Оригинaл материала размещен в выпуске № 7 (57) https://f.almanah.su/57.pdf
Вопрос о готовности ребенка к обучению в школе в современном обществе очень актуален. Большинство ученых-педагогов пытаются найти как можно больше информации, что бы наглядно продемонстрировать свои версии о том, в каком возрасте дети готовы получать обучение в школе и стремятся к получению этих знаний.
Основополагающем компонентом в данном случае, является семья. Именно семья помогает ребенку в подготовке к школе. Соответственно именно семья является фундаментом начала обучения ребенка.
Множественные научные изыскания демонстрируют направленность большинства учебных программ на определенную модель учащегося. Такого рода совершенный ученик целиком отвечает предъявленным требованиям: он внимательно, а главное с удовольствием получает информацию от своего учителя и старается понять как можно больше, чтобы самому справиться с заданиями. Его «пропускная способность» отвечает объему полученной информации.
В школе обучение не индивидуальное, а массовое. И, как показывает практика, не каждый ученик может на все 100% успеть за своим педагогом и, к сожалению, из за этой трудности не может выполнить поставленной перед ним задачи. Именно личные качества и сами способности ребенка играют очень большую роль, а так же сама готовность к школе.
Все эти аспекты необходимо принимать во внимание для разработки эффективных подходов к преподаванию в условиях современных учебных заведений общего образования. От того как ребенок вступит в новый для него школьный мир будет зависеть его дальнейшее пребывания в нем. Его самовосприятие, обучение, его адаптация к новой социальной среде и общественной жизни. Ребенок должен быть уверен в себе, нацелен на результат. Он должен осознать, что ему не следует останавливаться на пол пути от своей цели, а идти до конца не боясь преград.
Это все будет возможно только в том случае, если ребенок подготовлен к обучению в школе и проходит по всем ее интеллектуальным стандартам.
Определенное многообразие индивидуальных свойств личности, которые вырабатываются у ребенка в дошкольном возрасте (игровой профессионализм, формирование воображения и логического мышления, эрудированность и др.) обязано обеспечивать комплексную модификацию из дошкольного детства в начало обучения и содействовать его благоприятной адаптации в первом классе начальной школы, образованию у него новой деятельности и новейших общественных ролей.
Можно смело сказать, что именно интеллектуальная подготовка ребенка к школьному процессу играет непосредственную роль в его обучении.
Переход ребенка в новое учебное заведение это совершенно новый этап в его жизнедеятельности. Чаще всего у детей и их родителей возникает обоснованное чувство беспокойства, когда приходит время идти в первый раз в учебное заведение. Ребенок понимает, что он получил новое звание-ученик и теперь обучение в школе является для него обязательной деятельностью. За свою учебу он несет самостоятельную ответственность перед учителями, родными, а главное перед самим собой.
В школе присутствуют определенные строгие правила, которые идентичны для всех учеников. Самым главным правилом, а точнее задачей для ученика является получения знаний.
Абсолютно новый вид отношений начинает зарождаться и между педагогом и учащимся. Педагог для ребенка не просто взрослый, который может нравиться или нет. Он представляется малышу как человек, влиятельный, носитель знаний и опыта. Оценка ученика-это не оценивание его внешнего вида или красивой одежды, это именно оценка его знаний, которые он продемонстрировал педагогу. Отношение детей друг к другу внутри класса обычно очень сильно отличается от отношений установленных ранее во время игровой деятельности в детском саду.
Как практика, именно стремление ребенка завести новых друзей в школьном коллективе, подразумевает завершение дошкольного возраста и непосредственную готовность к обучению в школе.
Уже с давних времен существует много различных версий о том, когда именно ребенок готов к обучению в школе.
Главным аспектом готовности ребенка к школе в работах Л.И.Божович (1968) представляется новообразование – «внутренняя позиция школьника», что содержит в себе познавательную необходимость и необходимость в общении в новом статусе.
Подобного мнения придерживался и А.В.Запорожец, он отмечал, что стремление к учебе у ребенка основывается на особой системе взаимодействий, таких как собственная мотивация, познавательность ребенка на уроках, а самое главное - это стремление изучить еще не изученное.
Согласно многим критериям можно выделить несколько основных важных составляющих готовности ребенка обучению в школе:
1. Личностная готовность, это когда ребенок стремится познавать что-то новое, хочет научиться взаимодействовать со своими сверстниками, а так же педагогами и т.д. Издавна считается, что ребенок готов к обучению в школе, когда он не просто хочет учиться в красивом здании, которое ему понравилось, а когда он осознает, что он хочет изучать что-то новое, что подразумевает формирование интересов к познавательной деятельности. У будущего ученика должна быть сформированная мотивационная система, которая в свою очередь помогает отвечать за свои деяния и делать выводы о происходящем вокруг.
Кроме того личностная готовность предполагает конкретную степень форсированности психологической сферы дошкольника. Чтобы познавательная деятельность и положительная динамика присутствовали в обучении ребенка, родители должны уже к началу года подготовить его нервную систему, чтоб она была как можно устойчивей.
Появление новых перспектив саморегуляции предполагает не только становление психоэмоционального контроля, но и трансформацию от наружной регуляции поведения к внутренней (когда оно становится внутренне осмысленным).
2. Физическая готовность ребенка, подразумевает, его физическое развитие, а так же соответствие его возрастным нормам.
