Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Рузмикина А.А. Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа здоровья «Неболейка» 1 класс


Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (02) https://f.almanah.su/02.pdf


Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования (занятия проводятся 1 раз в неделю) сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
− неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
− активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
− особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.
Цель и задачи программы.
Цель: создать условия для формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.
Задачи:
− формирование представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
− формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью;
− формирование установки на использование здорового питания;
− формирование представления о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;
− формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики);
− использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
− обучение элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
− формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
− формирование потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Основополагающие приоритеты Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, следующие:
Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с обучающимися. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.
Двигательные способности ребенка, функциональные возможности организма развиваются в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий на основе принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Принцип сознательности и активности — нацеливает на формирование у младших школьников устойчивого интереса к познавательной деятельности.
Принцип активности — предполагает у учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип наглядности — обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.
Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
Большое внимание уделяется принципу всестороннего и гармонического развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие личности ребенка.
Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, игровые технологии и др.).
Принцип связи теории с практикой призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.
Планируемые результаты:
- Повышение функциональных возможностей организма обучающихся. Развитие физического потенциала школьников;
- Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников;
- Повышение приоритета здорового образа жизни;
- Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;
- Повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
- Сформированность системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
- Стабильность показателей физического и психического здоровья детей;
- Сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;
- Рост числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам;
- Высокий уровень сплочения детского коллектива;
- Активное участие родителей в делах класса;
- Способность выпускника начальной школы соблюдать правила ЗОЖ.
- измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания, понимать значение определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции.

1 класс


Наименование раздела и тем
1
«Давайте познакомимся»
2
«Как устроен человек»
3
«Хорошо, что мы разные»
4
«Моя семья»
5
«Палка, палка, огуречик – получился человечек»
6
«Глазки – подсказки»
7
«Нюх-нюх»
8
Дыхательная гимнастика «Любимый носик»
9
«Мой ротик»
10
«Человек в мире звуков»
11
«Что я могу делать руками и ногами?»
12
«Живой моторчик внутри меня»
13
«В гостях у Мойдодыра»
14
«Зачем мы едим?»
15
«Как вести себя за столом»
16
«Зачем мы спим?»
17
«Если хочешь быть здоров – закаляйся»
18
«Зимние игры на свежем воздухе»
19
«Моё настроение»
20
«Вежливость на каждый день»
21
«Уроки доброты»
22
«Привычки: полезные и вредные»
23
«Откуда берутся болезни?»
24
«Солнце – источник жизни на Земле»
25
«Всегда и везде вечная слава воде!»
26
Практическое занятие «Полезные игры»
27
Практическое занятие «Весёлая гимнастика»
28
Практическое занятие «Дыхательная гимнастика на свежем воздухе»
29
«Полезные и вредные предметы дома»
30
«Правила поведения на улице»
31
«Домашние животные и растения»
32
Занятие – театрализация «Если хочешь быть здоров!»

Библиографический список
1. Алябьева Е. А. Знакомим детей с человеческим организмом. Сказки, рассказы, игры, стихи, загадки для детей 6 – 9 лет. – М.: Сфера, 2015
2. Воронова Е.А. «Здоровый образ жизни в современной школе», Ростов-на - Дону, «Феникс», 2007
3. Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия/ Н. В. Лободина, Т. Н. Чурилова, - Волгоград: Учитель, 2015
4. Зайцев Г. К. Уроки Мойдодыра, СПб, 1996
5. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А., Жиренко О. Е. 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы 1 – 4 классы, - М.; ВАКО, 2014
8 908 615 91 42, ania.ruzmikina@yandex.ru
2017