Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Яркина Е.Н. Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе работы по ознакомлению с графическим образом букв и цифр


Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (12) https://f.almanah.su/12.pdf

Одной из причин неуспеваемости учащихся в начальной школе по русскому языку является дисграфия. По мнению многих исследователей, нарушения письма и чтения происходят из-за недостаточной сформированности психических процессов и их произвольности. Дисграфия – это системное недоразвитие речи и ряда неречевых функций, затрудняющих процесс письма, языковых знаний и умений.
У детей с нарушением речи в той или иной степени возникают трудности на всех этапах овладения чтением и письмом по причине комплексного нарушения формирования всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематического восприятия и слуха, языкового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса. Кроме того, неполноценная речевая деятельность оказывает влияние на формирование таких психических процессов как восприятие, внимание, память. В дальнейшем это может проявиться у школьников начальных классов в виде специфических ошибок в работах. Такого рода трудности в овладении письмом можно избежать, если с детьми будет проводиться коррекционная работа профилактического характера еще в дошкольный период. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, и в случае отсутствия профилактической работы она неизбежно проявится у детей с началом школьного обучения.
Среди нарушений письменной речи наиболее часто встречаются оптическая дисграфия. Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза и выражается в следующих ошибках: неузнавание и неразличение графически сходных букв; зеркальность; написание лишних элементов или недописывание элементов букв; замена и смешение букв, графически схожих по написанию.
Предупреждение оптической дисграфии у детей с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы детского сада – это целенаправленное и систематическое коррекционное педагогическое воздействие, направленное на формирование как речевых, так и не речевых психических функций, обеспечивающих нормальный процесс овладения письмом.
Профилактическая работа включает в себя три основных раздела:
1.                 Формирование зрительно-пространственных представлений.
2.                 Развитие зрительного гнозиса.
3.                 Развитие зрительно-моторной координации.

Формирование зрительно-пространственных представлений

Уровень сформированности зрительно-пространственных представлений является важным показателем степени готовности ребенка к обучению в школе, к усвоению зрительных образов букв.
Для решения данной задачи была составлена серия дидактических игр и упражнений:
1. «Назови по порядку». Цель: упражнять детей в умении называть объекты (предметы, фигуры, цифры) по порядку в указанном направлении (слева направо, сверху вниз, снизу вверх).
2. «Продолжи ряд». Цель: упражнять детей в ранжировании предметов (объектов) в заданной последовательности.
3. «Назови соседа». Цель: упражнять в умении определять последовательность предметов (справа, слева) или цифрового ряда.
4. «Выложи узор» Цель: упражнять в умении располагать объекты в пространстве по заданной схеме.
5. «Укажи дорогу». Цель: упражнять в умении фиксировать направление движения с помощью стрелок.
6. «Прятки». Цель: упражнять детей в умении находить предмет (цифру, букву) по описанию его местоположения.
7. «Найди пару». Цель: упражнять в нахождении одинаковых фигур или их групп в цепочке.
8. «Сложи из частей». Цель: упражнять в умении составлять геометрические фигуры из частей, с постепенным усложнением.
9. «Отгадай мою загадку». Цель: упражнять в умении самостоятельно описывать местонахождение загаданного предмета (фигуры, цифры, буквы) относительно других.
10. «Муха». Цель: упражнять в умении двигаться по клеткам в соответствии с инструкцией.

