Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Панова Е.Г. Раскрытие творческих способностей ребенка в условиях литературно-творческого объединения «Хрусталик»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (01) https://f.almanah.su/01.pdf


Проблемы образования в судьбах России наших дней становятся узловыми. На этапе смены парадигм культуры, науки, мировоззрения образование превращается в ведущий фактор экономического и социального развития страны. Высшим смыслом нахождения человека в образовательной среде, по верной мысли многочисленных современных учёных, становится раскрытие и совершенствование его творческих способностей.
Анализ литературы по проблеме литературно-творческого развития учащихся даёт основание для вывода о том, что целая серия таких понятий, как «социальное творчество», «литературное творчество учащихся», «литературно-творческие способности», «литературно-творческая деятельность», являющиеся основополагающими для теории и практики литературно-творческого развития учащихся, ещё не имеют достаточно точных формулировок. Богоявленская Д.Б.[2], Калмыкова З.Н.[3] и другие учёные понимают творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний. Пономарёв Я.А.[4] понимает творчество в самом широком смысле: как взаимодействие, ведущее к развитию. Яковлева Е.Л.[6] трактует творчество как процесс реализации собственной индивидуальности. Индивидуальность, понимаемая как совокупность характеристик, по которым один индивид отличается от другого, всегда уникальна, а, следовательно, нова. Таким образом, понятие «творчество» тесно связано с понятием «индивидуальность». Выражение себя, своей индивидуальности, есть не что иное, как выражение того, что и как ты видишь, слышишь, чувствуешь.
Основная и очень ответственная задача образовательных организаций в общем и учреждений дополнительного образования в частности - раскрыть индивидуальность ребёнка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям, способствовать мировоззренческому самоопределению. Раскрытие индивидуальности каждого ребёнка как в процессе обучения, так и во внеурочной деятельности, обеспечивает построение личностно ориентированного образования в современных образовательных организациях. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих работать с каждым ребёнком в отдельности с учётом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
Литературное творчество, по мнению Ананьева Б.Г.[1], является «каналом скрытого развития многих других видов творчества, важным инструментом формирования общей одарённости человека». Развитие литературных способностей помогает детям осознать единство мира и своё место в этом мире.
Занимаясь литературным творчеством в объединении «Хрусталик» в условиях внеурочной деятельности, воспитанники приобретают ценный для будущего опыт – духовно быть самим собой, развивают способность выражать себя в слове. Для развития творческой активности у детей в объединении созданы следующие педагогические условия, которые способствуют этому процессу:
- особая творческая атмосфера; поощрение фантазирования;
- поддержка уверенности в своих силах;
- доминирование эмоций радости;
- отсутствие боязни показаться странным и необычным;
- наличие комфортности; возможность быть самим собой.
Занятия в литературно-творческом объединении строятся на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёте особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса, то есть, с применением личностно ориентированной технологии, где ребёнок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.
Творческих людей отличает особое умение видеть, слышать то, что не увидели и не услышали другие. Они тоньше чувствуют, различают оттенки, они не равнодушны к действительности, их души полны впечатлений, которые необходимо выразить в каких-либо образах. Значит, судьба наших детей зависит во многом от того, насколько мы их научим видеть необычное в окружающем мире, замечать то, что восхитит, удивит, заставит опечалиться. Отсюда следует вывод: надо научить детей видеть прекрасное, развить в них эстетические чувства, это расширит их духовный мир, направит и обогатит личность. Здесь важно всё: интонация педагога, мимика, жесты, выражение глаз. По эмоциям детей мы можем судить об их потребностях, интересах, пристрастиях. На занятиях «Хрусталика» мы рассматриваем репродукции картин известных художников, читаем произведения классиков, современных поэтов и прозаиков, общаемся с живой природой на экскурсиях, посещаем выставочную площадку Центра эстетического воспитания детей, где размещаются творческие работы сверстников. Всё это не может оставить воспитанников равнодушными.
На первом году обучения в «Хрусталике» ведётся работа над загадками, которые являются метафорами или построены на основе сравнения. Это развивает образное видение предмета и учит составлять собственные загадки.
Любопытная плутовка
Ищет приключенья ловко,
Сама как морковка,
А в земле не растёт.

(Богдан З., 3 класс)

Жёлтый, кислый и полезный,
Он спасёт вас от болезней (лимон).

(Евгения М., 4 класс)

Работа с пословицами, которая обогащает речь детей, учит уместно употреблять их в различных речевых ситуациях. Одна пословица может дать самую точную, самую меткую характеристику человеку. Эта работа строится следующим образом: детям раздаются карточки с началами и окончаниями пословиц. Те, у кого написаны «половинки» с большой буквы, читают их по очереди вслух. Откликается тот, у кого продолжение пословицы. Пары, составившие пословицу, выходят к доске и объясняют её смысл. Продолжением этой работы являются небольшие сочинения с использованием пословиц. Такие сочинения с огромным увлечением писали и ученики Л.Н. Толстого - крестьянские дети. И писали их, по свидетельству Л.Н. Толстого, гораздо интереснее и талантливее любого взрослого.

