В качестве одного из возможных направлений для разработки и освоения критических технологий Российской Федерации, Агентством Стратегических Инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) предложена Национальная технологическая инициатива (НТИ) [2], которую Президент России Владимир Владимирович Путин в Послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 года обозначил одним из приоритетов государственной политики. Она включает программу мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году. Еще одной стратегической инициативой АСИ стала «Новая модель системы дополнительного образования детей». Чтобы прийти к пониманию основных положений программ дополнительного образования, АСИ была проведена работа по созданию «Атласа новых профессий» [3], в котором по результатам опроса большого числа представителей реального бизнеса был определен список надпрофессиональных навыков, отмеченных работодателями как наиболее важные для работников будущего. Этот список позволяет понять те цели, к достижению которых должно стремиться дополнительное образование страны в образовательном процессе, чтобы наиболее точно соответствовать его современным целям. Проведем небольшой анализ списка надпрофессиональных навыков Атласа новых профессий (по сути – ожиданий общества от результатов работы системы образования страны) применительно к реалиям современного образования: Работа в направлении развития навыков 1,6,11 (Мультиязычность и мультикультурность; способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса; экологическое мышление). Танцевальные, музыкальные, и декоративно-прикладные объединения, изостудии, экологические центры, объединения по изучению иностранных языков достаточно широко распространены в образовании – практически в любом центре детского творчества их имеется великое множество, со школьными учителями по этим направлениям тоже серьезных проблем нет. Направления развития навыков 4,7,8 (умение управлять проектами и процессами; программирование ИТ‑решений, управление сложными автоматизированными комплексами, работа с искусственным интеллектом; умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми). В последнее время эти направления стали очень популярным и на многих административных ресурсах именно им уделяется очень большое внимание, причем настолько большое, что порой предпринимаются попытки подменить идею комплексной НТИ идеей активизации работы системы образования только по этим направлениям. Резюме нынешнего положения дел: система образования страны в настоящее время направлена на активную работу по шести из одиннадцати направлений, указанных в приведенном списке перспективных надпрофессиональных навыков будущего Атласа новых профессий. Однако Национальная Технологическая Инициатива, являясь комплексной программой, по моему мнению, может принести реальные результаты только в случае реализации всего комплекса мер, необходимых для нее. Тогда как же быть с остальными пятью (почти половиной) надпрофессиональных навыков, а значит – направлений работы системы образования, необходимых для реализации подготовки специалистов, соответствующих требованиям будущего? Пункт 2- навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях). Единственным вариантом работы в данном направлении является широкое разностороннее обучение, начиная со школьного возраста, причем не только теоретическое, но и практическое - с тем, чтобы будущие специалисты достаточно хорошо представляли ситуацию во многих смежных и не смежных отраслях. Такое обучение позволит решить также и задачу профориентации, осознанного выбора подрастающим человеком своего направления жизненного пути, специальности. Пункт 3 - клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя. Умение работать с запросами потребителя означает не только анализ сиюминутных запросов, но и составление прогноза по их изменению в будущем, понимание тенденции их развития, а такое умение может быть выработано, например, при освоении интуитивных эвристических методов решения практических задач, необходимых также для следующего пункта 5: Пункт 5- работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем) Успешная работа в режиме высокой неопределенности предполагает умение пользоваться возможностями интуитивного прогнозирования. Для построения системы образования, способной обучить этому умению, необходимо обратиться к материалам исследований, выполненных в рамках реализации Российской Государственной программы исследования феноменальных способностей человека, научное руководство которой осуществляла Бехтерева Наталья Петровна, Академик РАН, РАМН. Ввиду того, что данная программа проводилась в режиме секретности, открытого