НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Маркова Т.И., Шадрова Н.С. Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Народное наследие детям. Фольклорная композиция «Хлеб — всему голова»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 02 (04) https://f.almanah.su/04.pdf


·          Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.
·          Задачи:
·          уточнить представления детей об осени, её дарах: овощах и фруктах, хлебе;
·          знакомство детей с старинным способом сбора урожая хлеба на Руси на полях - с помощью серпа;
·          развитие словарного запаса детей: нива, жнеи, жнецы, жали, серпы;
·          развитие у детей музыкального чувства, ритма;
·          развитие выразительности речи, дикции;
·          развитие творческих исполнительских умений и навыков;
·          воспитание у детей интереса и уважения к русской народной культуре.
·          Подготовка
·          национальные костюмы;
·          атрибуты серпов;
·          колосья пшеницы;
·          сноп пшеницы;
·          корзины овощей и фруктов;
·          подноса с караваем на вышитом полотенце;
·          разучивание русской народной песни « Ой, жали мы, жали…»;
·          разучивание стихов из русской народной. песни « Подъезжали мы под село…»
На сцену выходят девочка и мальчик в национальных костюмах.
Девочка: «Оглянуться не успели –
лето красное прошло».
Мальчик: « Золотая осень наступила.
На праздник знаний нам дары она несет».
Девочка: И румяный каравай!».
Дети ставят дары на стол.
Выходит педагог- ведущий в национальном костюме:
« В старину русские предки славили землю, которая давала урожай, особенно хлеб.
«Хлеб - всему голова», - говорили наши предки.
« Колосья хлеба на нивах, так в старину называли поля с хлебами, жнеи и жнецы (девушки и парни, женщины) жали, то есть срезали серпами – старинным острым орудием труда».
Звучит запись мелодии: рожок с пастушьим наигрышем.
Выходят дети в национальных костюмах с колосьями пшеницы и серпами (атрибуты), заводят хоровод и поют:

Ой, жали мы, жали – жали, спожинали,

Жнеи молодые, серпы золотые.

Ой, жали мы, жали, снопочки вязали,

Снопочки вязали, в копны собирали.

Снопы молотили, к мельнику возили,

Хлебы выпекали, гостенёчков ждали.

В конце песни дети выстраиваются в полукруг.
Выходит вперед девочка с большим снопом колосьев пшеницы, украшенный и одетый в сарафан и кокошник.
Все дети звонко и торжественно славят урожай:
«Слава Тебе, Боже, что в поле пригоже!»
1-ый ребенок:
« Подъезжали мы под село,
Заиграй, дудочка, весело!»
2-ой ребенок:
Заиграй, дудочка, весело,
Чтоб наше село весело было!»
3-й ребенок:
Чтоб наш каравай большим был,
Чтобы наш весь народ счастлив был( все вместе)! »
Под русскую народную мелодию дети уходят со сцены.

Используемая литература

1. С. Н. Пушкина «Мы играем и поем. Инсценировки русских народных игр, песен, хороводов и сценарии праздников для детей младшего и среднего школьного возраста». Москва. Издательство «Школьная Пресса», 2001 г.
2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие». 2-е издание переработанное и дополненное. Санкт-Петербург. Издательство «Детство–Пресс», 1999 г.
2018