Библиографическое описание:
Егорова З.Г. Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью музыки // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.
Период дошкольного детства представляет собой уникальный этап в жизни каждого человека, наиболее благоприятный для активного усвоения, развития и формирования связной фонетической, лексической и грамматической речи. Надлежащее владение правильной речью считается одним из важнейших элементов полноценной личности.
Музыка представляет собой уникальный способ исследования разнообразных оттенков эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний и настроений. Как самая эмоциональная форма искусства, музыка способна оказывать воздействие на ребенка уже на ранних этапах его жизни. Музыка считается наиболее доступной формой искусства даже для самых маленьких детей, которые еще не способны воспринимать литературу, живопись и другие виды искусства. Осознавая роль музыки в развитии речи на ранних этапах онтогенеза, В. М. Бехтерев рекомендует «использовать ее для стимуляции речевого развития маленького ребенка» (В.М. Бехтерев, 1997). Музыка, воздействуя на слуховую сферу, обогащает сенсорный опыт и, основываясь на формировании неречевого слуха, способствует развитию слуха в речевой сфере. Существует мнение, что важность музыкальных впечатлений в раннем возрасте сопоставима с влиянием речевой среды (Е. З. Яхнина, 2003).
Ведущим видом деятельности на музыкальном занятии с детьми любого возраста является восприятие музыки. Восприятие всегда связано с осмыслением и осознанием того, что человек видит, слышит, чувствует, являясь, таким образом, первым этапом мыслительного процесса. При прослушивании музыки дети выбирают термины, характеризующие ее настроение (радостная, светлая, торжественная, волнительная) и отвечают на вопросы. Часто дети сталкиваются со скудностью лексикона при определении характера музыкального произведения и ответах на вопросы вроде «Что выражает музыка?», «О чем рассказывает музыка?», «Как рассказывает музыка?». Необходима специальная работа по обогащению их речи, включая использование разнообразных эпитетов.
Значительное влияние на развитие образной связной речи у воспитанников оказывает применение различных методов и приемов. Основные из них включают наглядный, словесный и практический методы.
С помощью наглядно-слухового метода осуществляется восприятие музыки. Основное содержание этого метода включает в себя исполнение музыкальных произведений педагогом или прослушивание музыки в аудиозаписи.
Зрительная наглядность включает в себя пейзажные, сюжетные картины, портреты, иллюстрации и игрушки. Этот метод используется с целью уточнения и конкретизации впечатлений детей, стимулирования их воображения и фантазии, а также для иллюстрации незнакомых им явлений и образов. Зрительная наглядность всегда взаимодействует со слуховым восприятием и способствует более полному восприятию звуков.
Особенности мышления ребенка сказываются на его речи. Дети часто избегают использования придаточных предложений, а причинные связи в их высказываниях отсутствуют. Связь «потому что» заменяется союзом «и», а упорядочивание явлений в соответствии с их связями и причинной зависимостью уступает место примитивному объединению отдельных признаков. Для развития у детей умения устанавливать причинно-следственные связи и выражать их связной речью применяются проблемные ситуации. Например, детям предлагается выбрать одну из двух-трех иллюстраций или сенсорных карточек, после чего, с использованием наводящих вопросов, их педагог помогает обосновать свой выбор. Такие упражнения способствуют установлению причинно-следственных связей, делают речь более связной, интересной и полной.
Словесный метод является универсальным в педагогике и применяется также в музыкальном воспитании. Беседа, рассказ, пояснения, разъяснения и пересказ являются различными формами этого метода. К словесным приемам относятся речевой образец, повторение, объяснение, указание, оценка и вопрос. В контексте музыкального воспитания дошкольников, особенностью словесного метода является необычайная образная речь, а не обыденная.
В процессе беседы о музыке с детьми важно определить ее характер, настроения, выраженные в ней, а также изобразительные моменты. Необходимо выявить, какие чувства она вызывает у детей, и понять, с помощью каких средств музыкальной выразительности создан тот или иной образ.
Характеристики музыки являются словами-образами и используются в переносном значении. Целесообразно использовать «словарь эстетических эмоций», включающий примерные группы терминов-синонимов. Переходя от слов-образов к словам-качествам, например: шутливо – насмешливо, комично, лукаво, иронически.
Важно обратить внимание на разнообразие глаголов, используемых в высказываниях дошкольников, особенно в разных временах и с различными приставками. При описании движения людей, дети чаще всего используют слово «идут», а движение машин обозначают словом «едут». Использование синонимов может значительно обогатить образность речи.