доступа к ее материалам нет. Однако мое личное знакомство с ее руководителем – академиком ЕАЕН, РАЕН, генерал-лейтенантом Савиным Алексеем Юрьевичем и обучение у него по программе подготовки тренеров-консультантов его методики, позволило познакомиться и глубоко понять информацию программы «Гениальная Россия» [1], разработанной Алексеем Юрьевичем на основе этих результатов. Пункт 9 - системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними, в том числе системная инженерия) Очень близок по своей сути пункту 2, когда требуется применять методики и алгоритмы, учитывающие многоуровневые системные изменения во многих смежных и несмежных отраслях, параметрах реальных комплексных систем. Применительно к задачам системы образования это означает необходимость обучения по мультинаправленным программам, в которых в рамках занятий в одном объединении дополнительного образования в течение учебного года учащиеся проходят обучение по нескольким направлениям, объединенным технологическим циклом любого проекта. Пункт 10- бережливое производство, управление производственным процессом, основанное на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь, что предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя Реализация данного пункта также очень тесно связана с системным мышлением, при котором происходит осознание работником всей цепочки технологических процессов, их конечных результатов и влияния этих корпоративных, командных результатов на личные успехи, доходы человека. Современное технологическое развитие цивилизации, предъявляющее все возрастающие требования к уровню компетенций человека-работника в самых различных отраслях деятельности, привело к тому, что и у родителей учащихся, и у специалистов системы образования наблюдается большой интерес к новым, все более совершенным методикам выявления и развития одаренности детей, подъема их мотивировки к такому обучению, причем со все более и более раннего возраста. Поэтому увлечение вопросами отработки методик, приемов развития высочайшего уровня одаренности учащихся, стало очень популярным и в педагогической среде. Но ведь дети - есть дети, во все времена физиологические процессы взросления являются определяющими в их возможностях. Согласно исследований [5]: «100% опрошенных школьников считают себя подверженными стрессу в школе. Среди самых типичных стрессовых ситуаций 75% выделили большие учебные нагрузки, ожидание Единого Государственного экзамена.» То есть, увеличение учебной нагрузки с целью приучения детей к напряженному ритму жизни и освоению большого количества компетенций, чревато ухудшением здоровья [6], что вряд ли способствует их профессиональной и жизненной успешности в последующей взрослой жизни. Таким образом, здоровьесбережение в образовании должно быть направлено, в первую очередь, на приведение фактической учебной нагрузки на детей к её физиологически допустимому уровню. При этом под учебной нагрузкой нужно понимать как нагрузку в основной школе, так и во внеурочное время, в системе дополнительного образования. Одним из популярных направлений в дополнительном образовании ныне стала практика занятий ребенка в нескольких кружках, объединениях с целью его гармоничного развития (и это обоснованно с научной точки зрения), профессиональной ориентации и самоопределения в последующей взрослой жизни. Типовым вариантом этого на практике являются занятия в таком количестве различных кружков, объединений, что практически все свободное от основной школы время, ребенок оказывается занятым в них. То есть, практика полного отсутствия свободного времени детей в настоящее время стала чуть ли не целью образовательного процесса во многих семьях. В первую очередь и в особенности, такое положение дел наблюдается в крупных городах, столицах - центрах современного интенсивного образования. Как изменить этот сложившийся в современном обществе стереотип? Можно сказать, что при существующей системе образования он неизбежен. Системе образования, построенной по предметному принципу построения учебных программ. Если обратиться к результатам упомянутых научных исследований процесса развития способностей человека, с доведением их до феноменальных уровней, выполненных коллективами более чем 120 различных научных учреждений в рамках Государственной программы исследования феноменальных способностей человека под руководством академика Савина А.