НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Сомко Л. А. Бумагопластика как одна из современных технологий коррекционно-развивающей работы в современном образовательном пространстве

Оригинaл материала размещен в выпуске № 5 (55) https://f.almanah.su/55.pdf


Аннотация.

Реальность наших дней, к сожалению, показывает рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из задач коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, является создание оптимальных условий для развития тех качеств и навыков, которые необходимы для социализации их в обществе. Эффективно помогает решить множество задач в работе с детьми с нарушением речи оригами, которое является одним из видов техники бумагопластики.
Ключевые слова: технология, арт-терапия, изо-терапия, бумагопластика, оригами, бумажная сказка.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья живет в мире, в котором происходят постоянные изменения, обновления и ему нужно уметь идти в ногу со временем. Задача для нас, как педагогов, найти правильные пути коррекции и воспитания личности ребёнка. Для того чтобы воспитанник чувствовал себя успешным в современном мире, необходимо подобрать методы и формы организации работы с детьми с ОВЗ, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности дошкольника. В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске эффективных путей усовершенствования воспитательно – образовательного коррекционного процесса. На сегодняшний день насчитывается множество образовательных технологий, применяемых в процессе коррекционной работы.
Технология - это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Одной из интересных и эффективных коррекционно-развивающих технологий является арт-терапия.
Арт-терапия – одно из самых интересных направлений практической психологии. Сегодня арт-терапия имеет многочисленные формы и вариации. Арт-терапия – это исцеление творчеством. Это означает, что арт-терапия через творческую самореализацию позволяет человеку обрести гармонию с собой и с миром, сбросить психоэмоциональное напряжение.  
Арт-терапия включает в себя несколько направлений:
-изотерапию, 
-цветотерапию,
-сказкотерапию,
-музыкотерапию,
-игротерапию,
-пескотерапию
Изучая направления арт-терапии и используя их в работе с детьми с ОВЗ, я заметила, что самым доступным и интересным для воспитанников является изотерапия.
 Изотерапия – это один из наиболее распространенных и широко применяемых видов арт-терапии. Решение разнообразных проблем с помощью изобразительного искусства. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности, помогает познать своё предназначение. 
Одной из интересных и многогранных техник изотерапии, на мой взгляд, является бумагопластика.
Бумагопластика - это искусство художественного моделирования из бумаги.
Осознавая важность развития мелкой моторики рук детей с ОВЗ в старшем дошкольном возрасте, я заметила, что работа с бумагой полезна и очень эффективна.  «Ум ребёнка находится в кончиках пальцев» - это высказывание известно всем. Привлекая ребенка к такому виду продуктивного творчества как бумагопластика, развивается ряд психологических процессов: мышление, память, восприятие, осязание. Дети через практическую деятельность лучше воспринимают пространственное отношение окружающего мира, аналитическое и пространственное мышление, восприятие и воспроизведение детали и целого предмета, объема и плоскости. Также решаются и педагогические задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимание, усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничеству и многому другом.
Используя данную технику, дети знакомились с разными видами бумагопластики, но больше всего их заинтересовал один из видов - оригами.

Оригами – японское искусство складывания бумаги. Это увлекательное искусство является как способом проведения досуга, так и средством решения многих педагогических задач. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие, в том числе и на развитие речи.
Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания. Занятия оригами: дисциплинируют; воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу; способствуют формированию добрых чувств к близким и дают возможность выразить эти чувства, так как оригами позволяет сделать подарок своими руками; влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки; позволяют детям испытать свои возможности и проявить способности:
·конструктивные – при создании фигурки из одного листа бумаги путем его неоднократного складывания, при изготовлении фигурки из нескольких деталей;
·изобразительные – за счет частичной или полной дорисовки деталей, использования метода аппликации, применения цветовых сочетаний, чередования цветов;
·творческие – оригинальное применение известных моделей; изобретение вариаций на классические модели; изобретение своих фигурок;
·оформительские – оформление открыток, помещений к празднику;
·театральные – обыгрывание сложенных моделей, инсценирование с их помощью сюжетов.
Оригами формирует навыки исполнительского мастерства и вырабатывает сложную координацию движений кисти. Сейчас уже доказана связь способности ребенка совершать сложно-координированные движение пальцами с развитием интеллекта. 
Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это чудо! В одном листке скрыты миллиарды разных образов: и традиционные кораблик, самолетик, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх лестницы творчества и делало этот подъем захватывающе интересным. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь – процесс, ну а конечный результат тоже не остается без внимания: дети видят итог своей работы, получают положительные эмоции, повышается самооценка.
Наблюдая за увлеченностью детей в этом виде деятельности, мы организовали в группе «Час творчества» и назвали его с ребятами «Бумажная сказка».
Работа в этом направлении началась со знакомства с видами бумаги, затем перешли к освоению самых простых конструкций. Дети получали удовольствие от работы в технике оригами, не скрывали радость от полученного результата, делились впечатлениями. Освоив способы получения базовых форм: «воздушный змей», «конверт», «книжка», «шкафчик», «конфетка», «косынка» и закрепив основные термины, постепенно переходили к усложнению. Начиная изготовление деталей с очень простых приемов складывания, дети овладевают достаточно сложными навыками и умениями работы с бумагой. 
При подготовке к занятиям я обязательно использую индивидуально - дифференцированный подход к каждому ребенку.
При организации занятий я выделяю такие условия:
- поделка должна быть интересна детям, понятна и доступна в изготовлении;
- обязательная положительная оценка поделки;
- игрушка, сделанная ребёнком, должна стать его собственностью, чтобы он мог распоряжаться по своему усмотрению.
Методы обучения подбираю адекватные уровню ребенка – по показу, по образцу, по словесной инструкции. Это позволяет индивидуализировать процесс обучения, сделать работу менее утомительной и продуктивной. А для того, чтобы занятие проходило увлекательно, в начале мотивирую детей: создаю игровые и проблемные ситуации, затем использую пальчиковую гимнастику, озвучивание бумажного квадратика (речь от имени квадратика). Как только у ребят появлялись готовые фигурки, они сразу оживали в детских руках: обыгрывали и озвучивали их. Тут воспитанники и заметили, что изготовление фигурок похоже на волшебство, а волшебство бывает в сказках; стоит только оживить, и сюжет развивается сам собой – отсюда и вытекло название нашего «Часа творчества» «Бумажная сказка». Эти занятия так увлекают ребят,  каждый старается сделать первым. Физические возможности детей нашей группы разные, поэтому ребята, которые справляются быстрей, с удовольствием оказывают помощь остальным.
В процессе использования оригами я наблюдала положительную динамику у детей: руки становятся согласованными и более ловкими, обогащается словарь, развивается связная речь, улучшается память, внимание, ребята становятся раскрепощенными.





Библиографический список

1.Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. Книга для воспитателей детских садов и родителей. – М.: Просвещение, 1992.
2.Соколова С.В. Сказка оригами: Игрушки из бумаги.- М.: Изд-во Эскимо; 2004.
3.Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
4.Коротеев И.А. «Оригами для малышей». М. Просвещение АО «Учебная литература», 1996
5.Роблес М. Оригами для всей семьи [Текст]/пер. с исп. А. Шигимаги. – Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга»; Белгород: ООО «Книжный клуб «Клуб Семейного досуга», 2010.

2022