Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Сумишевская Ю.В. Инновации в копилку методического арсенала

Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (15) https://f.almanah.su/15.pdf


Руководителя «Фаблаб – Норильск» - Евгения Олеговича Герасименко в Норильске знают многие. Можно сказать, что лаборатория в городе пользуется популярностью у взрослых и у детей. Широкое развитие на базе «Фаблаба – Норильск» получили идеи популяризации научно-технического творчества, которые реализуются через участие в проектах. Например, марафон «Arctic Pro», инженерные конкурсы, соревнования по написанию ботов, конкурс по мехатронике и архитектурным моделям, работа с инкубаторами. Сегодня лаборатория оснащена лекционным залом, библиотекой, специальным оборудованием. Здесь успешно реализуется обучение через различные курсы, семинары, мастер-классы по электронике, 3D-моделированию, дизайну, цифровому производству, программированию, компьютерной безопасности, администрированию, блокчейну и т.д. Внедряются проекты и деятельность в направлении SPIN-OFF, «Бионика» работа с нейроинтерфейсами, освоение учебной робот платформы «pROBOT», сотрудничество со школой космической профориентации, программирование под мобильные платформы, изучение системы машинного обучения и искусственного интеллекта. Поэтому не случайно, что проведение практикума секции перекликается с общей темой городских методических объединений: «Опыт применения инновационных методик обучения и практик оценки качества образования».
Евгений Олегович Герасименко представил информацию в теоретической части практикума, где в рамках темы «Технология цифрового производства, работа с 3D печатью» ознакомил педагогов с интерфейсом программы «SketchUp Pro» и «Autodesk Fusion 360», для 3D моделирования. Участникам практикума он объяснил, что 3D-моделирование представляет собой процесс использования программного обеспечения для создания математического представления трехмерного объекта или формы. Созданный объект называется 3D-моделью, и такие трехмерные модели используются в различных отраслях: в кинопроизводстве, телевидении, видеоиграх, в научной и медицинской отраслях, а также для визуализации, моделирования и рендеринга графики. Данные программы доступны для широкого круга пользователей, в том числе изучаются в рамках школьного курса информатики. «SketchUp Pro» и «Autodesk Fusion 360» позволяют создавать относительно простые объекты, такие как: архитектурные строения, предметы мебели, интерьера и т.д. «SketchUp Pro» активно используется для создания трехмерных объектов в таких сферах деятельности, как архитектура, строительство и проектирование, стоматология, создание мобильных и компьютерных игр. «SketchUp Pro» считается одним из самых популярных приложений для проектирования и моделирования. Данная версия программы «SketchUp Pro» поставляется вместе с двумя дополнительными компонентами: «LayOut» и «Style Builder». «LayOut» — это приложение, предназначенное для оформления всей необходимой конструкторской документации на основе моделей, выполненных в редакторе «SketchUp». «Style Builder» — редактор для настройки растровых эффектов в стилях «SketchUp Pro», что помогает сделать модель более реалистичной. «Autodesk Fusion 360» – профессиональная САПР, предназначенная для промышленного проектирования сложных систем, создания сложных моделей трёхмерного дизайна и их анимирования. Обладает рядом уникальных особенностей, ставящих её в отдельную нишу среди аналогичного софта. Одна из основных возможностей «Autodesk Fusion 360» - это полная интеграция с облачными технологиями, обеспечивающими работу территориально разнесенной команды разработчиков над одним комплексным проектом; централизованное управление группой разработчиков со стороны ведущего администратора проекта через интерфейс, добавление и исключение участников; огромная встроенная библиотека инженерных частей и элементов деталей, разработанных в соответствии со стандартами и общий инженерный анализ проекта с разных сторон за счёт доступа к нему через облако всех задействованных специалистов.
Педагоги приступили к самостоятельной работе в данных программах и созданию базовой модели для печати (работали за ПК по установленному образцу программы), освоили новые формы деятельности, узнали о технических возможностях программы, о её системных требованиях, ресурсах и базовых возможностях. Например, в ней можно импортировать и экспортировать форматы CAD, PDF и IFC файлы; создавать многостраничные презентации и рабочие чертежи; экспортировать анимацию; использовать стили эскиза «от руки».
Каждый участник секции почерпнул что – то интересное для себя. Например, руководитель творческого объединения архитектурного дизайна «Демиург» МБУ ДО «ДДТ» - Ирина Рудковская, открыла для себя не только программу «SketchUp Pro», но и новые возможности для архитектурного моделирования в других вариантах и программах, а также познакомилась с библиотекой лаборатории, где представлена большая серия научно-технического направления в инженерном творчестве и архитектуре.
Её коллега Надежда Урбан руководит творческим объединением «Мастерская Самоделкина». Её воспитанники занимаются начальным техническим моделированием, успешно участвуют в различных конкурсах и научно-практических конференциях по моделированию. Надежда Евгеньевна, также считает полезным январский практикум, здесь можно провести экскурсию для ребят, показать работу оборудования для конструирования, проектирования электронных и мехатронных систем, а также 3D печати и моделирования. Многие хотели бы приобрести соответствующее техническое оснащение, но прежде, педагогам надо определиться с системным, ресурсным и программным обеспечением, а также приобретением специального оборудования. Евгений Олегович порекомендовал наиболее простой и бюджетный вариант – это закупка 3D – ручек, которые просты и удобны в использовании и подходят для детей начальных и средних классов.
Ольга Павловна Назаренко, которая работает в МБУ ДО «ЦВР» Талнаха и обучает воспитанников в направлении ИКТ, фото и видео творчества объединения «Трансформер», отметила, что при работе с программами по 3D моделированию надо учитывать деятельность с интерактивным контентом, разработку соответствующих Интернет – сервисов.
Елена Витальевна Дзюбенко - учитель информатики Лицея № 3, уже не первый год работает со своими учениками в программе «SketchUp Pro», говорит, что детям она дается легко, ребята увлекаются творческим процессом и с азартом принимают участие в конкурсах по созданию проектов и 3D - моделей. Также у них есть достижения в направлении архитектурного и инженерного дизайна. Елена Витальевна отметила, что они и дальше планируют участвовать в технических конкурсах.
Вывод напрашивается вполне логичный: освоение новых учебных мобильных платформ даёт новые возможности для инновационной деятельности педагогов в образовательном пространстве.
2019