Ю., то окажется, что для развития широкого спектра навыков, требующихся в современном быстро меняющемся обществе, требуется переходить к комплексным мультипредметным программам обучения, сочетающим в себе несколько традиционных предметных направленностей. Значит, для наиболее эффективной работы системы образования необходимо построить образовательный процесс с учетом описанных принципов построения образования, при котором обучение становится наиболее легким, естественным, физиологичным для ребенка - взрослеющего человека. Рассмотрим тему еще с одной стороны. Возникает вполне закономерный вопрос: насколько с практической точки зрения оправдано стремление общества максимально ускорить процесс обучения человека с детских лет? В какую жизненную ситуацию попадет ребенок, который начнет ощущать у себя проявление неких способностей феноменального уровня (неважно – в силу естественных причин это произойдет, или в результате применения методик активизации его способностей)? Обратимся к известным примерам из жизни. В статье Н. Коноплевой [6]: «"Синдром бывшего вундеркинда" - так психологи называют специфический невроз, который выражается в болезненном самолюбии, желании постоянно демонстрировать свои способности, непрерывно самоутверждаться. "Талант - это поручение от Господа Бога", - сказал поэт Евгений Баратынский. И главная причина невроза, о котором идет речь, - трагическое несовпадение желания и возможности выполнить это "поручение", может быть, единственно важное на Земле… Жизнь таких мучеников интеллектуального совершенства нелегка и порой трагична: весьма редко общественное признание приходит при жизни, преследуют тяжелые стрессы, депрессии, велик риск душевных заболеваний (в 7-8 раз выше, чем в норме).» Получается, что мы выявили еще один аспект здоровьесбережения в образовании - нравственные, психологические установки учащихся, их стрессоустойчивость, становятся определяющим фактором того, смогут ли особо одаренные дети реализоваться в последующей взрослой жизни. Ведь высокоодаренный ребенок из-за своих особенностей очень часто попадает в ситуацию психологического конфликта с окружающими – сверстниками, одноклассниками: его не понимают, ему завидуют, его высмеивают. Очень сильно повезет, если хотя бы в его семье смогут правильно выстроить взаимоотношения с ним, не эксплуатируя его талант, а помогая освоиться с ним в реальной жизни, развить его. И тут мы приходим к следующему выводу: в случае построения образовательного процесса, направленного на развитие потенциала учащихся, для предотвращения сложностей в их последующей жизненной самореализации, в систему образования просто необходимо вводить обязательное направление психологической адаптации детей к жизни в условиях проявления у них высокого уровня способностей. Есть еще один аспект реализации НТИ – социальный, о котором вообще мало говорится. В чем его суть? Если мы говорим о достижении глобального технологического лидерства страны, то эту задачу невозможно выполнить без широчайшего охвата граждан страны, призванных превращать ее в жизнь - необходимо начать готовить не единичных высококлассных специалистов, а многотысячные группы таких специалистов. Нужно, чтобы доступ к образованию, готовящему таких специалистов, был у возможно большего числа молодежи, начиная со школьного возраста. Что мы имеем сейчас в социальном составе населения страны? Порог бедности в селах России составляет 30, 7 %, в малых городах с населением до 200тысяч – 24,3 % свидетельствуют данные ВЦИОМ. По оценкам Аналитического центра при правительстве России (АЦ) и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС), «армию бедных» в обозримом будущем рискуют пополнить от 30 до 50% населения России, прежде всего дети, пенсионеры и их семьи.». Подробнее [9]. То есть, семьи с детьми, живущие с доходами ниже прожиточного минимума, уже сейчас в нашей стране составляют большинство. Соответственно, огромный пласт членов этих семей, молодежи, попросту не имеют реальной возможности получить высококачественное образование. Конкурсная и грантовая система поддержки талантливой молодежи ориентирована на претендентов, имеющих высокие финансовые возможности, а также доступ к центральным образовательным учреждениям – в Москве, Санкт-Петербурге, столицах регионов (достаточно посмотреть на списки победителей различных всероссийских и международных конкурсов). Свою дополнительную общеобразовательную программу «Самоцветы России» [7] я построил по модульному принципу, чередуя во время учебного года занятия по семи основным направлениям: экологическое (развитие экологического мышления), туристическое (спортивный и самодеятельный туризм), художественно-эстетическое (основы изобразительного искусства, декоративно-прикладное творчество), литературное (основы журналистики, искусство художественного слова), театральное (сценаристское, режиссерское, актерское), техническое (начальное техническое моделирование и прототипирование, освоение основ электросхемотехники, робототехники, освоение прикладных компьютерных программ графических редакторов, редакторов слайдов, видеоредактора), общеинтеллектуальное (освоение упражнений на гармонизацию мыслительных процессов, логические игры – шашки, шахматы, освоение работы с интеллект-картами, упражнения на развитие памяти, мнемотехника). Выбор данных направлений занятий обусловлен, в первую очередь, имеющимися у меня компетенциями, приобретенными в процессе производственной деятельности. Особенностью моего образовательного процесса является также то, что программу своих занятий я стремлюсь максимально наполнить занятиями, имеющими несколько направленностей по традиционной предметной классификации. Таким образом, каждое из направлений обучения в моем объединении обоснованно с научной и практической точки зрения. Вкратце описание методического построения образовательного процесса: Он начинается в начале учебного года занятиями туристической направленности, на которых дети знакомятся с основами туристической техники преодоления препятствий, изучают туристические узлы, способы преодоления естественных препятствий во время похода, правила поведения в природе (учатся подготавливать место и разводить костры, убирать за собой мусор, безопасно передвигаться в условиях активности клещей, устанавливать палатку, сберегать от грызунов продукты и т.д.). Попав в природные условия во время них, мы неизбежно сталкиваемся с темой вредного экологического воздействия на природу, когда почти под каждым кустом или на поляне наблюдаем оставленные «посетителями природы» если не груды мусора, то хотя бы отдельные предметы из этой категории. Можно и нужно, наверное, детям рисовать плакаты на тему экологии, защиты окружающей среды, но станет ли это для ребенка действительно частью его образа мысли? Вероятно, одним из действенных способов для него может стать поиск и реализация варианта применения для какого-то нужного дела тех предметов, что становятся бытовыми отходами. Например, из пластиковых бутылок сделать красивый цветок с вазой, который подарить своей маме на День Матери или в день 8 марта; либо смастерить из коробок из-под соков настоящие летающие модели самолетов, и запускать их в полет в своем дворе (возможно, вместе с папой или друзьями). Тогда ребенок не только поймет, что «мусорить не хорошо», но и научится, как можно использовать ставшие не нужными вещи, материалы (особенно в случае получения от родителей похвалы за подарок, поделку). Причем не просто научится, но и сам сделает такие подарки, как обретя необходимую ему компетенцию в декоративно-прикладном и техническом творчестве, наглядный пример эстетического подхода при изготовлении поделок, так и получив некий жизненный урок решения столь актуальной проблемы загрязнения окружающей среды. Программа рассчитана на три учебных года, в течение которых ежегодный цикл направленности занятий повторяется, но сами занятия усложняются, доходя до предпрофессионального уровня. Она дает возможность детям в течение одного учебного года заниматься по нескольким направлениям последовательно друг за другом, развивая 10 из 11 надпрофессиональных навыков Атласа новых профессий [3]: 2. Навыки межотраслевой коммуникации формируется на занятиях, имеющих метапредметную направленность. 3. Клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя. Наша проектная деятельность завершается созданием проектов и их защитой, составлением презентаций, причем ориентируя учащихся на конкретные условия конкурса, делая упор на техническую сторону или исследовательскую часть проекта. То есть, не только осваиваем с детьми навыки по программе, но и выполняем практически ориентированные задания, необходимые им и в повседневной жизни, и в процессе учебы в основной школе. 4. Умение управлять проектами и процессами – в течение учебного года мы осваиваем все необходимые составляющие для создания проекта от его идеи до создания макетного образца и его презентации потенциальным заказчикам. При этом участвуя в различных, в том числе – самых престижных, конкурсах, учащиеся очень часто попадают в ситуацию жизненного успеха, дающую им неоценимую практику преодоления «синдрома бывшего вундеркинда», являющуюся важным психологическим условием их дальнейшей успешной деятельности в социуме (когда они видят рядом с собой на занятиях и других, успешных в других направлениях деятельности детей). 5. Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач. Происходит на занятиях, ориентированных на развитие интуиции, освоение эвристических методов решения практических и изобретательских задач, методикой проведения которых я овладел в процессе обучения у академика Савина А.Ю как тренер-консультант его методики. 6. Способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса происходит на занятиях по изобразительному искусству и декоративно-прикладному творчеству. 7. Программирование ИТ решений / Управление сложными автоматизированными комплексами / Работа с искусственным интеллектом, обобщенно говоря, освоение информационных технологий, производится на занятиях по освоению компьютерных программ графических редакторов, фоторедактора, редакторов слайдов и видео, а также при освоении основ программирования на языке С++ для ардуино-совместимых процессоров. Хочется отметить то, что во время занятий на компьютерной технике особое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям: каждые 20 минут мной делается перерыв для выполнения профилактической гимнастики для глаз. 8. Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми – в учебном процессе применяется такая форма, как командные интеллектуально-развивающие игры, соревнования, а также занятия по развитию коммуникативных навыков театральной направленности. 9. Системное мышление вырабатывается в течение учебного года как разностороннее изучение процессов, проектов. 10. Бережливое производство. Навык бережливости развивается на занятиях, имеющих декоративно-прикладную и техническую направленность, на которых в качестве исходных материалов для творчества применяются бытовые отходы. 11. Экологическое мышление вырабатывается во время занятий туристической направленности и при участии в различных экологических акциях, мероприятиях. При разработке данной программы мной учтены также возрастные особенности детей, их необходимость в занятиях физкультурно-оздоровительной направленности. Таковыми являются туристические занятия. На мой взгляд, они даже более практичны в мультинаправленном образовании, чем другие спортивные направления, так как позволяют направить физическую активность детей в позитивное развивающее русло, а также приучают их к ответственности за свои действия (ведь в природных условиях любые шалости могут привести к печальным последствиям), на занятиях происходит усвоение детьми основ безопасной жизнедеятельности, навыков взаимопомощи в сложных ситуациях. Эти занятия более универсальны, так как позволяют почти всем детям заниматься ими (ведь процент детей школьного возраста без проблем со здоровьем серьезно сокращается в последние 10-15 лет – [8]), кроме того, занятия туризмом позволяют привить детям здоровый образ жизни, а также являются одним из способов преодоления стрессов. То есть, эти занятия направлены как раз на то, чтобы дети, став взрослыми, смогли реализовать все свои способности в современном обществе, имея привычку безопасного здорового отдыха на природе (дети, обучавшиеся у меня туризму 12 лет назад, ныне ходят в походы выходного дня семьями со своими детьми, нынешними учащимися нашей деревенской школы – это из моей практики). Необходимость привития детям такой привычки я осознал, когда, работая инженером, ездил в командировки на оборонные предприятия других городов. В одном из них я познакомился с гениальным молодым специалистом – инженером, который «сгорел» на работе, испортив здоровье до состояния инвалидности буквально за два-три года из-за своей увлеченности работой и неспособности отвлечься от нее, отсутствия привычки к здоровому отдыху, восстановлению своей работоспособности. В течение учебного года мы с учащимися занимаемся подготовкой к проектной деятельности, которая проводится в конце учебного года, начиная с марта. Проектная и исследовательская деятельность учащихся в рамках данной программы ориентирована преимущественно на научно-техническую тематику, она включает прохождение полного цикла проекта, начиная с выбора направления проекта, изучения известных решений по теме исследования, разработки собственного варианта решения поставленной проблемы, затем – отображение ее посредством рисунков, эскизов, выполненных как от руки, так и с применением компьютерной техники, освоение технологии изготовления технических моделей, основ электросхемотехники и программирования для их моделирования, получение опыта подготовки презентации проекта и его публичного представления на различных мероприятиях. Помимо описанного, такая дополнительная общеобразовательная программа позволяет решить еще две задачи образования: выявление имеющейся одаренности учащихся в достаточно широком спектре, и их профессиональную ориентацию, которые также очень актуальны и востребованы для системы образования. Важным плюсом такой программы является существенное сокращение суммарного времени занятий в системе дополнительного образования для самореализации ребенка, благодаря отсутствию необходимости посещения многих