НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Ермолаева Н. И. Классическая музыка как средство развития нравственных качеств и творческих способностей детей дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (33) https://f.almanah.su/33.pdf

Музыка занимает особое место в воспитании детей дошкольного возраста, является одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы ребенка и играет решающую роль в становлении личности. Музыка помогает детям познавать мир, развивать не только их художественный вкус, но и творческое воображение, любовь к жизни, природе и ко всему окружающему, формирует полноценную личность человека, способного чувствовать и сострадать. Что бы приобщить детей к музыке, необходимо знакомить их с разными жанрами музыкального искусства, развивать у них слушательные и музыкально-творческие способности, воспитывать любовь к музыкально-исполнительской деятельности. Одним из таких жанров является Балет. Знакомство детей с балетной музыкой отечественных и зарубежных композиторов – классиков позволяет постепенно приобщать их к основам мировой, и общенациональной музыкальной культуры. Балет – сложный театральный жанр, важнейшими компонентами которого являются сценарий, музыка и хореография. Огромную роль в балетном спектакле, как и в любом театральном представлении играет оформление, декорации и костюмы. Исполнители хореографического спектакля являются танцовщики и оркестр. От них зависит воплощение художественного замысла. Возникнув на заре развития общества, танец был тесно связан с музыкой, пением, словом, игрой, действием. Он сопутствовал человеку в труде и в быту, был неизменной частью обрядов. Охотничьи племена в магических танцах молили ниспослать им победу над зверем, землепашцы воплощали в поэтических образах конец зимы и наступления лета, которое даровало им урожай. Танец сопровождал все события человеческой жизни. От латинского слова «ballo» - танцую – произошло современное понятие «Балет». В отличии от танца, Балет молод. Он зародился в Италии лишь в XIV – XVI веках, несколько ранее, чем опера. Его истоком были танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавалах и прочих народных праздниках. По мере превращения Балета в самостоятельный театральный жанр, он все более становился достоянием аристократии. Шествия и танцы костюмированных персонажей сделались частью дворцовых празднеств.
В XVI веке подобные зрелища превратились в грандиозные представления. Увлечение танцевальными спектаклями распространилось на другие страны и в особенности на Францию. В XVII веке особую пышность приобрел придворный балет. Главная роль в нем предназначалась декоратору, который создавал великолепный спектакль с фонтанами, фейерверками, превращениями, являл чудеса театральной техники.
В XIX столетии занимается заря русского балета, разгораясь все сильнее и ярче, но путь его развития был весьма сложным. Борьба идейных течений и смена художественных стилей находили отражение в хореографии, как и в любом другом искусстве. Эпохой рассвета романтизма в балете явились тридцатые - сороковые годы. Для воплощения романтических образов потребовались новые художественные средства. Пантомима уступила место одухотворенному выразительному танцу, способному передать тончайшие оттенки человеческих переживаний и чувств. Позже, в сороковые – пятидесятые годы сложился жанр романтической балетной драмы. Балеты романтического репертуара, созданные на западно-европейской сцене, почти сразу же были перенесены в Россию.
Знакомство детей с балетом – сказкой
«Спящая красавица» П.И. Чайковского
Цель: Познакомить детей с сюжетом сказки, музыкой вступления. Дать детям почувствовать настроения, переживания, выраженные в музыке, их смену и взаимозависимость. Приобщение детей к подлинному искусству, развитие и становление музыкальной культуры. Приобщение детей к музыкальной классике в высокохудожественном исполнении, способствующее музыкальному и общекультурному развитию дошкольников.
Задачи образовательные:
·          формировать нравственный облик ребенка, развивать культуру его поведения;
·          расширять кругозор детей о классической музыке через знакомство с музыкальными произведениями и музыкальными инструментами;
·          знакомить с творчеством русских и зарубежных композиторов через разнообразные формы работы;
·          побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительной и творческой деятельности;
·          формировать у детей различные виды музыкальной деятельности;
·          расширять у детей представление о классической музыке, передающей всю гамму чувств и их оттенков, интонации.
·          Обогащать детей музыкальными впечатлениями, овладение знаниями и представлениями о музыке, как искусстве и средстве.
