НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Черная В.Т. Развитие исполнительских навыков игры на свирели в дошкольном возрасте

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (19) https://f.almanah.su/19.pdf


На сегодняшний день самый доступный духовой музыкальный инструмент для массового обучении-это ученическая шестидырочная свирель. Легкость и простота игры на подобной свирели позволяет освоить ее даже четырехлетнему ребенку.
Музицирование на свирели благотворно влияет на эстетическое воспитание детей, на формирование у них любви к прекрасному. Раскрывать этот мир можно в любом возрасте, однако наиболее результативным, сенситивным для освоения исполнительских навыков является возраст 6-12 лет.
Целью музыкального руководителя при обучении дошкольников игре на свирели является погружение детей в мир музыки, научить детей ощущать себя творцом. Музицирование на свирели позволяет расширить возможности становление творческого мировоззрения ребенка, и это далеко выходит за рамки простого освоения исполнительских навыков. Известно, что творческие задатки, сформированные в одной сфере, человек легко переносит на всю свою деятельность. Эмоционально и психологически важно понять, что, музицируя на свирели, мы приобщаем детей к исполнительской и творческой деятельности доступными для них средствами.
Работа по овладению навыками игры на свирели проходит последовательно: сначала происходит формирование навыков игры на свирели на мелодиях из одного-двух звуков(«Андрей-воробей», «Уж как шла лиса по травке»), затем - на материале большей сложности(«Василек», «Как под горкой под горой», «Антошка», «Во поле береза стояла»).Интересно детям музицировать с элементами театрализации(«Во саду ли в огороде», «Веселые музыканты», «Катюша»).
Особенностью освоения мира дошкольниками является игровая форма. А.Д.Артоболевская указывала: «Больше сказки, больше фантазии! Не уставая, будить воображение ребенка, связывая сказку, фантазию с музыкой!»
Дети, ранее проявившие себя успешно в различных видах музыкальной, музыкально-ритмической, пластической деятельности(пение, танцы) и показавшие достаточный уровень развития сценических и музыкальных способностей(точное интонирование, ритмическое чувство, артистизм и др.)овладевают быстрее приемами игры на инструменте.
Через обучение игре на духовом народном музыкальном инструменте можно стимулировать развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер жизни ребенка, способствовать развитию творческого воображения, объема непроизвольного внимания, психологическое развитие, формировать музыкальный слух, умение лучше понимать других, поддерживать интерес к учению.
Музыкальная привлекательность материала связана часто с песнями из мультфильмов. Например, «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка».Созданию позитивного настроя, психологической комфортности занятий способствует, безусловно, игровая форма проведения занятий. Например, можно задать вопрос: «Каких животных можно изобразить с помощью свирели?»и попробовать это сделать. Игровые формы позволяют с первых минут общения с музыкальным инструментом непосредственно включиться в процесс исполнения.
Основная цель работы по приобщению детей, начиная с дошкольного возраста, к исполнению музыки через инструментальное музицирование или исполнение попевок, песенок – раскрытие перед детьми прекрасного и удивительного мира звуков. В процессе обучения игре на свирели осуществляется знакомство детей с различными музыкальными жанрами, приобщение дошкольников к народному музыкальному искусству через доступные виды музыкальной деятельности. Расширяя формы обучения музыке дошкольников, музыкальный руководитель с помощью инструментального творчества помогает детям расширить палитру чувств, словарный запас, устанавливать связь музыкальных звуков и явлений природы.
Работа со свирелью способствует вентиляции легких. В народной памяти сохранились немало историй о том, как «людей с больными легкими» часто отправляли в пастухи, чтобы они много играли на свирели на свежем воздухе. Занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга, что повышает иммунитет, и дети реже болеют. В результате стимулируется умственная работа, развивается творческое воображение детей, формы и объем непроизвольного внимания.
Необходимо отметить, что в ходе освоения исполнительских навыков на музыкальном инструменте улучшается климат в детском коллективе: дети переживают, радуются освоенным приемам, совместное общение с музыкой становится основой для единого эмоционального состояния. Изучение музыкальных пьес, рефлексирование собственного исполнения приводит к формированию требовательности к себе и к другим: это позволяет решать задачу формирования коммуникативной культуры, профессионально-творческого взаимодействия детей в коллективе. Результатом становится повышение уровня толерантности, доброты.
Освоение исполнительских навыков на свирели сопровождается и восприятием музыки(слушание фрагментов народных мелодий в исполнении на свирели, просмотр сольных видеофрагментов на свирели в оркестре народных инструментов), и дыхательной гимнастикой(«Шарик», «Бабочка», «Игра с перышком»),и пальчиковыми играми, упражнениями для мелкой моторики рук, для развития ритмического чувства(воспроизведение простейших ритмических рисунков с помощью прохлопывания ладонями).В процессе инструментального музицирования на свирели используется фланелеграф (приготовленная запись песенки на доске).Также имеет место импровизация (ритмическая – на одном звуке, мелодическая – на двух-трех-четырех).
В работе с дошкольниками по освоению и развитие навыков игры на свирели решаются три разнонаправленных задачи:валеологическая-оздоровление, социальное – общение, образовательная – познание.
Литература.
1.Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: учебное пособие, издание шестое.- М.: Советский композитор,1992.
2.Космовская М.Л.Свирель ученическая для обучения на уроках музыки в школе.https://urokimuz.ru/svirel/
2019