Практический метод позволяет выразить свое отношение к музыке через движение и музицирование на детских музыкальных инструментах, например, в исполнении «Карнавала животных» Сен-Санса. Этот метод позволяет детям более ясно и глубоко воспринимать музыку, выделять в ней характер, изобразительные моменты и основные средства музыкальной выразительности. Также можно предложить детям нарисовать музыку, выразив свои чувства и восприятие не только звуков, но и своего настроения. Связь с русской природой, например, в музыке П. И. Чайковского, имеет большое значение, так как настроение природы, пережитое композитором, становится доступным и понятным для детей.
Детям проще выразить свои мысли о рисунке, чем о музыке, и они с большим удовольствием делятся впечатлениями о своих творениях. Однако именно через рисунок происходит осмысление музыкального образа. Дети всегда с радостью откликаются на нарисованную музыку и могут узнать ее даже через длительное время. Такой практический метод также способствует обогащению и развитию речи детей на музыкальных занятиях.
Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр, при условии использования правильно подобранных методов и приемов, положительно развиваются все компоненты устной речи детей. Пение, как вид музыкальной деятельности, является особенно эффективным средством для работы над речью детей. Оно способствует развитию дыхания, артикуляции, голоса, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию и координацию между слухом и голосом.
Специально подобранные музыкальные упражнения и пение вносят значительный вклад в коррекцию речевых нарушений, развивая познавательные процессы и стимулируя творческое мышление у детей. Пение также оказывает положительное воздействие на физическое здоровье, способствуя улучшению дыхательной системы, координации мышечных систем и обменным процессам в организме. Вокал, как средство самомассажа внутренних органов, поддерживает их функциональность и способствует общему оздоровлению.
Занятия пением обеспечивают обучение хорошим языковым моделям, которые легко воспроизвести, потому что речевой поток часто сопровождается музыкой. Пение также имеет дополнительное преимущество – оно требует более четкой артикуляции как со стороны педагога, так и со стороны ребенка. Четкая работа артикуляционного аппарата, включая губы и язык, способствует развитию четкой дикции у ребенка.
Пение играет огромную роль для развития речевого дыхания. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни. Игра на духовых музыкальных инструментах, таких как дудочка, помогает в этом.
Органы дыхания играют важнейшую роль в пении, поэтому требуется их закаливание и укрепление мышц носоглотки. Для этого проводятся специально подобранные упражнения по системе В. Емельянова, А. Стрельниковой, М. Лазарева, Б. Толкачева. Эти упражнения также применяются для развития чувства ритма, где выдох и вдох выполняются на стаккато и легато с различной длительностью. В процессе проведения дыхательных упражнений часто используется сравнительный анализ педагога, демонстрирующего правильное и неправильное выполнение.
Детям особенно нравятся развивающие игры, направленные на работу с голосом. Это включает подражательные игры, где дети могут имитировать звуки окружающего мира, такие как кашель, чихание, голоса животных и птиц, а также звуки неживой природы, такие как часы, дождь, скрип дверей, или шум автомашины (например, в игре «Кто кричит, что звучит»). В ходе этих игр формируется звукообразование. Регулярное использование таких игр не только помогает детям выплескивать свою энергию, но и учит их внимательно слушать свой голос, играя с ним.
Подобные упражнения способствуют развитию интонационного и фонематического слуха. При работе с текстом и изучении песен проводится коррекция устной речи, включая артикуляционную гимнастику для языка, щек и губ, а также мимические упражнения, направленные на развитие подвижности речевых органов. Эти упражнения вызывают положительные эмоции у детей и развивают их мимику. Фонопедические упражнения, как с музыкальным сопровождением, так и без него, эффективно применяются для развития певческих навыков, артикуляции и четкости интонирования.
В работе с детьми дошкольного возраста особое внимание уделяется художественному поэтическому слову. Дети с удовольствием слушают сказки, стихи и рассказы, которые приносят радость через интересное содержание, красоту художественных образов и выразительность языка. Поэтическое слово обогащает их эмоциональную жизнь и помогает формировать художественно-эстетический вкус с самого раннего возраста. В результате появляются любимые песенки и стихи. Потешки, попевки и небольшие песенки, такие как «Петушок», «Гуси», «Пошла Млада за водой», способствуют развитию словарного запаса, образности и выразительности речи. Использование музыкальных игр и упражнений также способствует развитию произносительной стороны речи, так как ритмико-мелодическая сторона ее близка к музыкальной интонации.
