заданий, связанных с рисованием, лепкой, письмом, проводить в качестве пальчиковой гимнастики во время динамической паузы на занятиях.
Попробуйте покатать шарик Су - Джок между ладонями - тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание.
Вот некоторые варианты работы с детьми:
1.Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Этот шарик непростой, -(любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой. - (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем -(катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, -(катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В руку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В руку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки.
«Шарик»
Шарик я открыть хочу.
Правой я рукой кручу.
Шарик я открыть хочу.
Левой я рукой кручу.
Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика.
2.Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)
«Дорожка»
Кольцо на пальчик надеваю.
И по пальчику качу.
Здоровья пальчику желаю,
Ловким быть его учу.
« Пальчики – малыши»
На правой руке: Этот малыш-Кирюша, (на большой палец) Этот малыш-Ванюша, (указательный) Этот малыш-Андрюша, (средний) Этот малыш-Тимоша, (безымянный) А меньшего малыша зовут Илюшею друзья. (мизинец).
На левой руке: Эта малышка-Ариша, (на большой палец) Эта малышка-Варюша, (указательный) Эта малышка-Карина, (средний) Эта малышка-Даша, (безымянный) А меньшую зовут Катюша, (мизинец).
3. Использование Су – Джок шара при совершенствовании лексико – грамматических категорий.
Упражнение «Один-много».
Педагог катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.
Аналогично упражнения: «Назови ласково», «Скажи наоборот».
4. Использование Су – Джок шариков для развития памяти и внимания.
Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.
Ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
5. Использование Су – Джок шариков для звукового анализа слов.
Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный - гласный, синий – согласный твёрдый, зеленый – согласный мягкий. По заданию педагога ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.
6. Использование Су – Джок шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов.
На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

Библиографический список

1.       Богуш Д.А. Корейский метод Су-Джок. М.: Ника – Центр, 2008. 64с.
2. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционнопрактической работе с детьми. Логопед, 2010. № 1
3. Пак Чжэ Ву. Вопросы терапии и практики Су-Джок терапии: Серии книг по Су-Джок терапии. Су-Джок Академия, 2009.
2022