Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Андрусь Л.В. Внеклассное мероприятие «Круглый стол «Духовное наследие святителя Иоасафа Белгородского и современный мир»

Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (15) https://f.almanah.su/15.pdf

Цели занятия:
1.Использовать нравственный опыт святых отцов Русской Православной
Церкви в процессе воспитания школьников среднего звена.
2.Укреплять основы православной веры посредством    изучения жизнеописания Святителя Иоасафа Белгородского.
Задачи:
1.Воспитание ценности собственной культуры.
2.Практическое использование знания духовного наследия святых отцов РПЦ.
3.Патриотическое воспитание детей на примерах из жизни нашего святого.
Оборудование:
ПК, проектор, фотографии, иконы, презентация, газета «Белгородские епархиальные ведомости», журнал «Миссионерское обозрение».
Участники «Круглого стола»:
Ø Отец Михаил– протоиерей, настоятель храма
Ø Учителя и учащиеся МБОУ «Ливенская СОШ №2»,
Ø Библиотекарь МБОУ «Ливенская СОШ №2».
           Проблема использования святоотеческого наследия в современной школе требует основательного и разнопланового анализа. Она возникла на волне интересе к Православию вообще и православной педагогике в частности и усугубилась после признания Министра образования России на Рождественских чтениях о том, что необходимо обращение к духовным богатствам Православия, к проблемам духовно-нравственного воспитания.
           Можно только приветствовать тот факт, что постепенно начинает изживать себя гуманистическая утопия, связанная с идеализацией Запада, с верой в то, что рыночная система сама по себе может решить все государственные, общественные и личностные проблемы, что она является предпосылкой общества, процветающего не только в материальном, но и в духовном отношении.
Ведущая: Святителя Иоасафа (Горленко),епископ Белгородский. Святитель Иоасаф оставил всем нам богатое духовное наследие.Вокруг Иоасафа Горленко и его наследия сложился кружок его почитателей, который вырос до Братства во имя святого и просуществовал в Петрограде до 1917 года. Перед событиями 1917 года в поселке Парголово около Петрограда была построена церковь во имя Святителя Иоасафа, и создано при ней Михайловское Иоасафовское Братство, запрещенное при советской власти. Общество Святого Иоасафа было восстановлено в конце XX века и действует сейчас в Санкт-Петербурге.
Дважды в год совершается в Белгороде крестный ход с нетленными мощами святителя Иоасафа. На эти крестные ходы приезжают люди не только из Белгорода, но и из очень многих городов и сел нашей страны и зарубежья. Духовно чуткие и мудрые люди знают цену этому событию. Они ощущают каждодневную помощь Святителя в своих больших и малых делах. Странное дело, но о нашем белгородском святом приезжие иногда знают больше, чем сами жители Белогорья. Сегодня мы постараемся в какой-то мере это досадное упущение устранить. Мы представим вашему вниманию отрывки из воспоминаний известных людей, выдержки из исторических документов, отзывы наших современников о Святом, прославившем наш Белгород в веках.
        Слово предоставляется священнику Свято-Успенского храма села Ливенка протоиерею отцу Михаилу.
        Настоятель храма: Я расскажу о том, кем был святитель Иоасаф, коротко познакомлю вас с его житием, т.е. его биографией.8 сентября (21 сентября по н.ст.) 1705 года, в праздник Рождества Богоматери, когда совершалась Божественная литургия, у благословенной супружеской четы Андрея и Марии Горленко родился первенец, названный в Святом Крещении Иоакимом. Отец, несший родовую службу в казачестве, отличавшийся мужеством и твердостью, мать, кроткая и спокойная, из рода Апостолов – личности глубоко набожные. Под кровом родительского дома и Троицкой Густынской обители Иоаким Горленко получил прочные задатки веры и благочестия.
На восьмом году жизни он уже поступает в Киево-Братское училище (Киевскую академию) и крепнет в добром нраве под благотворным воздействием киевских святынь. Одиннадцатилетний отрок Иоаким возлюбил монашество. Сын земного воина стремится быть добрым Христовым воином. Он просит у родителей благословения на служение Богу. Отец и мать были огорчены решением сына, но все-таки отпустили его в Киев для продолжения образования.18-летний юноша решает твердо и неуклонно нелегкую задачу жизни на основании Святого Евангелия. Целый год он уделил на прохождение испытания, положенного перед вступлением – и в октябре 1725 года в Киево-Межигорском монастыре, на двадцатом году жизни, пострижен был в рясофор и назван Иларионом.