Во время звукоподражаний и пения наступает усиленная активность артикуляционного аппарата, гортани и глотки, что способствует развитию дыхания.
Эти упражнения становятся не только средством овладения музыкальным языком, но также и эффективным методом развития речевой деятельности. Основной принцип – повторение, который становится более приятным через пение. Дети, пока повторяют слова и фразы в песне, не только учатся мелодии, но и запоминают текст, не осознавая этого.
Заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений. Ввиду того, что дети скорее запоминают музыку в сопровождении слова, следует начинать разучивание песни сразу со словами. При этом каждая фраза многократно повторяется. Ребёнок должен не только правильно и чётко произносить слова, но и хорошо понимать их значение. В зависимости от того, какие трудности встречаются в песне, какие согласные требуют отработки, какие гласные прозвучали неправильно или нечётко, на дальнейших занятиях при работе над песней именно на них фиксируется внимание педагога.
Неясное и смазанное пение часто является результатом вялых движений губ и языка, ограниченной подвижности нижней челюсти, что приводит к недостаточному открытию рта и нечеткому произношению гласных. Четкость произношения слов в первую зависит от правильного произношения гласных, за которым следует правильное произношение согласных звуков.
Использование музыкальных игр и упражнений способствует развитию произносительной стороны речи, так как ритмико-мелодическая составляющая близка к музыкальной интонации. Занятия звукоподражаниями и пением усиливают нагрузку на мышцы артикуляционного аппарата, глотки и гортани, способствуя улучшению дыхания. При использовании пальчиковых игр, адаптированных к лексической теме, развивается мелкая моторика и речевые навыки.
Одним из ключевых аспектов в организации деятельности по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является развитие мелкой моторики. Как отмечал И. Кант: «Рука – это вышедший наружу мозг человека». Развитие мелкой моторики положительно воздействует на активацию речевых центров в головном мозге, находящихся близко к речевой моторной зоне. Ученые подчеркивают, что проекция кисти руки составляет значительную часть коры головного мозга. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук существенно влияет на развитие активной речи у ребенка. Исследования установили, что соответствие развития движений пальцев возрасту связано с нормальным речевым развитием. В случае отставания в развитии движений пальцев замедляется и развитие речи, хотя общая моторика может оставаться нормальной или даже выше среднего. Таким образом, использование пальчиковых игр, соответствующих лексической теме, способствует развитию мелкой моторики и, следовательно, улучшению речи.
Для развития образной речи детей на музыкальных занятиях эффективным является использование стихотворений и сказочных сюжетов. Стихотворение может предшествовать прослушиванию музыкального произведения, если оно соответствует настроению и характеру музыки, или может звучать в сравнении с уже знакомыми и новыми произведениями. Этот метод особенно уместен после нескольких прослушиваний музыки, когда дети полностью вжились в характер композиции. Такие музыкально‑стихотворные занятия помогают детям освоить основы поэзии, обучая их распознавать рифму, что является важным навыком в их речевом развитии.
Пение может быть приятным для детей способом развития памяти. Существует много разных видов песен: песни-считалочки, песни, сопровождающиеся движениями, колыбельные, песни-сказки. Музыкальные композиции способствуют формированию у детей навыков последовательного изложения фактов, событий и явлений. Особенно полезны песни, которые стимулируют образное мышление, так как дети могут творчески подходить к созданию собственных стихов на услышанную ранее мелодию.
Традиционно пение рассматривается как эффективное средство лечения заикания, поскольку для детей гораздо легче напевать, чем произносить слова. Старательное исполнение слогов в словах позволяет ребенку внимательно слушать все звуки, особенно в слабых позициях, ощущать ритмический рисунок слова, что, в свою очередь, способствует развитию фонематического слуха.
Таким образом, благодаря музыке речевое развитие дошкольников происходит естественным и гармоничным образом. Систематические и целенаправленные занятия музыкой в детском саду способствуют успешному развитию детей в области «Художественно-эстетическое развитие» и «Речевое развитие».
Библиографический список
1. Бехтерев В.М. О значении музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства – М.: типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и Ко, 1916. 13 с.
2. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду – М.: Просвещение, 1989. 270 с.
3. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца – М.: Просвещение, 1984. 206 с.
4. Метлов Н.А. Музыка детям – М.: Просвещение, 1985. 144 с., нот.
