НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Шевляк И.А. Воспитание ценностного отношения к миру на уроках русского языка

Библиографическое описание:
Шевляк И.А. Воспитание ценностного отношения к миру на уроках русского языка // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/71-1.pdf.

Уроки русского языка, литературы таят неисчерпаемые возможности для формирования представлений учащихся о ценностях жизни, ведь язык учебника, язык урока – это и есть путь к формированию личности. Авторитетными ориентирами, которые цементируют и направляют нравственную жизнь общества и личности, служат своеобразным компасом в повседневном моральном творчестве, являются высшие ценности. Тысячелетия человечество искало ценности, способные стать абсолютными, вечными для будущих поколений. Среди высших моральных ценностей, помогающих сегодня выработать стратегию «правильной жизни», современные философы отмечают свободу и ответственность, добро и зло, страдание и сострадание, долг и совесть, честь и достоинство, смысл жизни и счастье, любовь.

Как же помочь нашим ученикам обрести истинные ценности? Известный педагог Б. Неменский убеждён: «…Единственно возможный путь влияния на процесс формирования ценностей это целенаправленная организация духовной деятельности подростка, организация его переживаний - задача на порядок более сложная, нежели организация практической или только умственной деятельности школьника на уроке.

Нужна организация самостоятельного «труда души» - процесса глубоко личных переживаний, в котором происходит поиск и выбор нравственных ценностей…». В результате этого выбора и образования иерархии ценностей и складывается та стратегия «правильной жизни», которая должна стать генеральной линией бытия человека и его межличностных отношений.

Вспомним интересное наблюдение Чингиза Айтматова: «Судьба любого человека, зависит, в частности, от его способности творчески вбирать в себя не вещность слов, а дух и сущность нравственно-философских категорий, заключённых в этих словах-образах». Главной задачей словесника становится воспитание способности к интуитивно-образному восприятию слова через осознание его духовных смыслов и оттенков.

В первую очередь речь идёт о постижении духовной сущности слов-накопителей, важных для духовного становления каждого человека. Эта работа помогает нашим воспитанникам не только делать открытия, но и обретать бесценный опыт внутренней жизни буквально на каждом уроке.

Возьмём, к примеру, слово «ценность». Осмысление самого понятия начинается с проблемного высказывания Э. Лэндерса: «В наши дни слишком много людей знают всему цену, но не понимают истинных ценностей». «Объясните, почему так происходит? - спрашиваю учащихся. - В чём отличие цены от ценностей, по-вашему?»

Работая с толковым словарём, учащиеся узнают, что слово «ценность» имеет два значения:

1) важность, значимость; 2) ценный предмет, явление; далее объясняют определение, данное Т. Джефферсоном: «Ценность - это то, чем живут люди».

Самостоятельная работа с различными сборниками афоризмов позволяет подготовиться к «защите» наиболее интересных из них, отыскать информацию для коллективного размышления:

· «В мире есть лишь две абсолютные ценности: чистая совесть и здоровье»,-- писал Л. Толстой. Объясните, почему.

· Прокомментируйте высказывание Х. Джибрана: «Ценность человека в тех немногих вещах, которые он создал, а вовсе не в том огромном имуществе, которое он накопил».

· Что, по-вашему, даёт основание утверждать: «Если нет жизненных ценностей, то остаётся одно лишь отчаяние» (Р. Мэй)?

Индивидуальное поисковое задание состоит в том, чтобы молодой человек, начинающий свой жизненный путь, нашёл «советы мудрецов». Среди них мои ученики отметили, например, такие: «Мы должны вернуться к подлинным ценностям. Я имею в виду не автомобиль, который вожу, не дом, где я живу, и не жакет, который надет на мне. Они, конечно, хороши. Но по-настоящему ценны только люди» (Х. Портер).

Ценностный подход наиболее чётко выражается в организации речевого пространства урока. Для итогового диктанта в 9-м классе использую следующий текст Рувима Фраермана.

Быть настоящим человеком - это талант. Давно известно, что талант - это во многом трудолюбие и терпение. Чтобы добиться мастерства в любом искусстве, нужно неустанно упражняться, то есть совершенствоваться. Это знает и художник, и музыкант, и певец, и поэт, и учёный - словом, каждый мастер своего дела, будь то великий гений Моцарт или просто хороший токарь.

Да, это старая истина. А вот далеко не каждый знает, что прожить жизнь свою достойно на земле - это тоже большое искусство, быть может, даже более сложное, чем любое другое мастерство. И оно тоже требует неустанного упражнения, только упражнения своей души…

В жизни случается всё: и горе, и болезни, и обиды, и всякие другие невзгоды. Но настоящий человек защищён и в беде высшими непреходящими ценностями: верностью идеалам, умением любить и верить, наслаждаться прекрасным, быть стойким в труде, борьбе за правду. И понимать всю ответственность за свою жизнь, за жизнь всего человечества.