Протекает два года весьма строгой монашеской жизни. По возвращении в Киево-Братское училище, Илларион 21 ноября 1727 года принимает пострижение в мантию и наименовывается Иоасафом. В 1728 году монах Иоасаф рукоположен      в иеродиакона и определен учителем. В этой должности он состоял до 1734 года. Затем был удостоен пресвитерского сана, переведен в Киево-Софийский монастырь, назначен экзаменатором Киевской епархии.
В 1737 году иеромонах Иоасаф назначен был настоятелем Спасо-Преображенского монастыря Полтавской губернии. Изыскивая средства на восстановление соборного храма, Иоасаф отправляется в Москву и Петербург. Там в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны произносит сильное по убедительности и богатое по содержанию Слово о любви к Богу и к ближнему. Затем через знатных особ он представил свою просительную книгу Государыне Императрице, и та велела выдать ему две тысячи рублей на нужды и устроение монастыря. Эта поездка сделала Иоасафа известным при Дворе. И по личному приказанию Государыни Императрицы его возвели в сан архимандрита и назначили наместником Троице-Сергиевой Лавры, которая за год до этого была опустошена пожаром. Несмотря на слабое здоровье и болезнь, Иоасаф приложил много труда, усилий и забот для ее возрождения. Были восстановлены церкви, храмы, библиотеки, церковная живопись.
15 марта (28 марта по н..ст.) 1748 года архимандрит Иоасаф был назначен епископом Белгородским и Обоянским. Рукоположение его происходило в Петербургском Петропавловском соборе. Богослужение почтила своим присутствием благочестивейшая Государыня Императрица.
6 августа утром новопоставленный епископ прибыл в Белгород. Картина крайнего убожества и стихийного разрушения предстала перед ним. И на такой ниве проявились все таланты богато одаренной личности Святителя, здесь раскрылись знания и богатый духовный опыт его. Он явил себя светильником, поставленным на свешнице, чтобы светить всем, которые были вверены руководству его. Иоасаф принял в свои руки управление обширной епархией и всего себя отдал на служение благу своей паствы, которая нуждалась в научении и просвещении, исправлении и духовном врачевании.
Архипастырь предпринимал частые поездки по епархии, в селах и деревнях ознакомлялся с бытом, настроением пастырей и прихожан. Он испытывал священников в знании истин православного учения и выполнения монастырских обязанностей.
Святитель Иоасаф всегда оказывал помощь просителям и страждущим, но делал это тайно. По дошедшему до нас преданию, он переодевался в послушническую одежду, приходил к бедным, рубил им дрова, приносил их к порогу и незаметным удалялся. Посылал бедным и заключенным в тюрьмы деньги и одежду, расходуя на это свои личные средства.Сам чистый сердцем и душой, Белгородский Святитель всячески стремился вырвать с корнем порок или грех из существа христианина, нарушающего волю Божию, обнаруживал жалость к несчастным грешникам, строгость сглаживал состраданием, снисхождением.
Простившись с родителями, святитель держит путь к своей пастве, занемогает в Грайвороне, и 10 декабря (23 декабря по н.ст.)1754 года отходит ко Господу. как верный раб его. Но тело его оставалось нетленным и в течение 76 дней пребывало среди паствы его в Белгородском Свято-Троицком кафедральном соборе. Народ толпами стекался в собор для прощания. В конце февраля тело было перенесено в склеп, приготовленный заранее по указанию самого Иоасафа.Белгородский святитель Иоасаф почитался и почитается доныне в народе как истинный святой, как подлинный целитель болящих, заступник слабых и обездоленных.
        Ведущая: Белгородский святитель Иоасаф обладал даром чудотворения и исцеления, о чем свидетельствуют исторические документы. С некоторыми выдержками из этих документов вас познакомят учащиеся 5 класса.
Ученица 1: О прозорливости святителя Иоасафа существует такое предание.
«Однажды наши родители, - рассказывают священнику села Сажного Корочанского уезда Курской губернии крестьяне хутора Угрюма, - поехали к святителю Иоасафу просить благословления и молитв о ниспослании дождя, ибо стояла сильнейшая засуха и червь подтачивал хлеб. Выслушав их просьбу, святитель обратился к кучеру и приказал ему к завтрашнему дню приготовить сани для поездки. Это было под Троицын день. Крестьяне недоумевали, переглядывались между собой. Святитель еще раз повторил свое приказание. К утру выпал снег и в таком количестве, что жители Белгорода ездили на санях, а образовавшаяся влага от таяния снега поддержала урожай, согнав с полей червя.» Это предание доныне живет в пределах Белгородского уезда.(Сообщение священника Александра Чеботарева.Журнал «Благовест», 1883 год, №17.)
          Ученик 1: В Белгороде во время торжеств первого прославления святителя Иоасафа совершилось тридцать чудесных исцелений. Вот некоторые из них:
1. Дочь курского мещанина Ефросинья Дмитриевна Полякова, 10 лет,с 6-ти лет слепая. Прозрела утром 27 августа, после молитвы у мощей Святителя.
