Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Шумская О. А., Придворева И. Г., Татарникова Е. Г. Коммуникативные упражнения на уроках английского языка

Оригинал материала размещен в выпуске № 2 (40) https://f.almanah.su/40.pdf


Коммуникация возможна лишь при наличии языковой компетенции, основу которой составляют грамматические навыки и умения.
Грамматические навыки отличаются друг от друга настолько, насколько различны сами виды речевой коммуникации. Основной целью обучения грамматике в средней школе является формирование у учащихся грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма. Грамматика является «скелетом» любого языка, так как без знания грамматики о полноценном общении не может быть и речи. Словарный состав является той «одеждой» которую мы надеваем на грамматический «скелет». Именно поэтому так важно обучать детей основам грамматики с самого начала изучения языка.
Умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что вы хотите сказать в данный момент, является о Недостаточный уровень грамматических навыков становится непреодолимым барьером на пути формирования не только языковой, но и речевой и социокультурной компетенции, одним из важнейших условий использования языка как средства общения.
«Что значит знать грамматику?»
Знать грамматику означает знать:
·          форму;
·          значение;
·          употребление;
·          речевую функцию того или иного грамматического явления.
Для того чтобы сформировать прочные грамматические навыки, учителю необходимо:
·          зафиксировать все формы данного явления (например, указать спряжение вспомогательных глаголов);
·          показать не только утвердительную, но и отрицательную и вопросительную формы, полную или сокращённую, если они возможны в данном случае;
·          сравнить форму данной грамматической структуры с частично похожей формой другой структуры;
·          сделать учащихся активными участниками учебного процесса, а не пассивными наблюдателями за действиями учителя.
Многие учителя и ученики считают, что процесс отработки грамматических навыков требует особого внимания, усидчивости, терпения и не может быть «развлекательным» элементом урока. Овладение грамматикой предполагает не столько знание правил, сколько умение, не задумываясь реализовывать их в процессе речевого взаимодействия.
Наилучшим способом решения данной задачи представляется использование различных игр на уроке.
Игра – традиционный, признанный метод обучения и воспитания. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности.
Игра – это активный способ достичь многих образовательных целей.
Игры бывают:
-           языковые (лексические, грамматические) и коммуникативные (language games and communicative games);
-           направленные на совместное решение проблем и соревновательного характера (cooperative and competitive)
-           ориентированные на фронтальную/групповую/парную форму работы (whole class/group/pair-work activity) и т. д.
Вот несколько примеров игр, которые я использую в своей практике.
Грамматическая игра для отработки Простого будущего времени
Игра будет наиболее актуальна накануне выходных, праздничных дней или каникул. Учитель задаёт условие для ученика (например: Masha, your friend invites you to his birthday party), а ученик в ответ говорит, что он будет делать в этих обстоятельствах (например: I will buy a present for him). Задача усложняется за счёт того, что учитель даёт условие в настоящем времени, а ученик должен ответить в будущем.
Грамматическая игра «Угадайка» для отработки общих вопросов в Простом настоящем времени
Игра может проходить в виде соревнования. На доске карточка(и) с предложениями (тематика может быть разной)
Например:
My favourite food is chips.
My favourite food is cheese.
My favourite food is milk
My favourite food is an ice cream.
Один с учеников загадывает одно из предложений. Остальные должны отгадать предложение, задавая общие вопросы.
Например:
Is your favourite food chips? (Yes, it is/ No, it is not)
Тот, кто отгадал, получает один балл или жетончик, и теперь его очередь загадывать. Также можно отработать специальный вопрос What food do you like? или
предложения могут быть типа I like … most of all. В этом случае можно отработать вопросы с глаголом-помощником do.
Грамматическая игра «Отгадай вопрос»
Вызовите двух детей и посадите их так, чтобы они не видели доску и напишите на доске вопрос «What did you do last weekend?» Остальных детей попросите составить предложения-ответы на ваш вопрос. Дети, сидящие спиной к доске, вызывают по одному ученику, слушают предложение и пробуют предположить, какой вопрос написан на доске.
Эта игра помогает детям научиться слышать и извлекать нужную грамматическую информацию из утвердительного предложения, чтобы задать вопрос. Вы можете выбирать степень сложности вопроса ориентируясь на уровень детей, например: How do you come to school?/ Where are you going for holiday?
Игра – это лишь элемент урока, и она должна служить достижению дидактических целей урока. Поэтому необходимо точно знать, какой именно навык или умения тренируются в данной игре.
Игры и задания соревновательного типа не только привносят яркость в процесс изучения грамматики, но также мотивируют учащихся использовать то или иное грамматическое явление в речи.
Игра на закрепление темы Прилагательные
Российская девочка Лена познакомилась с Ником в Англии, они переписываются по Интернету. Подчеркните прилагательные, которые использовала Лена.
From: Lena@hotmail.com
To: Nick@hotmail.com
Subject: Hello!
Date: Sat, 31 Jan 2009 18:57:21
Dear Nick!
I am glad to have your answer so soon. It’s wonderful that you succeed in all school subjects.
And I’m ready to answer your questions about my pets. I have a dog, two cats and a parrot. I love them very much. My dog’s name is Sharik. It is very kind and clever. It is black and white. It is bigger than my cats. Their names are Vasya and Sonya. They are good friends. Vasya is the oldest pet in my house. It is serious. It likes meet. Sonya is younger than Vasya, but it is older than Sharik. My parrot’s name is Amigo. It is green, red and yellow. It likes to say funny words. It is very amusing.
I hope to have your answer as soon as possible.
All the best
Lena
Игра на закрепление времени Present Progressive
Сделайте надписи к картинкам. Составьте устно как можно больше предложений к картинкам.
Используйте глаголы to jump, to ride a bicycle, to drink, to smile, to cry, to walk, to laugh, to write, to dance, to cook, to phone, to read, to skate, to run, to play guitar, to eat, to sleep, to swim, work on a computer, to dance.

Список литературы:
1.http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-2544 («Обучающие игры на уроках английского языка» Климонова Ольга Борисовна)
2.       Английский язык в фокусе. Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений / О.В. Афанасьева, Дж. Дули. – М.: Просвещение, 2007 – 281с: ил.
3.       Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology: учеб. Пособие для вузов/ Р.П. Мильруд. – М:Дрофа, 2005. – 253 с.
2021