Егорова З.Г. Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью музыки // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.
Период дошкольного детства представляет собой уникальный этап в жизни каждого человека, наиболее благоприятный для активного усвоения, развития и формирования связной фонетической, лексической и грамматической речи. Надлежащее владение правильной речью считается одним из важнейших элементов полноценной личности.
Музыка представляет собой уникальный способ исследования разнообразных оттенков эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний и настроений. Как самая эмоциональная форма искусства, музыка способна оказывать воздействие на ребенка уже на ранних этапах его жизни. Музыка считается наиболее доступной формой искусства даже для самых маленьких детей, которые еще не способны воспринимать литературу, живопись и другие виды искусства. Осознавая роль музыки в развитии речи на ранних этапах онтогенеза, В. М. Бехтерев рекомендует «использовать ее для стимуляции речевого развития маленького ребенка» (В.М. Бехтерев, 1997). Музыка, воздействуя на слуховую сферу, обогащает сенсорный опыт и, основываясь на формировании неречевого слуха, способствует развитию слуха в речевой сфере. Существует мнение, что важность музыкальных впечатлений в раннем возрасте сопоставима с влиянием речевой среды (Е. З. Яхнина, 2003).
Ведущим видом деятельности на музыкальном занятии с детьми любого возраста является восприятие музыки. Восприятие всегда связано с осмыслением и осознанием того, что человек видит, слышит, чувствует, являясь, таким образом, первым этапом мыслительного процесса. При прослушивании музыки дети выбирают термины, характеризующие ее настроение (радостная, светлая, торжественная, волнительная) и отвечают на вопросы. Часто дети сталкиваются со скудностью лексикона при определении характера музыкального произведения и ответах на вопросы вроде «Что выражает музыка?», «О чем рассказывает музыка?», «Как рассказывает музыка?». Необходима специальная работа по обогащению их речи, включая использование разнообразных эпитетов.
Значительное влияние на развитие образной связной речи у воспитанников оказывает применение различных методов и приемов. Основные из них включают наглядный, словесный и практический методы.
С помощью наглядно-слухового метода осуществляется восприятие музыки. Основное содержание этого метода включает в себя исполнение музыкальных произведений педагогом или прослушивание музыки в аудиозаписи.
Зрительная наглядность включает в себя пейзажные, сюжетные картины, портреты, иллюстрации и игрушки. Этот метод используется с целью уточнения и конкретизации впечатлений детей, стимулирования их воображения и фантазии, а также для иллюстрации незнакомых им явлений и образов. Зрительная наглядность всегда взаимодействует со слуховым восприятием и способствует более полному восприятию звуков.
Особенности мышления ребенка сказываются на его речи. Дети часто избегают использования придаточных предложений, а причинные связи в их высказываниях отсутствуют. Связь «потому что» заменяется союзом «и», а упорядочивание явлений в соответствии с их связями и причинной зависимостью уступает место примитивному объединению отдельных признаков. Для развития у детей умения устанавливать причинно-следственные связи и выражать их связной речью применяются проблемные ситуации. Например, детям предлагается выбрать одну из двух-трех иллюстраций или сенсорных карточек, после чего, с использованием наводящих вопросов, их педагог помогает обосновать свой выбор. Такие упражнения способствуют установлению причинно-следственных связей, делают речь более связной, интересной и полной.
Словесный метод является универсальным в педагогике и применяется также в музыкальном воспитании. Беседа, рассказ, пояснения, разъяснения и пересказ являются различными формами этого метода. К словесным приемам относятся речевой образец, повторение, объяснение, указание, оценка и вопрос. В контексте музыкального воспитания дошкольников, особенностью словесного метода является необычайная образная речь, а не обыденная.
В процессе беседы о музыке с детьми важно определить ее характер, настроения, выраженные в ней, а также изобразительные моменты. Необходимо выявить, какие чувства она вызывает у детей, и понять, с помощью каких средств музыкальной выразительности создан тот или иной образ.
Характеристики музыки являются словами-образами и используются в переносном значении. Целесообразно использовать «словарь эстетических эмоций», включающий примерные группы терминов-синонимов. Переходя от слов-образов к словам-качествам, например: шутливо – насмешливо, комично, лукаво, иронически.
Важно обратить внимание на разнообразие глаголов, используемых в высказываниях дошкольников, особенно в разных временах и с различными приставками. При описании движения людей, дети чаще всего используют слово «идут», а движение машин обозначают словом «едут». Использование синонимов может значительно обогатить образность речи.