Все эти ценности связаны неразрывно, это и есть то, что мы называем настоящим у человека: мужеством и готовностью его к жизни.

Этот текст может стать и отправной точкой к разговору о ценностях жизни, если использовать его для устного пересказа. В таком случае предлагаю учащимся назвать тему и идею текста, составить план и пересказать его по плану. Задания могут быть сформулированы и следующим образом:

· Объясните, как вы понимаете мысль: «прожить жизнь свою достойно на земле - большое искусство».

· Расскажите о том, что вы считаете для себя высшими непреходящими ценностями.

Свои собственные представления о ценностях учащиеся могут осмыслить и в устном монологе «Что я ценю?», «Что у меня в жизни самое главное?», и в диалогах о ценностях жизни, и в сочинении-рассуждении «Жизнь - ценность. Но в чём ценность жизни?…», в «часе откровения» «Я и ценности моей жизни»; в рисовании «Древа желаний» и т. п. Известно, что добрые слова оставляют в душах людей прекрасный след. «Они смягчают, утешают и исцеляют сердце того, кто их слышит. Они заставляют его устыдиться своих злобных, мрачных, недобрых мыслей. Мы ещё не научились использовать добрые слова так часто, как они того заслуживают», - пишет П. Блез. Думаю, что наши уроки могут стать подлинной школой добрословия.

Вспомним одно из самых первых открытий пятиклассников: в старославянской азбуке буква Д называлась «добро». А разве не удивительны формулы русского речевого этикета: «Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!», «Доброй ночи!», «Добро пожаловать!», «Доброго здоровья!», «Доброго пути!», «Будьте добры!», «Всего доброго!»?

Размышляя над поэтическими строками A. Яшина, постигают мои ученики очень важную для всей дальнейшей жизни истину: добрые слова - властелины настроения:

Не от тяги к суесловью

И сложилось не вчера

Пожелание здоровья,

Пожелание добра.

И живётся вроде лучше,

И на сердце веселей,

Коль другим благополучья

Пожелаешь на земле.

А затем их ждёт лингвистическая разведка, результатом которой станет «Словарь добрых слов». Мы составляем его из слов с корнем -добр-. Он открывает учащимся многие новые для них понятия: «добро», «доброта», «добродетель», «одобрение», «доброжелательство», «добросовестность», «доброделание», «добродушие», «добропорядочность», «добрососедство», «добровольный», «доброкачественный», «добротный».

Школьники самостоятельно ведут поиск и объясняют смысл пословиц и поговорок народов мира о добре и доброте: «Жизнь дана на добрые дела», «Худо жить тому, кто не делает добра никому», «Доброе начало - половина дела», «Добро не лихо: ходит тихо», «Без добрых дел нет доброго имени», «Рубашка износится, а доброе дело не забудется», «Доброе дело само себя хвалит», «Учись доброму, худое на ум не пойдёт», «Добрый человек в добре проживёт свой век», «При солнышке тепло, при матери добро», «Добро творить - себя веселить», «Не ищи красоты, а ищи доброты» (русские), «На добро отвечать добром - дело каждого, а на зло - добром - дело отважное» (туркменская), «Добро творишь -- себя возвышаешь, зло творишь - себя унижаешь» (бирманская) и др.

В 8-м классе мы пишем следующий диктант с грамматическим заданием.

Не о каждом человеке говорят: «Это личность!». А кто из вас не хотел бы стать личностью?

Человек уже с детства приобретает опыт самостоятельных решений и поступков. В этом и состоит его социальное и духовное взросление. Добрые поступки формируют личность, а злые дела разрушают и опустошают её. Почаще задавайте вопросы, обращённые к самому себе. Как я живу? Что доброе я сегодня сделал? Именно поступок является мерилом человека, его души, его совести. Помните всегда об этом! Торопитесь творить добро!

Текст позволяет не только уточнить, что же значит «стать личностью», но и выяснить, в чём «состоит социальное и духовное взросление», поразмышлять о том, почему «добрые поступки формируют личность, а злые дела разрушают и опустошают её», что значит «творить добро». Результатом коллективного поиска добрых советов и пожеланий становятся импровизированные сборники афоризмов, которые приглашают к серьёзным размышлениям, становятся темами для устных сочинений: «Добро - то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей» (А. Швейцер); «Во внутреннем мире человека доброта - это солнце» (В. Гюго); «Кто добр поистине, в молчании добро творит» (И. Крылов); «Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро» (Л. Толстой); «Нет возможности всем делать добро, но в отношении ко всем можно проявлять доброжелательность» (Ж. Гюйо); «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» (Л. Толстой) и многие другие.

