НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Лавриненко А.Д. Организация учебной работы на уроке геометрии

Библиографическое описание:

Лавриненко А.Д. Организация учебной работы на уроке геометрии // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf

Успешность изучения школьного курса геометрии, творческая активность учащихся на уроке зависит от многих факторов. Но перед нами сейчас стоит вопрос о том, как мы, учителя, можем способствовать формированию устойчивого интереса у каждого ученика к предмету, воспитанию любви к геометрии.

Известно всем, что в методической литературе сейчас предлагается много ярких фактов, интересных сведений, демонстрируется использование личных наблюдений учащихся, их воображения, фантазии, приведены задания творческого характера, но для каждого класса, для каждого ученика действенными могут быть какие-то определенные. И мы сами прежде всего должны стать для ученика тем проводником, который откроет ему дверь в красивую и сложную науку геометрию. Ребенок легко заражается нашим интересом, невольно подражая, начинает искать в предмете то, что радует и оживляет нас. Первичным мотивом здесь может стать поддержка и поощрение ученика за, казалось бы, незначительный успех.

К началу изучения геометрии дети владеют только наглядно-образным мышлением, не умеют давать определения, проводить доказательства. Например, определение угла - целая катастрофа. На помощь приходит рисование, так как дети любят рисовать. Сначала начинаем просто раскрашивать углы, потом при изучении признаков равенства треугольников красим углы только при вершинах треугольника, называя многократно элементы угла, так и приходим к описательному определению угла. Только ясное, четкое понимание становится основой для дальнейшего интеллектуального развития.

Значительная часть учебного времени на уроке обычно уходит на формирование понятий, усвоение свойств фигур, утверждений. В 7 классе не все дети могут самостоятельно усваивать геометрические понятия. Отрабатываем все на уроках, повторяя при выполнении различных упражнений. Большую роль в этом играют тесты:

1) С открытыми вариантами ответов:

а) свободного изложения (когда ученик формулирует ответ самостоятельно),

б) дополнения (предполагает заполнение пропусков, отмеченных в тексте многоточием, так, чтобы получились верные утверждения или правильные формулировки определений и правил).

2) С закрытыми вариантами ответов:

а) с альтернативным ответом («да» или «нет»),

б) тесты соответствия: на установление соответствия между условием и заключением утверждения, между условием задания и его решением,

в) тест с множественным выбором ответа (предполагает выбор ответа из числа предложенных, среди которых есть верные и неверные ответы; ответ, предполагающий отказ от выполнения задания).

Правильно подобранные задания тестов способствуют формированию прочных знаний, что пробуждает чувство успешности. Это хороший мотиватор, пробуждающий живой интерес.

В средних классах ведущим мотивом становится соревновательный. Желание выделиться на фоне других ребят, победить в игре, доказать свою правоту в споре побуждает желание заниматься математикой. Это благоприятное время для вовлечения детей в конкурсы, олимпиады, соревнования, для приобщения к занятиям на различных образовательных платформах. Здесь ученик познает чувство удовольствия от самостоятельно найденного решения. А это еще один естественный мотив к обучению математике.

Уроки геометрии насыщены новым материалом, трудным, непонятным для учащихся, что может вызвать сразу и страх, и нелюбовь к этому предмету. Поэтому каждому учителю приходится применять различные формы обучения, стараться сделать урок интересным.

Устные упражнения на готовых чертежах применяю почти на каждом уроке. Они способствуют развитию внимания и памяти у учащихся, требуют умственного напряжения для воспроизведения изученных понятий, позволяют увеличить темп работы на уроке, помогают запомнить определения, свойства, признаки.

Одним из средств повторения, закрепления и проверки теоретических знаний на уроке геометрии использую «Разрезные теоремы». Чаще - для слабоуспевающих учеников. Этот вид работы обычно вызывает большой интерес, дети любят собирать теоремы.

Успешность изучения школьного курса геометрии, творческая активность учащихся на уроке зависит от того, насколько урок является интересным и увлекательным, захватывающим, отсюда, и вызывающим интерес к геометрии. Цифровые образовательные ресурсы являются хорошим подспорьем в этом деле.

Развитие пространственного мышления способствует лучшему усвоению геометрии. С этой целью использую на уроках задачи с прикладным содержанием и задачи с практическим содержанием.

Устойчивый интерес к геометрии удается поддерживать с помощью разнообразных видов учебной деятельности. Ученики выполняют и проектные работы, и исследовательские, составляют кроссворды, составляют задачи на чертежах, участвуют в математических турнирах и соревнованиях, пробуют писать математические сочинения и сказки.

Нельзя переоценить помощь родителей в образовательном процессе. Они могут включать в игру с детьми геометрические объекты, показывать математику в реальной жизни, читать соответствующую литературу, смотреть образовательные передачи, решать трудные задачи.

Все эти приемы и способы организации деятельности учащихся на уроке способствуют вовлеченности детей в аетивный процесс получения знаний по геометрии

Библиографический список1. Александров, И.И. Сборник геометрических задач на построение (с решениями) / И.И. Александров. - Москва: Мир, 2017. – 967 c.

2. Дадаян А. А. Геометрические построения на плоскости и в пространстве. Задачи и решения. Учебное пособие / А.А. Дадаян. - М.: Форум, Инфра-М, 2014. - 464 c.

3. Смирнова, И.М. Геометрические задачи с практическим содержанием / И.М. Смирнова. - М.: Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО), 2015. – 581
c.
2023