Снега много - хлеба много

Богата зима снегом. Говорят: «Снега много – хлеба много». А знаете, почему именно так говорят? Весной снег тает, вода попадает в почву, там смешивается с солями. А напитавшаяся досыта весной земля даёт осенью богатый урожай. Вот так и говорят.

(Владимир Д., 3 класс)

Сухомлинский В.А. [5] не представлял обучение в школе не только без слушания, но и без создания сказки. Сказка, по его словам, – это «радость мышления: создавая сказку, ребёнок утверждает свою способность к творческому мышлению». Самые первые ступеньки - это слова-подсказки, вопросы-подсказки, которые помогают ребятам создавать сказочные истории. Так на занятии детям предлагается представить, что они превратились в зайцев, белочек…или вообразить, пофантазировать и оживить неживые предметы.
Вот одна из коротких сказок, написанных на занятии.

Как Заяц Лису и Волка перехитрил

Жил да был Заяц-попрыгаец. Была у него волшебная палочка, которая показывала ему, где в лесу растёт самая свежая и вкусная трава. В том же лесу жили Волк и Лиса, которые хотели палочку эту отобрать, а самого Зайца съесть. Только тот удирал всё время. Однажды злодеям всё-таки удалось поймать Зайца. Он сказал: «Может быть, в прятки поиграем?» Хищники согласились. Заяц с помощью волшебной палочки превратился в снег. Искали-искали его злодеи, но так и не нашли. А Заяц вернулся домой и стал жить лучше прежнего.

(Степан В., 3 класс)

А вот примеры первых стихотворных работ воспитанников «Хрусталика».

Новый год

Зима – это чудное мгновенье,
Зима – это лёгкое вдохновенье.
Она Деда Мороза в гости зовёт,
На Новый год в детский хоровод.

(Альберт Г., 3 класс)

Новогодний сюрприз

Как же так? Всё это слишком!
У меня завёлся плюшевый мишка!
В новогоднюю ночь он появился:
Я спала, он возле меня очутился.
А на брата младшего Гришу
Кресло-груша свалилось с крыши.
Кто же всё это нам принёс?
Может быть, добрый Дед Мороз?
Или же наш любимый папа
Те подарки от нас просто прятал?
Ночью этой он их достал,
Значит, Новый год уж настал!

(Яна И., 4 класс)

А ещё ни одно занятие не проходит без игры: в игровой форме знания лучше усваиваются детьми. Поэтому мы играем в «Рифмы», «Цепочку ассоциаций», «Метафоры», «Эпитеты», «Доскажи словечко», «Чепуху», «Продолжи историю», «Сочиняем сказки по кругу».
Только в условиях взаимного уважения и доверия могут рождаться и звучать из уст маленького автора первые литературные произведения. Здесь ребёнок не побоится быть высмеянным, а сам захочет услышать мнение о написанном им стихотворении, рассказе или сказке, получить помощь и добрые советы от педагога и товарищей по объединению. В нашем творческом коллективе одни дети любят писать сказки, другие – загадки, третьи – рассказы. Одинаковыми дети быть не могут, уникален каждый, поэтому и развивается в своём индивидуальном темпе, но обязательно развивается. Тех, кто сказал бы: «А я не умею», - нет.
Стихов, загадок, рассказов и сказок за прошедший год детьми написано немало. Воспитанники «Хрусталика» принимали активное участие в конкурсах и фестивалях различного уровня - от муниципального до международного, где становились победителями и призёрами. Все авторские работы детей публиковались на сайте Центра эстетического воспитания детей по мере их появления на свет. По итогам года были выпущены первые маленькие сборники каждого воспитанника и вручены им вместе с грамотами на школьных линейках.
Творчество, на наш взгляд, - это совокупность сущностного, процессуального и личностного компонентов, обусловливающих появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью. Детское творчество неисчерпаемо. Оно всегда самостоятельно, необычно. Это порыв ребёнка к доброте и красоте, воплощение его мечтаний, стремление выразить свои чувства, переживания. Главное в детском творчестве – это огромная радость, которую оно несёт и педагогу, и ученику. Пусть не все дети станут поэтами и писателями, но очень надеюсь, что настоящими людьми они станут обязательно.

Литература

1. Ананьев, Б.Г. Формирование одарённости. Склонности и способности [Текст] / Б.Г. Ананьев. - Л., 1962.
2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Д.Б. Богоявленская. - М.: Academia, 2002. – 320 с.
3. Калмыкова, З.Н. Продуктивное мышление как основа обучаемости [Текст] / З.Н. Калмыкова. - М.,1981. – 200 с.
4. Пономарёв, Я.А. Психология творчества [Текст] / Я.А. Пономарёв. - М.: изд-во «Наука», 1976. – 304 с.
5. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский. – Киев: Радянска школа, 1969. - 248 с.
6. Яковлева, Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника [Текст] / Е.Л. Яковлева // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. – С. 28–34.
Тел. 89080682439, e-mail ele679426@mail.ru - Панова Е.Г.

2017