В ходе таких уроков учащиеся получают возможность подготовить устный монолог (по одной из тем: «Что такое добро?», «Добрый человек. Каков он?», «Легко ли быть добрым?», «Какое сердце люди называют добрым?») либо воображаемый диалог Добра и Зла, «Речь в защиту Добра» и т. п.

Подобные уроки, как правило, заканчиваются своеобразными педагогическими напутствиями, «добрыми пожеланиями»:

Без зла смотри на мирозданье,

А взглядом разума, добра, любви.

Жизнь - это море, из благих желаний

Построй корабль и по волнам плыви.

(Рудаки)

Слово «совесть» перед учащимися предстаёт «как страж нравственности и добра» (Т. Мишаткина). Исследуя историю возникновения слова «совесть» (со-весть), учащиеся узнают о том, что произошло оно от старославянского «себя ведать», «себя знать».

Представления о совести как об одной из жизненных ценностей подростки получают, готовясь к аукциону народных пословиц и поговорок: «Чистая совесть - лучшее божество» (английская), «Будь слугой совести и хозяином воли» (азербайджанская), «Как ни мудри, а совести не перемудришь», «С совестью не разминуться», «Совесть без зубов, а загрызёт», «В ком стыд, в том и совесть» (русские), «Нет подушки мягче, чем чистая совесть» (французская).

Плодотворной является и конкурсная работа на самое точное определение понятия «совесть», данное философами, учёными. Учащиеся представляют высказывания И. Канта: «Закон, живущий в нас, называется совестью»; Аристотеля: «Совесть - правильный суд доброго человека»;

П. Гольбаха: «Совесть - наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания ближних»; Б. Паскаля: «Совесть - лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем; в неё следует почаще заглядывать» и другие.

Готовя учащихся к выполнению тематических выписок, рассказываю им о том, как, преодолевая невыносимые физические страдания, М. Е. Салтыков-Щедрин обдумывал тему «забытых» слов. Среди «царюющего зла», как маяк, светили ему слова, полные глубокого человеческого смысла: правда, ум, совесть, стыд, честь, отечество… Их во что бы то ни стало надо было напомнить современникам. А жить оставалось, он понимал, недолго, нужно было спешить. Ведь эти забытые слова - его завещание соотечественникам.

Но привести в исполнение свой замысел он не успевает. Смерть прерывает работу на первой странице… Читатели так и не услышали завещания великого сатирика, осталось только доброе пожелание: «Не погрязайте в подробностях настоящего, но воспитывайте в себе идеалы будущего, ибо это своего рода солнечные лучи, без оживотворяющего действия которых земной шар превратился бы в камень».

Выяснив, как представляют себе подростки «идеалы будущего», далее предлагаю им подумать, какие «забытые слова» могли бы стать животворящими идеалами, способными изменить мир и человека. Вместе составляем «словарь забытых слов», куда вошли и такие этические понятия, как альтруизм, бескорыстие, благородство, великодушие, гордость, достоинство, искренность, надёжность, порядочность, справедливость, трудолюбие, честность, щедрость и многие другие.

Задание этого урока предполагает составление тематических выписок, связанных с одним из «забытых слов», по условной схеме:

1. Словари: толковый (школьный, «Словарь русского языка» С. Ожегова, «Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля); этимологический; синонимов; антонимов; фразеологический; по этике.

2. Сборники пословиц и поговорок.

3. Афоризмы.

4. Жизнь слова в художественной литературе.

Это задание позволяет не только всесторонне исследовать одно из понятий, но и предоставляет возможность каждому сделать свой выбор.

Кропотливая и важная эта работа направлена на то, чтобы помочь нашим воспитанникам понять и обрести себя, сознательно строить свою жизнь.

Библиографический список

1. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование. Педагогика, 1994, №4.

2. Холостова Т.В. Проблемы духовности человека. Методологические проблемы изучения человека JL: ЛГУ, 1979.

3. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. 5-е. М.: Просвещение, 1987.

4. Гончарова В.С. Эстетическое воспитание как базовая компонента в формировании духовной культуры студентов [Электронный ресурс]: Вестник донецкого национального университета. Серия б: гуманитарные науки № 2, 2021 (дата обращения 18.06.2023).

5. Быковская М.А., Семенова М.А. Роль эстетического воспитания в гармоническом развитии личности ребёнка. Интернет-журнал «Мир науки» №1, 2018 (дата обращения: 18.06.2023).
2023