кружков различной направленности (однако при этом возникает многократно увеличенная нагрузка на педагога из-за необходимости постоянно обеспечивать необходимый уровень своей компетенции в нескольких, порой очень далеких, направлениях деятельности). При этом ребенок психологически адаптируется к тому, что обладает высоким уровнем развития способностей, ведь в учебной группе он будет находиться в обществе таких же учащихся, сверстников, каждый из которых проявляет себя в своей области. Это позволяет нацелить учащихся на саморазвитие, а не на созерцание своей исключительности, или на сокрытие своей одаренности из-за боязни насмешек сверстников. У педагога же не возникает острой необходимости «эксплуатации» таланта ученика в одном направлении из-за большого количества направлений конкурсов, в которых смогут принимать участие его воспитанники, и по этой причине – значительного увеличения возможностей для высоких «отчетных» показателей процесса обучения. Мне не понаслышке известно, что существующие должностные инструкции для очень большого перечня специалистов современных производств и творческих объединений, как правило, включают требования по различным направленностям компетенции специалиста – от юридической, экономической и компьютерной грамотности до узко профильных сфер научных, технических знаний и компетенций. Причем с течением времени все сложнее и сложнее разделить процесс труда по узким направленностям в реальном производственном, творческом, или ином процессе. Следовательно, подготовка и приобщение обучающихся к ситуации быстро меняющихся условий жизни, широкого спектра их производственных обязанностей и необходимых для этого компетенций в предстоящем трудовом процессе, является не просто желательным, но уже и необходимым условием для их успешной социализации в обществе, интеграции в жизненную реальность, вариантом их психологической подготовки к взрослой деятельности в социуме. В учебном процессе большое внимание я уделяю освоению начальных элементов активизации интеллектуальных ресурсов учащихся по методике академика Савина А.Ю. Для этого в течение всего учебного года мы проводим перерывы вовремя занятий, во время которых выполняем упражнения на согласование мыслительной деятельности - веселую гимнастику; с учащимися среднего школьного возраста во время занятий по модулю общего интеллектуального развития также – стихосложение, как часть тренинга по активизации интеллектуальных ресурсов человека. В процессе реализации проекта я понял, что кроме занятий с детьми, необходимо проводить также занятия и с их родителями, на которых пояснить принципы организации моего учебного процесса, и показать практические упражнения, направленные на освоение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения их детей – как во время школьных уроков, так и после них, во внеурочное время, после чего с прошлого учебного года стал регулярно проводить мастер-классы с родителями своих учащихся. По описанной программе я работаю семь лет: один – в сельской местности и шесть - в городе Уфе, причем такое разнообразие занятий очень нравится детям (ведь в системе дополнительного образования нет «принуждения», как в общей школе – дети не обязаны ходить на наши занятия, а их посещение – это их добровольный выбор). Проект включен в список проектов отделения исследования проблем интеллектуальных ресурсов человека ЕАЕН. Список достижений моих учеников в конкурсах различного уровня и направленностей за время реализации проекта занимает почти десяток страниц. Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: когда инновационные идеи, реализуемые в педагогике, основаны на личном опыте педагога, ориентированы на здоровьесбережение учащихся, подтверждаются научными исследованиями и практикой педагогики, а также соответствуют ожиданиям реальных экономических субъектов страны и социальной ситуации, тогда их реализация способна принести новый практически ценный научный материал, и воплотиться в практические методические разработки системы образования, сделав возможным тиражирование, распространение, реализацию этих инновационных идей в педагогической среде страны. Это может привести к коренной перестройке системы образования, появлению нового направления обучения здоровьесберегающих специалистов – педагогов, работающих по мультинаправленным программам дополнительного образования и нового раздела Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, приближающих систему образования к запросам экономики, создавая базу для реализации Национальной Технологической Инициативы и других направлений опережающего развития ее различных отраслей на основе физиологически нормальных условий развития детей.