Соловьева М.А. Концептуальные основы экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста
Библиографическое описание: Соловьева М.А. Концептуальные основы экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.
1.Актуальность проблемы
Почему так важно воспитывать людей, которые смогли бы ответственно относиться к природе и гармонично жить с ней? Как вы считаете, экологический кризис как-то влияет на жизнь людей?
Как вы думаете, почему мы пришли к такой неблагоприятной ситуации в природе, которая наблюдается сейчас? (Из-за нерационального использования природных ресурсов; воды, газа и т.д., из-за интенсивного развития промышленности, из-за выбросов в атмосферу загрязняющих веществ). Проблемы загрязнения атмосферы связаны с деятельностью человека. Деятельность человека — это внешнее проявление его внутренней экологической культуры. Во многих странах с развитой промышленностью экологическая ситуация опасна для жизни и здоровья человека. Ежегодно в атмосферу выбрасывается сотни тонн отравляющих веществ, в водоемы поступает миллион тонн неочищенных сточных вод, содержащих большое количество ядовитых веществ, к которым организм человека не успел приспособиться. Эти вещества не включаются в круговорот, а следовательно, не перерабатываются, а накапливаются и загрязняют природу, а в результате нарушается качество условий среды (воды, воздуха, земли). Это приводит к возникновению ранее неизвестных заболеваний: генетических, аллергических, эндокринных и других. В 90-х годах 20 века в Казахстане проводилось обследование населения и выяснилось, что в непосредственной близости от ядерных испытаний, заболевания аллергического характера встречается в 2 раза чаще, а также здесь чаще рождаются дети с уже врожденными пороками развития. В то же время в такой промышленно развитой стране как Канада-продолжительность жизни одна из самых высоких в мире. В стране воспитано поколение, заботящееся о природе, понимающее ее самоценность. Давайте поговорим о том, что такое экологическая воспитанность, которую канадцы сумели воспитать в своих детях, которую предстоит прививать нашим детям.
2.Система экологического образования.
Цель экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста-формирование основ экологической культуры.
Экологическая культура-часть материальной и духовной культуры, являющаяся результатом обобщения исторического опыта отношения человека и природы.
Экологическая культура- важная часть общей культуры человека, проявляющаяся в его духовной жизни, в быту. Это особое качество личности понимать ценность природы, характеризуемое совокупностью знаний по экологии, умений природ пользовательской деятельности, гуманистических отношений ко всему живому и к окружающей среде.
Воспитывая ребенка, экологически ориентированного, мы прививаем ему элементы экологической культуры общества, а он приобретает экологическую воспитанность.
Экологическая воспитанность имеет 3 компонента:
1.Экологическое сознание и чувства
2.Экологическая деятельность и поведение
3.Экологическое отношение к природе
Экологическое сознание и чувства включают:
-Знание о растениях и животных как живых существах
-Знание о человеке как живом существе
-Знание о разнообразных ценностях природы
-Знание о нормах и правилах взаимодействия в природе (как себя вести)
Экологическая деятельность и поведение:
-Познавательная деятельность
-Исследовательская деятельность
-Игровая деятельность
-Речевая деятельность
-Художественно-творческая деятельность
-Трудовая деятельность
Экологически правильное, гуманное отношение к природе
-Осознанное
-Деятельное
-Побуждается гуманным мотивом
Эти компоненты на протяжении дошкольного возраста вступают в разные взаимоотношения.
В младшем дошкольном возрасте экологическая деятельность порождает экологические чувства. Например, ребенок гладит котенка и у него появляется чувство любви к нему.
В среднем дошкольном возрасте у ребенка уже сформированы экологические чувства и в соответствии с ними он поступает.
А к старшему дошкольному возрасту уже формируется экологическое отношение, как результат экологического воспитания и содержит в себе экологическое сознание и экологическое поведение и определяет их.
Единицей экологической воспитанности является поступок ребенка в природе
Характеристика поступка:
-Побуждается гуманным мотивом
-Осознан
-Выражен в положительных действиях (помощь, создание условий)
-Он доставляет ребенку удовольствие
Задачи экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста
1.Формирование у ребенка элементов экологического сознания и чувств.