Практический метод позволяет выразить свое отношение к музыке через движение и музицирование на детских музыкальных инструментах, например, в исполнении «Карнавала животных» Сен-Санса. Этот метод позволяет детям более ясно и глубоко воспринимать музыку, выделять в ней характер, изобразительные моменты и основные средства музыкальной выразительности. Также можно предложить детям нарисовать музыку, выразив свои чувства и восприятие не только звуков, но и своего настроения. Связь с русской природой, например, в музыке П. И. Чайковского, имеет большое значение, так как настроение природы, пережитое композитором, становится доступным и понятным для детей.
Детям проще выразить свои мысли о рисунке, чем о музыке, и они с большим удовольствием делятся впечатлениями о своих творениях. Однако именно через рисунок происходит осмысление музыкального образа. Дети всегда с радостью откликаются на нарисованную музыку и могут узнать ее даже через длительное время. Такой практический метод также способствует обогащению и развитию речи детей на музыкальных занятиях.
Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр, при условии использования правильно подобранных методов и приемов, положительно развиваются все компоненты устной речи детей. Пение, как вид музыкальной деятельности, является особенно эффективным средством для работы над речью детей. Оно способствует развитию дыхания, артикуляции, голоса, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию и координацию между слухом и голосом.
Специально подобранные музыкальные упражнения и пение вносят значительный вклад в коррекцию речевых нарушений, развивая познавательные процессы и стимулируя творческое мышление у детей. Пение также оказывает положительное воздействие на физическое здоровье, способствуя улучшению дыхательной системы, координации мышечных систем и обменным процессам в организме. Вокал, как средство самомассажа внутренних органов, поддерживает их функциональность и способствует общему оздоровлению.
Занятия пением обеспечивают обучение хорошим языковым моделям, которые легко воспроизвести, потому что речевой поток часто сопровождается музыкой. Пение также имеет дополнительное преимущество – оно требует более четкой артикуляции как со стороны педагога, так и со стороны ребенка. Четкая работа артикуляционного аппарата, включая губы и язык, способствует развитию четкой дикции у ребенка.
Пение играет огромную роль для развития речевого дыхания. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни. Игра на духовых музыкальных инструментах, таких как дудочка, помогает в этом.
Органы дыхания играют важнейшую роль в пении, поэтому требуется их закаливание и укрепление мышц носоглотки. Для этого проводятся специально подобранные упражнения по системе В. Емельянова, А. Стрельниковой, М. Лазарева, Б. Толкачева. Эти упражнения также применяются для развития чувства ритма, где выдох и вдох выполняются на стаккато и легато с различной длительностью. В процессе проведения дыхательных упражнений часто используется сравнительный анализ педагога, демонстрирующего правильное и неправильное выполнение.
Детям особенно нравятся развивающие игры, направленные на работу с голосом. Это включает подражательные игры, где дети могут имитировать звуки окружающего мира, такие как кашель, чихание, голоса животных и птиц, а также звуки неживой природы, такие как часы, дождь, скрип дверей, или шум автомашины (например, в игре «Кто кричит, что звучит»). В ходе этих игр формируется звукообразование. Регулярное использование таких игр не только помогает детям выплескивать свою энергию, но и учит их внимательно слушать свой голос, играя с ним.
Подобные упражнения способствуют развитию интонационного и фонематического слуха. При работе с текстом и изучении песен проводится коррекция устной речи, включая артикуляционную гимнастику для языка, щек и губ, а также мимические упражнения, направленные на развитие подвижности речевых органов. Эти упражнения вызывают положительные эмоции у детей и развивают их мимику. Фонопедические упражнения, как с музыкальным сопровождением, так и без него, эффективно применяются для развития певческих навыков, артикуляции и четкости интонирования.
В работе с детьми дошкольного возраста особое внимание уделяется художественному поэтическому слову. Дети с удовольствием слушают сказки, стихи и рассказы, которые приносят радость через интересное содержание, красоту художественных образов и выразительность языка. Поэтическое слово обогащает их эмоциональную жизнь и помогает формировать художественно-эстетический вкус с самого раннего возраста. В результате появляются любимые песенки и стихи. Потешки, попевки и небольшие песенки, такие как «Петушок», «Гуси», «Пошла Млада за водой», способствуют развитию словарного запаса, образности и выразительности речи. Использование музыкальных игр и упражнений также способствует развитию произносительной стороны речи, так как ритмико-мелодическая сторона ее близка к музыкальной интонации.
