Оригинал материала размещен в выпуске № 3 (41) https://f.almanah.su/41.pdf
Патриоти́зм (греч. πατριώτης — «соотечественник», πατρίς — «отечество») — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к Родине, преданность ей и готовность к жертвам и подвигам ради неё.
Воспитание нравственно - патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка. Формирование гражданственности необходимо начинать с малых, понятных детям вещей, того, что их окружает, через любовь к истории своей семьи, своей Родины – в дальнейшем это станет основой глубокого нравственно- патриотического понятия – любовь к Родине.
Нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов и зависит это от условий, в которых ребенок живет, и от средств, технологий и методов воспитания. Одной из технологий является проектная деятельность, которая ориентирована на отношения «ребенок- взрослый», которые строятся на соучастие в деятельности.
«Родина, Родина…Тропы оленьи…
Многим из нас знакомы строчки стихотворения известного ненецкого поэта Алексея Пичкова, в которых он воспевает свою Родину.
Наша малая Родина богата своей красотой природы, достопримечательностями, художниками, писателями и поэтами.
Мы решили проверить, насколько осведомлены дети подготовительных групп о своём родном крае. С этой целью было проведено анкетирование, и оказалось, что многие ребята затрудняются назвать улицы родного города; достопримечательности; ягоды, которые растут в тундре; ненецких поэтов.
В рамках данной проблемы было принято решение запустить проект в подготовительных группах «Люби и знай родной свой край!», целью которого было формирование и развитие у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств на основе расширения знаний о природном и культурном наследии родного округа.
Проект проходил в течение двух месяцев (октябрь – ноябрь) и был очень интересным и насыщенным. Участниками проекта стали не только дети и воспитатели, а также социальный педагог, воспитатель по ИЗО деятельности, инструктор по физической культуре, воспитатель по познавательному развитию, учитель – логопед, музыкальный руководитель.
В октябре дети получили много теоретической информации. А в ноябре были запланированы практические занятия и мероприятия. Воспитатели групп рассказали и показали презентации на тему «Растительность НАО», «Край мой любимый!». Читали детям ненецкие сказки, познакомили с ненецкими загадками, рассматривали книги о НАО, журналы («Пунушка»); играли в дидактические игры «Собери ягоду с листочком», «Путешествие по городу».
Социальный педагог представила детям историческую справку города; познакомила с улицами, памятниками и достопримечательностями города, с биографией людей, которые стояли у истоков образования и становления Ненецкого автономного округа.
Музыкальный руководитель напомнила детям песни о Нарьян – Маре, которые совместно исполнили на занятиях.
Воспитатель по познавательному развитию познакомила с животным и растительным миром НАО.
Воспитатель по ИЗО деятельности провела интересные практические занятия. Ребята рисовали рисунки на основе прочитанной ненецкой сказки «Как олешек друга искал». Рисунки оформили и создали книгу, с котором могли ознакомиться родители воспитанников. Также дети лепили композицию тундры и выполнили аппликацию «Флаг города».
Инструктор по физической культуре на занятиях познакомил и совместно поиграли в ненецкие подвижные игры «Ертя» («Рыбаки»), «Ярколава» («Ловля оленей»). Дмитрий Николаевич провёл соревнования между мальчиками и девочками «Няхар янгор, что в переводе с ненецкого «Тройной прыжок».
Учитель – логопед провела литературную неделю. Дети познакомились с творческом известных ненецких поэтов А.Пичковым, П.Явтысым, А.Пырерка. Узнали о том, как проходило их детство; творческая жизнь; о чем писали и кому были посвящены их стихотворения. На индивидуальных занятиях дети получили общую информацию о городе, улицах, достопримечательностях города и округа.
Кроме того, дети посетили краеведческий музей, сотрудниками которого были проведены интерактивные занятия о культуре ненецкого народа НАО.
Итоговым мероприятием стало проведение квест - игры «Родной мой край», в ходе которой дети показали свои знания, полученные в течение двух месяцев.
Проект «Люби и знай родной свой край!» завершился. Он получился интересным, познавательным, насыщенным по количеству информации. Очень надеемся, что нам удалось подвести воспитанников к осознанию внимательного, бережного отношения к культуре и природе родного края. И конечно, пробудить чувства ответственности и гордости за достижения города и округа!
Проект «Люби и знай родной свой край!»
Тип проектаПроблемно – ориентированный; коллективный; просветительский
Название проекта
«Люби и знай родной свой край!»
Образовательные области
Социально – познавательное развитие
Руководитель проекта
Учитель – логопед - Пескишева Анастасия Владимировна
Участники проекта
Воспитатели подготовительных групп
Воспитатель по познавательному развитию
Социальный педагог
Инструктор по физической культуре
Муз руководитель
Воспитатель по ИЗО деятельности
Родители подготовительных групп
Дети подготовительных групп
Продолжительность проекта
Проект - долгсрочный; октябрь - ноябрь
Занятие – один раз в неделю; в вечернее время
Цель
Формирование и развитие у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств на основе расширения знаний о природном и культурном наследии родного округа.
Проблема
Недостаточное количество знаний детей старшего дошкольного возраста о родном городе; округе; достопримечательностях округа; природе и животном мире.
Задачи
1. Обогатить знания детей о Малой Родине.
2. Познакомить с обычаями и традициями; народным творчеством народов Севера.
3. Познакомить с творчеством ненецких поэтов округа.
4. Формировать бережное отношение к природе; интерес к традициям и промыслам.
5. Развивать чувства ответственности и гордости за достижения своего округа и города.
Мероприятия
1. Анкетирование детей «Моя малая Родина»
2. Практические занятия воспитателей и специалистов
3. Экскурсия в краеведческий музей
4. Ненецкие игры
5. Литературный вечер, посвящённый творчеству ненецких поэтов
6. Рисование тучейки, флага города.
7. Лепка композиции «Тундра»
7. Квест «Родной мой край!»
Результат
1. Обогащение знаний детей старшего возраста о своём округе; культуре местного населения – ненцев.
2. Расширение знаний о некоторых представителей животного и растительного мира.
3. Повышение интереса к изучению творчества поэтов Ненецкого автономного округа.
Развивающая среда
Рассматривание альбомов, книг о ненецком автономном округе; просмотр презентаций; чтение ненецких сказок и стихотворений; дидактические и подвижные ненецкие игры; создание мини – музея в группах «Природный и животный мир НАО»; Красная книга НАО.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный:
· Подбор художественной литературы по данной теме;
· Диагностика детей (с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений о своей Малой Родине);
· Составление презентаций для ознакомления с историей, культурой, жизнью НАО;
· Подбор картинного материала и атрибутов (чум) по данной теме.
2 этап – основной:
· Знакомство с городом и округом;
· Чтение литературных произведений ненецких поэтов и писателей;
· Презентация «Красная книга НАО»;
· Организация ненецких игр с детьми;
· Выставка рисунков (тучейка, чум, олень);
· Создание мини – музея в группах «Растительный и животный мир НАО»
3 этап – заключительный
· Квест – игра «Люби и знай родной край!»;
· Анкетирование детей старшего дошкольного возраста