3. Интеллектуальная готовность ребенка заключается непосредственно в его восприятии, памяти, внимании, мышлении, понятной для всех окружающих речью.
Интеллект (от лат. Intellectus - понимание, познание) в широком смысле этого слова, подразумевает группирование всех познавательных функций индивидуума: от ощущений и восприятия до мышления и воображения.
Как правило, выделяется три особенно часто встречающихся значения интеллекта:
1) интеллект как способность к обучению;
2) интеллект как умение оперировать абстрактными символами и взаимодействиями;
3) интеллект как умение приспосабливаться к окружающей действительности.
В начале 20-ого столетия интеллект рассматривался как приобретаемая в конкретном возрасте степень психической сформированности, который проявляется в развитии познавательных функций, а также в уровне усвоенных интеллектуальных умений и навыков.
На сегодняшний день, большая часть российских ученых в области педагогики при анализе развития умственных способностей детей дошкольного возраста, делают явный акцент на такие умственные возможности как: восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь.
Интеллектуальная готовность к школе предполагает присутствие у ребенка эрудиции, багажа накопленных умений, знаний и навыков.
Чтоб ребенок мог поступить в школу для обучения он должен понимать и различать цвета предметов, а так же оттенки цветов. Также нельзя забывать о различных формах, размерах объектов, это ребёнок должен знать и уметь их различать. К сожалению не все дети могут анализировать и делать анализ предметов, которые ни видят вокруг себя.
Для этого в школе проводят специальные уроки где учат и помогают детям развивать их наблюдательность, а так же делать анализ того или иного предмета. С этой целью и нужно научить ребенка акцентировать свое внимание на объекте наблюдения, создавать проект его выполнения, выделять важные части и т.д.
Не зависимо от своего юного возраста ребёнок должен понимать, как он должен вести себе со сверстниками и взрослыми людьми. Можно сказать, что должен следовать так называемым законом школы и общества. Так же обучающий должен помнит, что работу он делает не только в образовательном заведении, но и дома.
Школьник должен в полной мере владеть средствами для запоминания, ведь именно они окажут ему помощь при изучении материала, который преподносят в школьном учреждении.
При поступлении ребенка в среднее учебное заведение мышление должно формироваться и представляться во всех трех основных проявлениях: визуально-эффективном, визуально-образном и словесно-логическом. Но на самом деле они часто сталкиваются с ситуацией, когда, обладая способностью идеально решать задачи в визуально-эффективном плане, ребенок с большим трудом справляется с ними, когда эти задачи представлены в образном и, тем более, словесно-логическом форма.
Случается обратное: ребенок может разумно говорить, обладает богатым воображением, образной памятью, но не способен решать практические задачи из-за недостаточного развития двигательных навыков и способностей.
К отличительным особенностям ребенка от своих сверстников нужно относится совершенно спокойно, ведь каждый ребенок индивидуален в своем роде. И если ребенок в познавательных процессах с чем-то не справляется, это не значит, что у него существуют какие-то проблемы с развитием. Наоборот, у ребенка преобладает один из типов восприятия окружающего мира: практический, образный или логический. В первое время учебной работы с такими детьми необходимо делать упор на те сферы познавательных процессов, которые у них больше всего сформированы, но ни в коем случае о не забывать о развития остальных.
В практическом общении дети познают и осваивают грамматику родного языка, как правильно стоить предложения, но воспроизводят это на бессознательном уровне. В этом возрасте дети уже должны обладать способностью производить звуковой анализ слова (развитие фонематического слуха), т.к. разложение слова на его элементы и обозначение порядка различных звуков в слове представляют собой ключевую значимость для обучения детей навыкам письма и чтения.
Готовность к школе это сложное общее проявление, определяющее психофизическое положение будущего ученика в совокупности знаний. Из числа ее эмоциональных характеристик наибольшей важностью располагают следующие: достаточное образование важнейших познавательных процессов и способностей, которые позволяют ребенку успешно осуществлять учебную деятельность, мотивационную готовность - развитие внутреннего взгляда учащегося, личностную готовность - конкретное отношение к себе, к своим способностям, т.е. определенная степень становления самосознания. Когда ребенок проходит диагностику для приема в школьное учреждение, главный акцент делают на личностных особенностей, а также образование их дезадаптации.
От интеллектуальной готовности к школе зависит и результативность школьного обучения. Если у ребенка недостаточно сформированы главные психические процессы, то учебная деятельность будет даваться ему с большим трудом. Для повышения уровня интеллектуальной подготовки ребенка к школе старшие должны создавать у него познавательные надобности, обеспечивать требуемую степень мыслительной работы, предлагая надлежащие задачи, и предоставить необходимую концепцию познаний о находящейся вокруг реальности.
Следует отметить тот факт, что под пристальным вниманием преподавателей обязаны находиться и персональные характеристики личности ребенка. С самого начала учебной деятельности каждому из детей необходимо оказать помощь в поиске и развитии своей собственной манеры учебной работы – соответствующей его естественным характеристикам и степени готовности к новой, совершенно незнакомой форме ученической жизнедеятельности.
Все эти аспекты необходимо принимать во внимание для формирования эффективных подходов к преподаванию в условиях в современных учебных заведениях общего образования.
Библиографический список
1. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей./ А.Ф.Ануфриев, С.Н.Костромина. – М.: Просвещение, 2008 – 340с.2. МарковаА.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте./ А.К. Маркова.-М.: Сфера.,2003-220с.