Во время звукоподражаний и пения наступает усиленная активность артикуляционного аппарата, гортани и глотки, что способствует развитию дыхания.
Эти упражнения становятся не только средством овладения музыкальным языком, но также и эффективным методом развития речевой деятельности. Основной принцип – повторение, который становится более приятным через пение. Дети, пока повторяют слова и фразы в песне, не только учатся мелодии, но и запоминают текст, не осознавая этого.
Заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений. Ввиду того, что дети скорее запоминают музыку в сопровождении слова, следует начинать разучивание песни сразу со словами. При этом каждая фраза многократно повторяется. Ребёнок должен не только правильно и чётко произносить слова, но и хорошо понимать их значение. В зависимости от того, какие трудности встречаются в песне, какие согласные требуют отработки, какие гласные прозвучали неправильно или нечётко, на дальнейших занятиях при работе над песней именно на них фиксируется внимание педагога.
Неясное и смазанное пение часто является результатом вялых движений губ и языка, ограниченной подвижности нижней челюсти, что приводит к недостаточному открытию рта и нечеткому произношению гласных. Четкость произношения слов в первую зависит от правильного произношения гласных, за которым следует правильное произношение согласных звуков.
Использование музыкальных игр и упражнений способствует развитию произносительной стороны речи, так как ритмико-мелодическая составляющая близка к музыкальной интонации. Занятия звукоподражаниями и пением усиливают нагрузку на мышцы артикуляционного аппарата, глотки и гортани, способствуя улучшению дыхания. При использовании пальчиковых игр, адаптированных к лексической теме, развивается мелкая моторика и речевые навыки.
Одним из ключевых аспектов в организации деятельности по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является развитие мелкой моторики. Как отмечал И. Кант: «Рука – это вышедший наружу мозг человека». Развитие мелкой моторики положительно воздействует на активацию речевых центров в головном мозге, находящихся близко к речевой моторной зоне. Ученые подчеркивают, что проекция кисти руки составляет значительную часть коры головного мозга. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук существенно влияет на развитие активной речи у ребенка. Исследования установили, что соответствие развития движений пальцев возрасту связано с нормальным речевым развитием. В случае отставания в развитии движений пальцев замедляется и развитие речи, хотя общая моторика может оставаться нормальной или даже выше среднего. Таким образом, использование пальчиковых игр, соответствующих лексической теме, способствует развитию мелкой моторики и, следовательно, улучшению речи.
Для развития образной речи детей на музыкальных занятиях эффективным является использование стихотворений и сказочных сюжетов. Стихотворение может предшествовать прослушиванию музыкального произведения, если оно соответствует настроению и характеру музыки, или может звучать в сравнении с уже знакомыми и новыми произведениями. Этот метод особенно уместен после нескольких прослушиваний музыки, когда дети полностью вжились в характер композиции. Такие музыкально‑стихотворные занятия помогают детям освоить основы поэзии, обучая их распознавать рифму, что является важным навыком в их речевом развитии.
Пение может быть приятным для детей способом развития памяти. Существует много разных видов песен: песни-считалочки, песни, сопровождающиеся движениями, колыбельные, песни-сказки. Музыкальные композиции способствуют формированию у детей навыков последовательного изложения фактов, событий и явлений. Особенно полезны песни, которые стимулируют образное мышление, так как дети могут творчески подходить к созданию собственных стихов на услышанную ранее мелодию.
Традиционно пение рассматривается как эффективное средство лечения заикания, поскольку для детей гораздо легче напевать, чем произносить слова. Старательное исполнение слогов в словах позволяет ребенку внимательно слушать все звуки, особенно в слабых позициях, ощущать ритмический рисунок слова, что, в свою очередь, способствует развитию фонематического слуха.
Таким образом, благодаря музыке речевое развитие дошкольников происходит естественным и гармоничным образом. Систематические и целенаправленные занятия музыкой в детском саду способствуют успешному развитию детей в области «Художественно-эстетическое развитие» и «Речевое развитие».
Библиографический список
1. Бехтерев В.М. О значении музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства – М.: типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и Ко, 1916. 13 с.
2. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду – М.: Просвещение, 1989. 270 с.
3. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца – М.: Просвещение, 1984. 206 с.
4. Метлов Н.А. Музыка детям – М.: Просвещение, 1985. 144 с., нот.