Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (34) https://f.almanah.su/34.pdf
Федеральный государственный образовательный стандарт раскрывает понятия и виды универсальных учебных действий, дает их характеристику. УУД рассматриваются как метапредметные способы преобразования учебного материала, отражающие готовность субъекта к самообучению, саморазвитию, и самосовершенствованию путем сознательного активного присвоения нового социального опыта. Основными видами УУД являются личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Проанализировав имеющуюся литературу по данному вопросу, мы пришли к выводу, что регулятивные универсальные учебные действия в ряду всех компетенций выступают важнейшим компонентом содержания предмета «География», так как отражают способность обучающегося организовывать учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты [1].
В настоящее время, недостаточно разработано практических заданий, методических рекомендаций для учителей географии по формированию у школьников регулятивных УУД, или они носят несистемный характер.
Неоспоримым достоинством данной компетенции является то, что обучающиеся, приобретая новые знания, развивают умения самостоятельного поиска информации, ставят перед собой цели и задачи, усовершенствуют навыки самооценки и самоконтроля. Обширные возможности школьной дисциплины «география» позволяют учителям активно внедрять и разрабатывать задания, в зависимости от уровня знаний школьников по предмету и сформированности различных компетенций, в том числе и регулятивных.
В таблицу внесены задания, которые были разработаны по темам раздела «Природные зоны России», направленные напрямую для формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Таблица Разработанные задания по формирования регулятивных УУД на уроках географии по теме «Природные зоны России»
Задание
Состав действия
Географический метод
“Найди ошибки в тексте”В умеренном поясе зона лесов делится на следующие подзоны:
- тундра (тайга);
- смешанные леса;
- широколиственные леса.
Тайга сменяет лесотундру, а южнее тайги расположены жестколиственные (смешанные) леса. Широколиственные леса находятся к юго-западу от кавказских (уральских) гор и на Дальнем Востоке. Среди лесов широко распространены пустыни (луга) и болота [3].
-синтез;
самостоятельное достраивание с восполнением неправильных компонентов;
-самостоятельный выбор последовательности действий
Метод географического описания
Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны. Составление прогноза её изменения и выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне [4].
-установление причинно-следственных связей;
-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
-Построение логической цепочки рассуждений.
Сравнительно-географический
Составление описания одной из природных зон России по плану:
1. географическое положение
2.климатические условия
3.почва
4.растительность
5. животный мир.
-установление причинно-следственных связей
-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
-Построение логической цепочки рассуждений.
Метод географического описания
Задания получились разноплановые, они имеют в основе географические методы, к которым мы обязаны обращаться на уроках географии. Так же мы расшифровали именно какой действие в этом задании оказывает влияние на формирование регулятивных умений, необходимые в жизни навыки. Человек, который умеет рефлексировать, то есть обобщать результаты своей деятельности на определенных промежуточных этапах, способен делать выводы и не совершать прежних ошибок, быстрее добивается поставленной цели [2].
В современном уроке учитель уделяет особое внимание планированию образовательной деятельности, поскольку она является фундаментальным фактором во всей методической системе. Формирование как регулятивных, так и других видов УУД становится важнейшей целью, если не каждого урока, то большинства уроков. Чем больше на уроках можно будет обнаружить заданий, направленных на формирование УУД, тем выше будет их качество.
Библиографический список
1.Беловолова Е.А. География: формирование универсальных учебных действий: 5-9 классы – М:Вентана-Граф, 2013. – 224 с.2.Иванова Н.В. Формирование универсальных учебных действий через исследовательскую деятельность младших школьников // Первое сентября – 2011. – №7. – С. 49.
3. Рабочие программы. География. УМК «Сферы» 5-9классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.М.: Просвещение,2011 – 243 22. 4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – Т. 1. – 816 с.