Цель. Создать условия для самостоятельного выполнения обязанностей дежурного по столовой: сервировать стол. Создать условия для повышения качества деятельности детей по самообслуживанию во время подготовки к приему пищи. Задачи: Образовательные: -продолжать знакомит детей с обязанностями дежурного по столовой; - формировать ответственность за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычку к систематическому выполнению обязанностей; - закреплять названия о разных видах посуды и её назначении; -расширять представления о безопасном поведении при сервировке стола, контролировать свои действия: правильно брать посуду, аккуратно расставлять на столе. - совершенствовать навыки выполнения последовательных трудовых действий в соответствии с заданием и на основе предложенного алгоритма. - формировать практические навыки при работе с посудой. Развивающие: - развивать умения оценивать результат своей работы и работы сверстников; - развивать память, пространственное восприятие. Воспитательные: - воспитывать положительное отношение к дежурству, аккуратность, самостоятельность; - поощрять стремление доводить начатое дело до конца. Материалы и оборудование: приглашение, схема сервировки стола, схема дежурства, фартуки и колпаки для дежурных, скатерти, салфетницы с салфетками, хлебницы, глубокие и мелкие тарелки, чашки, столовые приборы: ложки столовые, вилки, столы, стулья, календарь дежурства с картинками. Предварительная работа: наблюдение за работой помощника воспитателя (няней), дидактическая игра «Что сначала, что потом», «Наоборот», «Где право, где лево», рассматривание картинок с изображением разной посуды. Беседа «Правила поведения за столом». Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе». Ход деятельности. В группу заходит заведующий, приносит приглашение, обращается к детям Заведующий. Здравствуйте! Ребята, в нашем детском саду будет проходить конкурс на лучших дежурных по столовой. Я приглашаю вас принять в нем участие. Хотите? (Отдает приглашение воспитателю и уходит). Воспитатель. Скажите, ребята, что делают дежурные по столовой? (Ответы детей). Воспитатель. Как вы думаете, мы сможем поучаствовать в этом конкурсе? А что же для этого нужно? (Ответы детей) Воспитатель. Самое главное – хорошо подготовиться. Не только красиво и аккуратно расставить посуду и разложить столовые приборы, но и выполнить сервировку стола в определенной последовательности. Вы перешли в старшую группу, и мы с вами продолжаем учиться сервировать стол. Воспитатель. Давайте накроем стол к обеду. Согласны? (Ответы детей). Воспитатель с детьми подходит к «Уголку дежурных», и обращает внимание на «Схему дежурства» Воспитатель. Ребята, посмотрите на схему и скажите, что должны сделать дежурные, перед тем, как приступить к своим обязанностям? (Ответы детей). Дети перечисляют последовательность выполнения действий дежурных: - помыть руки с мылом - вытереть насухо полотенцем - надеть фартуки – колпак или косынку – накрыть столы – снять фартуки Воспитатель. Правильно. А сейчас идем мыть руки. Дети выполняют свои действия согласно схеме дежурства. Воспитатель по мере необходимости помогает детям завязать фартуки и косынки Воспитатель. Я прочитаю меню, а вы, подумайте, какая посуда нам нужна для сервировки стола к обеду?Сегодня на обед у нас борщ на мясном бульоне, картофельное пюре, котлета мясная, свежий огурец, хлеб, сок персиковый. (Ответы детей). Игровое упражнение «Назови посуду» Дети называют посуду, которая понадобиться к обеду, и ее назначениеХлебница……………… (для хлеба) глубокие тарелки……... (для борща); мелкие тарелки………… (для второго блюда) чашки………………… (для персикового сока) Воспитатель. А какие столовые приборы нам будут нужны? Дети называют столовые приборы: столовые ложки и вилки Воспитатель. Ребята, обратите внимание на схему сервировки стола – это ваш помощник во время дежурства по столовой. Посмотрите на схему, и расскажите, в какой последовательности вы будете накрывать на стол? Воспитатель показывает на первую картинку и спрашивает детей Воспитатель. С чего мы начнем? Дети отвечают с опорой на схему. Воспитатель поправляет и дополняет ответы Постелим скатерть, поставим салфетницу, затем хлебницу на середину стола; чашку справа от салфетницы, так, чтобы ручка смотрела вправо; глубокую тарелку ставим на край стола; мелкую тарелку на небольшом расстоянии от глубокой, вилки кладем справа от глубокой тарелки зубцами вверх, столовую ложку кладем рядом с вилкой. Воспитатель. Ребята, во время сервировки столов нужно обязательно соблюдать правила безопасности. Давайте повторим их? Воспитатель с детьми повторяет правила - Посуду раскладывай не спеша и аккуратно; - Носи по одному предмету; - Держи чашку только за ручку; -Тарелки бери двумя руками; - Не размахивай вилкой; Воспитатель. Ребята, как узнать, на сколько человек вы будете накрывать на стол? (Ответы детей). Воспитатель. Будьте внимательны при сервировке. С посудой нужно обращаться аккуратно и бережно. А сейчас приступайте к своим обязанностям. Дети сервируют столы, опираясь на схему сервировки стола. Воспитатель наблюдает за трудовыми действиями детей, при необходимости помогает. Напоминает о правилах безопасности. Воспитатель. А как проверить, у всех ли лежат столовые приборы? (Ответы детей). Рефлексия Воспитатель. Вот мы и накрыли столы к обеду. Скажите, все ли у вас получилось? Какие трудности вы испытывали во время дежурства по столовой? Чему мы сегодня учились? Воспитатель.Молодцы, ребята. Сегодня вы меня порадовали. Добросовестно и самостоятельно выполняли свои обязанности. Аккуратно носили посуду на стол, раскладывали столовые приборы. Теперь вы готовы принимать участие в конкурсе. Дежурные снимают фартуки, колпаки и вешают их в уголке дежурных