Казакова Е.С., Миронова С.В., Филяберт И.В. Проектная деятельность в работе с детьми дошкольного возраста
Библиографическое описание:
Казакова Е.С., Миронова С.В., Филяберт И.В. Проектная деятельность в работе с детьми дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf
Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного.
Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников.
Современному дошкольнику необходимо уметь самому добывать знания; у него должны быть развиты исследовательские, рефлексивные навыки. Педагогу нужно формировать у детей умения, непосредственно связанные с опытом их применений в практической деятельности.
Одним из таких методов организации образовательной деятельности является использование в практике детских садов метода проектов.
Проект – в переводе с греческого – это путь исследования, т.е. специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, продуктивная, познавательная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает реальные знания в новые продукты.
Метод проектов состоит из последовательных этапов:
1 этап – выбор темы проекта (планирование познавательной деятельности).
Задача педагога на этом этапе – осуществить выбор темы и вместе с детьми составить план предстоящей познавательной деятельности. Темы должны быть основаны на интересах детей. Источниками тем могут быть:
- события из личной жизни ребенка;
- социальные события (праздники, выставки, знаменательные даты);
- природные явления, заинтересовавшие ребенка и т.д.
Степень заинтересованности детей определяется воспитателем. Дети совместно с педагогом определяют интересы внутри темы, намечают предполагаемые источники информации.
Один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с использованием модели «трех вопросов» (Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы можем это узнать?).
2 этап – сбор сведений. Задача воспитателя на этом этапе – создать условия для реализации познавательной деятельности (пополнение среды группы).
3 этап – выбор проектов. Задача воспитателя – помочь детям выбрать, какой проект они будут осуществлять. Воспитатель предлагает детям для выбора варианты проектов, которые дети будут выполнять индивидуально, в малых группах или коллективно.
4 этап - реализация проектов. Задача воспитателя на данном этапе – создать в группе условия для осуществления детских замыслов.
Продолжительность каждого этапа зависит от темы и регламентируется интересами детей. Каждый проект должен быть доведен до логического успешного завершения, чтобы у ребенка возникло чувство гордости за достигнутый результат. Для этого необходимо дать возможность детям предъявить результат окружающим.
5 этап - презентация проекта. Задача воспитателя – создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты деятельности. Презентацию проектов надо организовывать специально.
Примером разработки детско-родительского проекта предлагаем проект, реализованный нами в средней группе по теме «Наша армия сильна, наша армия нужна».
Возраст детей: 4-5 лет.
Продолжительность: 1 неделя.
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм были чертой национального характера россиян. В связи с военной обстановкой в мире патриотизм необходимо воспитывать с раннего возраста.
1 этап. Выбор темы
Во время реализации темы «Транспорт» в нашей группе один из детей рассказал, что есть еще военный транспорт, дети начали активно обсуждать это, зачем нужен такой транспорт, кто может быть военными.
Совместно с детьми методом «Трех вопросов» мы обсудили и записали, что дети знают и что именно хотят узнать по теме «Наша армия сильна, наша армия нужна»:
Беседуя с детьми, играя в сюжетно-ролевые игры, мы обратили внимание на то, что дети нашей группы имели дефицит знаний о людях военных профессий. Вместе с тем, дети высказали желание узнать, где служили их папы, какие военные профессии существуют в нашей армии, почему мы гордимся защитниками Родины.
В связи с этим, мы решили создать проект по патриотическому воспитанию «Наша армия сильна, наша армия нужна».
Цель проекта: формирование уважительного отношения к защитникам Родины.
Задачи проекта:
- формировать у детей представление об армии;
- формировать представление о защитниках Родины;
- формировать представление о военных профессиях, названиях военной техники;
- воспитывать у детей патриотические чувства, любовь к Родине.
Предполагаемые результаты:
- дети имеют представление об армии, о защитниках Родины, о военных профессиях, названиях военной техники;
- у детей проявляются патриотические чувства, любовь к Родине.
2 этап. Сбор информации.
На этом этапе в развивающую предметно-пространственную среду были внесены изменения:
- дидактические, настольные игры «Военная техника», «Чего не хватает», «Кому, что нужно», «Виды транспорта», карточки мемо «Военная техника» и другие.
- фотографии, альбомы построек.
- художественная литература: стихотворения «Наша армия» В. Степанов, русская народная сказка «Каша из топора».
- сюжетные картины по теме «Наша армия сильна, наша армия нужна».
Проанализировав вместе с детьми, что мы узнали в ходе сбора информации, наметили возможные проекты.
3 этап. Выбор проектов
Выставка рисунков «Военный транспорт».
Выставка объемных моделей военного транспорта.
Организация музея военного транспорта.
Создание патриотического центра «Наша родина Россия» в группе.
Праздник для пап «23 февраля».
Создание коллажа «Наши защитники».
Для реализации запланированных проектов нами была пополнена развивающая предметно-пространственная среда.
4 этап. Реализация проекта
Организация деятельности в центрах активности.
Центр «Искусств»:
- лепка «Танк, самолет, военная машина»
- рисование «Военный транспорт»
- аппликация «Подарок папе»
- конструирование объемных моделей военного транспорта.
Центр строительства:
Строительство из различных конструкторов «Военная машина», «Военная техника».
Центр грамоты и письма:
- рассматривание иллюстраций: «Виды военного транспорта».
- чтение художественной литературы: стихотворение «Наша армия» В. Степанов, русская народная сказка «Каша из топора»,
- разучивание считалки «Аты-баты шли солдаты».
Центр математики и манипулятивных игр:
Дидактические и настольно-печатные игры:
«Военная техника», «Чего не хватает», «Кому, что нужно», «Виды транспорта», карточки мемо «Военная техника».
Презентация проектов проходила в группе, холле детского сада. Форму презентации дети выбирали сами.
Презентация творческих работ детей была организована для детей, родителей и сотрудников детского сада и проходила в группе и в холле детского сада.
Работа с родителями
Для того чтобы работа по проекту была плодотворной, в приемной была размещена информация для родителей. Родители могли познакомиться с темами для изучения, самостоятельно выбрать формы участия в реализации проекта.
Одним их интересных заданий для родителей было участие в организации музея военного транспорта, который находился в группе и сконструировать вместе со своим ребенком объемную модель какого-нибудь военного транспорта. Также для родителей был проведен праздник «23 февраля».
Всем участникам проекта были размещены на детских кабинках благодарности.
Библиографический список1. Оберемок С. М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007. – 48 с.
2. Шаг за Шагом к ФГОС ДО (опыт программы, ориентированной на ребенка) /автор-сост. С. М. Оберемок. – Новосибирск, 2016. – 104 с.