2. А.И.Пробатель – глухонемой крестьянин Волынской губернии. Заговорил во время обнесения мощей 3 сентября.
3. Е.Ф.Маршутина, крестьянская девочка деревни Медвежки Орловской губернии. Два года была слепа. В ночь на 4 сентября исцелилась у мощей святителя Иоасафа.
      Ведущая: О событиях, связанных с первым и вторым обретением нетленных мощей святителя Иоасафа расскажут учащиеся 5 класса.
     Ученик 2: День прославления мощей святителя Иоасафа белгородские власти и духовенство планировали провести особенно торжественно. Городская дума решила пригласить на торжество императора Николая Второго и членов царствующей фамилии. Однако приезд царя в Белгород не состоялся в связи с покушением на главу царского правительства П.А.Столыпина. Прибыли только два члена царской фамилии: великий князь Константин Константинович и великая княгиня Елизавета Федоровна. Прибыли также официальные делегации и верховные  иерархи из соседних и многих отдаленных губерний. В общей сложности к началу торжеств стеклось в Белгород до 200 тысяч паломников. Над городом и окрестностями стоял «целодневный звон» колоколов всех белгородских церквей и монастырей.
В воскресенье, 17сентября, высшие архипастыри во главе с митрополитом спустились в пещеру, и, и подняв на руках гроб с мощами, вынесли его из склепа наверх и поставили в соборе на возвышении.Паломники подходили к раке в стройном и четком порядке. Такого наплыва паломников древний Белгород не видал за всю свою историю.
       Ведущая: В 1920 году было совершено надругательство над святыней.
       Ученица 2: Да, 1декабря 1920 года по постановлению Белгородского уездного съезда Советов состоялось вскрытие мощей. Затем их увезли из Белгорода и выставили в виде экспоната в анатомическом музее в Москве. С тех пор с мощами стали происходить невероятные и загадочные события. Мощи оказались в Ленинграде в Музее истории религии и атеизма. Но потом они вовсе куда-то исчезли и никто не мог сказать, что с ними стало.Оказывается, в 1970 году мощи решили уничтожить, а работники музея, узнав про это, решили их перепрятать. И более 20 лет это хранилось в тайне. И только в 1991 году тайна была оглашена и мощи перевезли в Москву, затем в Курск и ровно через 80 лет после канонизации Православной Церковью Белгородского святителя его мощи вернулись в Белгород.
         Ученик 3: Возвращению мощей епископа Иоасафа в Белгород предшествовала большая и кропотливая работа, связанная с их поиском, опознанием и идентификацией. Активное участие в этом приняло Белгородское духовенство Большую помощь оказали сотрудники Белгородского областного краеведческого музея, в нем оказались реликвии и материалы из Свято-Троицкого собора, разрушенного в 1920-х годах. Не осталось следов и от пещеры, устроенной под собором и в которой почивали мощи более полутора веков. Поэтому постоянное место для установления раки с мощами Святителя было приготовлено в Преображенском кафедральном соборе.
       Из свидетельств очевидцев – священнослужителей Преображенского собора.
                                                        *  *  *
        16 сентября 1991 года в день возвращения мощей святителя Иоасафа во время крестного хода по улицам города, над Белгородом была радуга. И благоухание нежное распространялось вокруг.
                                              *  *  *
В последнее время очень часто в кафедральный собор Белгорода привозят детей – инвалидов для того, чтобы приложить их к святым мощам.
Каждый день люди заказывают благодарственные молебны святителю Белгородскому. Значит, есть за что благодарить…
Ведущая:  Слово предоставляется заведующей библиотекой.
Библиотекарь: В Белгороде издана поэма, написанная святителем Иоасафом «Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными». Она состоит из трех частей.
Ведущая: В год прославления мощей святителя Иоасафа Белгородского (1911) в религиозной и светской периодике появилось немало стихотворений самодеятельных поэтов, посвященных этому угоднику Божию. В основном они печатались на страницах журнала «Русский паломник».
Ведущая: На этом работа «Круглого стола», посвященного 100 – летию канонизации святителя Иоасафа, епископа Белгородского завершена. Благодарю всех за участие.

Библиографический список

1.        Овчинников В.В. Белгородская область. История и современность//В.Овчинников – Москва: издательство «Имидж-Контакт» - 2007, 32-33 с.
2.        Пересыпкина А.В. Православные духовные ценности и современное образование// А.Пересыпкина - Белгород: ОГАОУ ДПО «БелИРО»-2014, 23-25 с.
3.        Пономарёва О.Б. Православие и культура в Белгородском крае//О.Пономарёва-Белгород-1999, 75-160 с.

2019