Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Габышева В.А. Нейропсихологическая диагностика детей как способ выявления причин трудностей обучения

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (13) https://f.almanah.su/13.pdf


Большое число современных младших школьников имеют проблемы со школьной успеваемостью.
У детей с трудностями в обучении наблюдаются различного рода проблемы в усвоении школьной программы. Такие ученики могут иметь незначительные (слабо выраженные) отклонения в функциях центральной нервной системы, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на школьную успеваемость и адаптацию ребенка.
К сложностям со школьным обучением приводят трудности, которые не были своевременно выявлены и устранены. Для того, чтобы вовремя увидеть возможную проблему и применить именно те методы, которые наиболее эффективно справятся с ней, ребенку необходимо пройти нейропсихологическую диагностику.
Трудности в обучении у ребенка могут возникнуть в связи с нарушением функций восприятия, переработки информации (слуховой, зрительной, пространственной, кинестетической). Эти отклонения, в свою очередь, приводят к развитию дислексии, дисграфии, дискалькулии. У ученика могут вызывать трудности ориентировка на бумажном листе, и, как следствие, он не соблюдает строку, пропускает буквы, зеркалит знаки, заменяет одни буквы на другие, имеет сложности в восприятии текста в целом.
“Слабые звенья” структур головного мозга школьника препятствуют успешному обучению и гармоничному развитию ребенка. Нейропсихологическая диагностика позволяет выявить, какой именно компонент страдает и не позволяет правильно развиваться определенной составляющей высших психических функций.
Нейропсихологический подход является одним из наиболее продуктивных и результативных методов в решении проблем, связанных со школьной неуспеваемостью.
Благодаря нейропсихологической диагностике можно выявить индивидуальные особенности развития ребенка, определить состояние его высших психических функций (память, мышление, внимание, речь, восприятие, воображение), выявить слабые стороны, над которыми необходимо поработать, верно подобрать коррекционные и развивающие методы.
Работа нейропсихолога с ребенком включает в себя несколько этапов: нейропсихологическая диагностика, подбор коррекционной программы, непосредственно коррекционная деятельность и оценка эффективности терапии (повторная диагностика).
Во время нейропсихологической диагностики специалист оценивает уровень развития высших психических функций ребенка. Если у школьника есть отклонения в функционировании структур головного мозга, то нейропсихолог обязательно это увидит.
Нейропсихологическая диагностика проводится в тихой, спокойной обстановке, чтобы ребенок имел возможность сосредоточиться на заданиях. Нейропсихолог использует специальные инструменты и методы, которые подбираются для детей индивидуально. Для каждой возрастной категории существуют определенные наборы тестов. Задания раскрывают особенности внимания, памяти, восприятия, мышления, речи, пространственного восприятия, межполушарного взаимодействия, зрительно-моторной координации, уровня контроля и саморегуляции поведения.
Нейропсихологическая диагностика детей в шестилетнем возрасте в первую очередь направлена на определение уровня подготовки дошкольника к предстоящему учебному процессу. Благодаря нейропсихологическому обследованию можно определить нарушения и затруднения в развитии (например, чтение, концентрация внимания, гиперактивность) и на основе полученных результатов выявить очаг дисфункции. Нейропсихологическая диагностика в этом возрасте позволяет определить готовность ребенка к школе: речь, письмо, память, поведение и так далее. Диагностика помогает понять возможности ребенка и показывает, на сколько успеваемость в школе может зависеть от коррекционного обучения.
Нейропсихологическая диагностика детей от 7 до 12 лет актуальна, когда ребенку сложно учиться в коллективе, у него постоянная неуспеваемость, рассеянность, сложности в запоминании информации, неусидчивость, когда школьнику трудно читать, писать, считать, а специальные занятия с педагогами не улучшают ситуацию.
На основании результатов тестирования, индивидуально для каждого ребенка, с учетом его возрастных и психофизиологических особенностей, составляется поэтапная схема коррекционного воздействия. Основываясь на диагностических данных, специалист разрабатывает индивидуальную коррекционную программу, которая включает в себя занятия, направленные на устранение имеющихся у школьника проблем.
В процессе коррекционной деятельности нейропсихологу очень важно установить благоприятный эмоциональный контакт с ребенком,чтобы настроить ученика на активную работу над собой, сформировать мотивацию, снять чувство тревоги, помочь стать уверенным в себе. Для повышения эффективности коррекционной работы необходимо взаимодействие специалиста с родителями. При необходимости нейропсихолог обязательно даст все пояснения по поводу методов коррекции, расскажет, для чего именно нужно то или иное задание, как правильно выполнять упражнения, даст рекомендации, которые родители смогут применять на практике в домашних условиях.
Принцип нейропсихологического подхода заключается в том, что коррекция - это работа, направленная на формирование высших психических функций, которые непосредственно участвуют в процессе обучения, усвоении школьной программы, переработке и анализе информации: зрительное, слуховое и пространственное восприятие, речь, самоконтроль, ориентирование в пространстве и так далее. Во время нейропсихологической диагностики важно учитывать развитие высших психических функций ребенка в онтогенезе, то есть в процессе его индивидуального развития с самого рождения.
Во время повторной нейропсихологической диагностики производится оценка эффективности подобранной терапии, анализируются результаты коррекционной работы.
Коррекционная и развивающая работа с ребенком с трудностями в обучении, основанная на нейропсихологическом подходе, эффективна и результативна, так как проводится в индивидуальном порядке с учетом слабых и сильных сторон развития ребенка. Благодаря нейропсихологическому подходу формируется благоприятная развивающая среда и возможно раннее коррекционное воздействие.
2018