Задачи развивающие:
·          развивать у детей музыкальные способности посредством игры на музыкальных инструментах и музыкально-ритмических движений;
·          развивать у детей музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость;
·          развивать у детей интерес и любовь к музыке;
·          развивать у детей эстетическое воспитание средствами музыкального искусства;
·          развивать у детей музыкальные способности: воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие звуко-высотных и музыкально-слуховых представлений, чувство ритма;
·          развивать у детей интерес к музыке, музыкальное мышление, самореализацию в музыкально-творческой деятельности;
Задачи воспитательные:
·          приобщать детей к культурному музыкальному наследию;
·          воспитание качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другим;
·          учить детей слушать и понимать классическую музыку;
·          обогащать у детей словарный запас;
·          учить детей выражать чувства, переданные в музыке, сравнивать, анализировать, сопоставлять, запоминать;
·          способствовать развитию эмоций, речи, и движений;
·          способствовать накоплению детьми опыта восприятия музыкальной классики;
·          способствовать музыкальному и общекультурному развитию дошкольников;
Занятие № 1
Цель занятия: Познакомить детей с сюжетом сказки, музыкой вступления, в которой сопоставляются образы добра и зла, лежащие в основе драматургии балета.
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с сказкой-балетом П.И. Чайковского «Спящая красавица». В ней, как и во всякой сказке, добро сталкивается со злом.
В королевском дворце дается бал в честь рождения прекрасной, очаровательной принцессы. На бал приглашены волшебницы – добрые феи во главе с феей Сирени. Они приносят принцессе подарки, поздравляют короля и королеву, желают принцессе быть самой красивой, самой умной из всех принцесс. Вдруг раздается шум - появляется злая фея Карабос в колеснице, запряженной шестью крысами, в сопровождении безобразных пажей. Злая фея Карабос разгневана тем, что ее не пригласили на бал. Она склоняется над колыбелью, в которой лежит принцесса, взмахивает своей волшебной палочкой и произносит магические слова. Она предсказывает, что принцесса случайно уколет палец и тогда она уснет навеки. Король, королева и гости были в ужасе и страхе от этих слов. Но доброй фее Сирени удалось смягчить колдовство феи Карабос. Она сказала, что принцесса уснет не навсегда. Ее может спасти принц, который полюбит ее и разбудит своим поцелуем. Король издал указ, запрещающий держать во дворе иголки, булавки, прясть пряжу веретеном. Шли годы, принцесса превратилась в красивую девушку. И вот однажды во дворце собрались гости, чтобы поздравить ее с днем рождения. Никто не заметил, как в доме появилась старуха с веретеном в руках. Принцесса увидела ее, заинтересовалась веретеном, которого она никогда не видела. Старуха протянула его ей. Принцесса взяла веретено и стала танцевать с ним. Все вокруг закричали, чтобы она бросила веретено, но она кружилась и кружилась. Танец ее внезапно прервался - она укололась веретеном и упала. Старуха бросила свой плащ, и все узнали злую фею Карабос, которая тотчас исчезла. Вдруг все вокруг осветилось, и озаренная волшебным светом, появилась добрая фея Сирени. Она сказала, что принцесса не умерла, а заснула, и все заснут вместе с ней до ее пробуждения.
Прошло много лет. Молодой принц во время охоты увидел плывущую по реке ладью, украшенную драгоценными камнями. В ней была фея Сирени. Когда принц приблизился к ней, фея Сирени взмахнула волшебной палочкой в сторону скал, и принц увидел спящую красавицу. Он был поражен ее красотой и просил фею помочь ему найти принцессу. Фея пригласила принца сесть в ее ладью, и они отправились в путешествие. Вскоре они оказались в замке. Там было много спящих людей, и среди них король и королева. Принц пытался разбудить их, но они продолжали спать. И вот он увидел спящую принцессу. Она была так прекрасна, что принц подошел к ней и поцеловал ее. Принцесса проснулась. Очнулись ото сна и все остальные. Принц просил короля отдать ему принцессу в жены. Король благословил молодых влюбленных. Начался пышный праздник. Все радовались, что колдовство злой феи было побеждено.