Развитие зрительного гнозиса

В процессе работы по развитию зрительного гнозиса (узнавания) предлагаются задания с постепенным уменьшением количества информативных признаков о предмете.
- «Узнай и назови» (предметное изображение, контурные, пунктирные, изображения с неполным контуром);
- «Путаница» (наложенные контурные, пунктирные изображения предметов);
- «Прятки» («зашумления»);
- «Узнай по части целое» (неполные изображения предметов);
- «Построй по порядку» (установление реальных отношений по величине между изображениями);
- «Лото» (геометрическое, цветовое);
- «Найди предметы, похожие на круг» (квадрат, треугольник и т.д.);
- «Разрезные картинки» (предметные изображения, фигуры; по образцу и без, сначала цветные, потом контурные, постепенно увеличивая количество частей);
- «Геометрическое лото» (парные комбинации из геометрических фигур разного цвета и величины);
- «Геометрическая мозаика» (фигуры различной сложности по образцу и без);
- «Распредели в группы» (все треугольники, овалы, квадраты);
- «Зеркало» (поиск идентичных, но зеркально отображенных фигур, изображений);
- «Выложи из палочек» (по образцу и без).
- «Перевертыши» (узнать геометрические фигуры в разных пространственных положениях).
В старшем дошкольном возрасте во все вышеперечисленные игры и упражнения обязательно нужно включать использование букв и цифр, например:
- узнать контурные и пунктирные изображения букв;
- узнать наложенные контурные и пунктирные изображения букв;
- узнать зашумленные контурные и пунктирные изображения букв;
- узнать буквы по их элементам;
- найти букву среди других оптически сходных букв;
- дописать недостающий элемент буквы;
- узнать буквы, находящиеся в различном пространственном расположении;
- определить правильно и неправильно написанные буквы;
- узнать буквы по их зеркальному изображению;
- показать правильную букву среди пар букв, правильно и зеркально изображенных;
- конструирование букв из элементов.

Развитие зрительно-моторной координации

Зрительно-моторная координация – это особый вид восприятия, который обеспечивается единством работы зрительного, слухового и кинестетического анализаторов.
Сначала ребенку предлагается выполнить задание с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца сокращается до 15-20 секунд (в зависимости от возможностей ребенка успеть рассмотреть и запомнить образец). Подобную работу лучше всего начинать на таких видах деятельности, как рисование, лепка, аппликация, работа с конструктором, используя приемы срисовывания с доски, рисования орнаментов или фигур по клеточкам и т.д. Кроме того, можно предложить следующие упражнения:
1. На столе перед ребенком из палочек или геометрических фигур выложена простая фигура (домик, елочка и т.д.). Ребенка просят внимательно посмотреть на фигуру в течении 2 секунд; затем фигуру закрывают, а ребенку предлагают воспроизвести изображение.
2. Ребенку предлагают запомнить цифровой ряд (или ряд геометрических фигур на карточке) и повторить его в той же последовательности. Задание постепенно усложняется, увеличивая количество элементов ряда с 3-4 в начале до 7-9 к концу обучения (что соответствует объему кратковременной памяти).
3. В течении 30 секунд ребенку демонстрируют рисунок с изображением разных предметов (фигур, букв, цифр), просят внимательно рассмотреть и запомнить их. Далее предъявляется другой рисунок, на котором есть изображения из первого рисунка и еще шесть других. Просят показать все изображения с первого рисунка.
4. Ребенку на определенное время предъявляют сюжетную картину, предлагают внимательно рассмотреть ее, составить рассказ-описание, а потом запомнить все, что изображено. Затем показывают схожую картинку, на которой недостает каких-то деталей или наоборот, появляются лишние. Эти отличия и должен уловить ребенок. Данную игру лучше проводить с группой детей, так как появление элемента соревнования (кто больше найдет отличий) стимулирует запоминание.
5. Ребенку предлагают запомнить изображения 4-5 предметов на картинках (геометрических фигур разных цветов, букв, цифр) и найти их среди 8-10.
6. Предлагают запомнить парные предметы и восстановить пары через 5 сек.
7. Ребенку демонстрируют картинки, фигуры, буквы в определенной последовательности, а затем предлагают эту последовательность воспроизвести.
8. «Что изменилось» или «Чего не стало» (на материале картинок, фигур, букв).
Своевременная логопедическая работа по профилактике оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи, основанная на учете структуры дефекта, возраста, уровня развития ребенка и его индивидуальных особенностей, способствует овладению детьми оптически грамотным письмом и школьной адаптации в целом.

Список литературы

1.                 Буковцова Н.И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у учащихся с задержкой психического развития // Практическая психология и логопедия. - 2004, №2 (9). - С.47-51.
2.                 Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. / Под ред. Д. Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. – Т.4. - 432 с.
3.                 Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320с.
4.              Парамонова Л.Г. Предупреждение и преодоление дисграфии у детей. - СПб.: Союз, 2001. - 79 с.
5.              Юрова Е.В. 200 упражнений для развития письменной речи. Начальное обучение. - М.: Издательство "Аквариум", Издательство Астрель, Издательство АСТ, 2000. - 35 с.
2018