НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Гайдукова И.П. Использование информационно-коммуникационных технологий при работе с детьми 2-3 лет в условиях ДОУ

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf


Поступление ребенка в ДОУ и неотделимый от данного события период адаптации вызывают массу беспокойства у окружающих малыша взрослых людей, причем не только родителей, но и педагогов. Как помочь малышам менее болезненно пережить адаптацию, чем облегчить их привыкание к новым условиям? Эти вопросы возникают у любого педагога, набирающего новую группу детей в ДОУ.
Грамотная организация РПП среды в группе, использование нетрадиционных методов и приемов работы: игры с мыльными пузырями, водой и песком, тестопластика, пальчиковая живопись – все направлено на улучшение эмоционального фона, снятие напряжения. Однако не всегда использование всего вышеперечисленного может дать тот результат, на который рассчитывает педагог. Причина данной ситуации может быть связана с особенностями воспитания ребенка в семье. Ведь, ни для кого не секрет, что большинство родителей в настоящее время используют различные технические средства для того, чтобы успокоить ребенка или просто занять на некоторое время, подменяя тем самым живое общение своего малыша общением с чем-то или кем-то, существующим на экране. И, попадая в новую среду, лишаясь не только присутствия матери, но и привычных средств коммуникации, еще не умея играть в игрушки, такой ребенок более остро переживает период привыкания к детскому саду.
Как решать подобные проблемы? Ответ один – предложить детям то, к чему они уже приучены дома, но в тех формах и временных рамках, которые допустимы существующими нормами и правилами, регламентирующими воспитательно-образовательную деятельность в ДОО. В этом случае на помощь педагогу приходит ИКТ. Достоинство использования данного вида технологий заключается в их универсальности – возможности сочетания с большинством педагогических технологий.
Каковы же возможности использования ИКТ при работе с детьми 2-3 лет в условиях ДОУ?
Прежде всего, период привыкания, да и дальнейшего пребывания малыша в детском саду, связан с физическим его состоянием. Здоровый, физически развитый, ребенок обладает лучшими возможностями, он лучше справляется с трудностями. И поэтому, для сохранения и стимулирования здоровья детей стоит уделять внимание использованию анимационных музыкальных роликов соответствующей художественной ценности. Использование данных материалов не только улучшит эмоциональный фон и привлечет внимание малышей, но и будет способствовать развитию у них музыкального слуха, чувства ритма, гибкости, пластичности, формированию правильной осанки.
Чаще всего играть в организованные подвижные игры дети начинают в детском саду. Обучение игре – это процесс, и чем младше ребенок – тем более интересным должно быть это обучение. Создавая анимационные подвижные картинки по сюжету игры (небольшие мультфильмы), педагог получает возможность привлечь внимание ребят и, в интересной для них форме, рассказать о том, во что и как они будут играть. Точно так же можно знакомить детей и с пальчиковыми играми. Каждое пальчиковое упражнение – это слайд, на котором есть картинка, информирующая малыша о названии упражнения и анимация, изображающая движение пальчиков. В дальнейшем, из этих же анимационных картинок можно создать карточки игр (упражнений), и выложив их РПП среде группы, предоставить возможность детям самостоятельно вспомнить пальчиковое упражнение или правила подвижной игры.
Малыши, в большей степени, чем дошкольники старшего возраста, нуждаются в отдыхе. Начинаем обучать их расслабляться. Для этого используем спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы и, добавив к ним подходящие видео или анимацию, получаем материал, способствующий проведению упражнений по релаксации. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры, ребята успокаиваются и получают возможность обучаться умению расслабляться.
Сохранению и укреплению здоровья способствуют использование зрительных и дыхательных гимнастик. Достаточно просто создать интерактивную презентацию для выполнения гимнастики для глаз, по какой-либо разработанной специалистами методике. В этом случае передвигаться по экрану может кто угодно в нужном направлении и с заданной скоростью, снимая статическое напряжение глазных мышц и улучшая кровообращение органов зрения детей. В ходе просмотра презентаций, направленных на развитие речевого дыхания, ребята с большим удовольствием следят за увеличением размера воздушного шара на экране, или за тем как разлетаются осенние листочки, снежинки - все это происходит при каждом их выдохе. Используя подобные пособия дыхательных гимнастик и гимнастик для глаз, педагог не только стимулирует здоровье ребят, но и приучает их согласовано выполнять те или иные действия, улучшает их эмоциональный настрой.
Чтение книг – еще один из путей успокоения и улучшения настроения детей. Однако достаточно сложно увлечь ребят при помощи книги в первое время их пребывания в детском саду. К слушанию приходится приучать постепенно, ведь не в каждой семье принято читать книги малышу. И снова на помощь воспитателю приходят ИКТ. Созданные диафильмы по знакомым уже книгам или тем, с которыми детям только предстоит познакомиться, обязательно их заинтересуют, и будут способствовать развитию интереса к слушанию художественной литературы в дальнейшем. А еще, можно создавать, так называемые, «Сказковитаминки» - короткие интересные истории-мультики, рассказывающие о детском саде, правилах поведения и многом другом.
Образовательная деятельность, как известно, начинает вводиться постепенно, лучше по подгруппам детей. В этом аспекте, преимущество использования ИКТ состоит в том, что позволяет проводить данный вид деятельности уже на этапе адаптации. Грамотно созданные интерактивные презентации или подобранные развивающие мультфильмы не оставляют детей равнодушными и позволяют создавать интегрированные образовательные ситуации сразу со всей группой.
Находящаяся в группе грамотно подобранная фонотека попевок, созданных на основе народных потешек и прибауток, не просто знакомит детей с народным творчеством, но и помогает педагогу ДОО организовывать ситуации, направленные на развитие музыкального слуха ребят, чувства ритма, умения совершать ими простые танцевальные движения. Негромкая и спокойная музыка, подходящая для включения в определенные режимные моменты: одевание, подготовка ко сну, подъем после дневного сна и т.п., успокаивают детей и помогают им настроится на то, что предлагает воспитатель.
Таким образом, основываясь на вышеизложенном, можно с уверенностью утверждать, что использование ИКТ в процессе работы с детьми 2-3 лет, в том числе и в период их адаптации к условиям ДОО, улучшает эмоциональное состояние, способствует стимулированию их здоровья, помогает организовывать различные виды совместной деятельности, т.е. в полной мере ведет к сокращению периода адаптации и облегчению степени её прохождения. Однако, не стоит забывать о том, что ни одна пусть даже самая интерактивная искусственно созданная вещь, не заменит человеческого тепла и того чувства защищенности, которое может дать внимательный и заботящийся о своих новых подопечных воспитатель.
2019