Музыкальный руководитель: Послушайте, как нежно и светло звучит музыка, когда принц и принцесса танцуют вместе.
(Звучит адажио из III действия). А теперь послушайте вступление к балету, в котором звучит музыка, характеризующая злую фею Карабос и добрую фею Сирени. Прислушайтесь: какая фея изображена в начале вступления (добрая или злая), а какая во второй его части?
Дети слушают вступление, затем отвечают, что сначала звучит музыка, изображающая злую фею (грозная, злая, колючая), а потом фею Сирени (нежная, добрая, ласковая).
Музыкальный руководитель: «Правильно, первая тема звучит зловеще, угрожающе, а вторая - спокойно и ласково. Вступление к балету звучит, когда занавес еще не открыт. Его исполняет один оркестр. Сказку начинает рассказывать сама музыка. Но вы уже почувствовали, как эта музыка выразительна. Начинается вступление с таинственной и злой темы. Зная сюжет сказки, мы связываем эту музыку с феей Карабос. Музыка второй части вступления иная по характеру - ласковая, светящаяся добром, успокаивающая. Очень красивая мелодия звучит все более уверенно, торжественно, как бы предсказывая, что злые силы будут побеждены. Эта музыка характеризует добрую фею Сирени. Темы доброй и злой фей звучат в балете несколько раз, когда на сцене появляются эти персонажи. Мы всегда узнаем эти темы в балете, хотя при повторении они звучат каждый раз по-разному. Например, в сцене, когда фея Карабос предсказала маленькой принцессе, что она уколет палец веретеном, в мелодии появляются «кружащиеся» интонации, напоминающие вращение веретена. Но злая, беснующая тема все равно легко узнается.
Занятие № 2
Цель занятия: Познакомить детей с вальсом из II действия, дать им возможность передать его характер в двигательных импровизациях. Послушать кульминацию II действия - танец с веретеном.
Ход занятия:
Музыкальный руководитель: «Ребята, сегодня вы побываете на балу в честь шестнадцатилетия принцессы. Все гости поздравляют принцессу с днем рождения. Звучит музыка, какой танец играет оркестр? (Звучит фрагмент вальса).
Музыкальный руководитель: «Правильно, это вальс, а какой характер у этого вальса?
Дети отвечают: Нежный, ликующий, праздничный.
Музыкальный руководитель: Прислушайтесь, как красиво звучит оркестр: то празднично, стремительно, пышно, когда тему ведут струнные инструменты, то изящно, полетно, когда в средней части вальса звучат флейта, гобой, кларнет и звенящие колокольчики.
Музыкальный руководитель предлагает детям станцевать вальс, импровизируя движения.
Музыкальный руководитель: «На этом балу происходят самые страшные, драматические события сказки - появляется старуха с веретеном в руках; принцесса, танцуя, уколет им палец и уснет на сто лет. Принцесса танцует с веретеном под музыку стремительную, быструю, в которой можно услышать «кружащие» интонации, напоминающие вращение веретена. Вдруг она прерывается страшными, мрачными аккордами на фоне гудящих басов - предсказание сбылось. А теперь вспомним мелодию феи Карабос с похожими интонациями кружения и вращения. Эти интонации в теме злой феи и танце принцессы с веретеном напоминают нам о том, что судьба принцессы зависит от предсказаний феи Карабос».
Занятие № 3
Цель занятия: Закрепить знание детьми фрагментов балета «Спящая красавица»
Ход занятия:
Занятие можно провести в форме викторины или концерта - угадайки, на котором будут звучать музыкальные фрагменты из балета. Дети отвечают на вопросы о музыке и музыкальных инструментах.
Библиографический список
1. «Слушание музыки в детском саду» Н. Луконина, Л. Чадова
Москва АЙРИС ПРЕСС 2003г.
2. «Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного
возраста» И.В. Бодраченко АЙРИС - дидактика, Москва 2006г.
3. «Классическая музыка для детей старшего дошкольного возраста»
Л.Н. Алексеева, Т.И. Тютюнникова, Издательство Москва 2001г.
Сведения об авторах
Ермолаева Н.И. музыкальный руководитель Государственного Бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 65 комбинированного вида Красносельского района Санкт - Петербурга
2020