2.Формирование у детей навыков и умений экологически ориентированной деятельности и поведения
3.Формирование гуманного, экологически правильного отношения к природе
3.Естественно-научные идеи современного естествознания
1) Идея единства человека и природы
Раньше в программах человек не рассматривался как часть природы, был над ней. Непонимание зависимости человека от природы привело к экологическому кризису. Девиз: «Мы не будем ждать милости от природы, а возьмем их сами» привел к тому, что человек счел возможным разорять природные ресурсы, перекраивать реки, не задумываясь о последствиях. Но природа не только источник природных ресурсов, она самоценна. Понимание этого приведет к гуманному отношению к природе.
2) Идея многообразия ценностей природы
Духовная, эстетическая, нравственная, познавательная, гигиеническая, самоценность, прагматическая. Сознание этих ценностей позволяет ребенку лучше понять взаимосвязь природы и человека, порождает гуманное отношение к природе.
3) Идея единства всего живого
Важно показать основные свойства живого организма: дыхание, движения, рост, размножение. Человеку присуще все, что присуще живому, но человек не только биологическое, но и социальное существо. Поняв это-ребенок начинает менять отношение к живым существам.
4) Идея единства живого и неживого в природе
Необходимо показать детям связи живого и неживого внутренние и внешние. Например, как зависит жизнь рыб от воды. В систему живого нужно включать человека. Идея составляет гностическую основу экологической культуры личности и общества в целом.
5) Идея разумности и гуманности человека
Например разумность, как качество, присущее людям, может быть представлено детям, как способность думать, говорить, выражать свои мысли, действовать, предвидя последствия действий, сознательно относиться к себе и к другим живым существам, к природе в целом
6) Идея приспособления живого друг к другу и к среде
Идея очень важна-формирует элементарные представления о причинности и взаимной обусловленности явлений природы. Создает основу экологически целесообразного поведения. Природа представляет собой систему особым образом организованных существ.
7) Идея системного строения природы
Природа-система систем. Мы должны показать детям:
1.Связи внутри организма
2.Связи организма и вида
3.Внутривидовые связи
4.Связи вида и экосистемы
5.Связи внутри экосистемы
Только при сохранение всех элементов она функционирует нормально. Нарушая одно звено, мы нарушаем систему. В Китае во времена культурной революции были уничтожены все воробьи. Погиб урожай, закупали воробьев в других странах.
8) Идея целостности природы на любом ее уровне
Организм –целостная система. Знания помогают бороться с травмами, способствуют разумности и гуманности поведения и деятельности детей, повышают уровень саморегуляции у маленьких детей.
Выделенные естественно- научные идеи составляют основу для формирования у детей элементов экологического сознания, поведения, составляют базисные структуры образовательных программ для дошкольников и младших школьников.
Успешность экологического образования определяется не только правильным отбором естественно-научных идей, но и эффективностью педагогического процесса воспитания и обучения детей.
4.Педагогические идеи
1.Идея системности и целостности развития личности
Необходимо развивать все компоненты, базисные структуры личности: сознание, деятельность, отношение, иначе человек не будет экологически воспитан.
2.Идея единства сознания и деятельности
Сознание формируется только посредством деятельности, поэтому нужно организовать деятельность детей в природе, имеющую природоохранное направление (игра, рисование, конструирование, выращивание растений, придумывание экологических сказок). Создаются условия для приобретения эмоционально-чувственного опыта общения с природой, проявления активности, своего отношения.
3.Идея создания условий для накопления эмоционально-чувственного опыта детей в общении с природой.
Приемы: антропоморфизма-придумывание имени растениям, животным, рассказывание сказок, чтение стихов для растений, животных, расскажи секрет, поделись секретом с рыбкой, празднование дня рождения объекту природы, погладь, пожалей, звуковое письмо от объекта природы, представь, что ты бабочка, что чувствуешь, когда к тебе подходит человек? И др.
4.Идея преемственности детского сада и школы
Необходимо согласовывать программы, чтобы дети не получали одну информацию дважды, чтобы учиться было интересно. Воспитатель детского сада и учитель школы должны работать в контакте.
5.Вересов Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников/ Н. Вересов. // Дошкольное воспитание, 2008. - №3.
6.Ашиков В.И. Семицветик. Программа и руководство по культурно- экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста / В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова. – М., 2009.
7.Виноградова М.Р. Воспитание положительного отношения к природе/ М.Р. Виноградова // Дошкольное воспитание. - 2012. - №5
8.Букин А.П. В дружбе с людьми и природой/ А.П. Букин. – М.: Просвещение,2010
9. «Мы», программа экологического образования детей. - СПб: Детство – Пресс,2011