НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Королёва Е. Е. Формирование здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста в работе ДОУ

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (31) https://f.almanah.su/31.pdf


Сегодняшний социум, его развитие с большой скоростью, введение новых информационных технологий требуют всё более высоких требований к современным людям и их здоровью. Одной из главных проблем XXI века является проблема сбережения и укрепления здоровья.
На сегодняшний день в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из главных задач дошкольной образовательной организации является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и их эмоционального благополучия. В статье 64 п.1 Федерального Закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста»
Формирование здорового образа жизни с самого раннего возраста является основной задачей не только в семье, но и в образовательных организациях. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому формирование здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста представляется в современном обществе актуальным. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
Сегодняшний дошкольник, поступая в дошкольную организацию, имеет отклонения в физическом развитии и здоровье: неправильную осанку, лишний вес, задержки в развитии скорости, ловкости, координации движений. Причин для этого множество, одна из них – это некомпетентность семьи в вопросах физического воспитания детей. Уже с младенчества у детей необходимо планомерно и систематично совершенствовать и развивать все системы и функции организма, научить управлять своим телом, заботиться и беречь свое здоровье, развивать двигательные навыки, знакомить с последствиями вредных привычек. Воспитание здоровых детей – один из самых главных вопросов семьи и дошкольного образовательного учреждения. Лучшим вариантом является тот факт, если здоровый образ жизни поддерживается родителями. Но часто семья, занятая работой с одной стороны, не даёт детям собственный пример здорового образа жизни, а со второй не противостоит негативным внешним воздействиям. В этих условиях увеличивается роль дошкольной образовательной организации как основного звена в создании образовательной работы с детьми. Для организации формирования здорового образа жизни у младших дошкольников в дошкольной образовательной организации должны быть созданы следующие условия: медицинский кабинет, с целью осуществления санитарно-гигиенических мероприятий; спортивный зал, для развития двигательной активности; музыкальный зал для развития двигательной активности и достижения психоэмоционального комфорта; спортивная площадка на участке для организации прогулок, двигательной активности, психоэмоционального комфорта; уголок здоровья с целью предоставления доступной, наглядной информации о здоровье, здоровом образе жизни детям; бассейн для закаливания и двигательной активности.
Средствами формирования здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации являются: организация рационального режима дня, развитие культурно-гигиенических навыков, организация здорового и правильного питания, психоэмоциональный комфорт, закаливание организма, рациональная двигательная активность, работа по профилактике и снижению заболеваемости детей.
При правильном и строгом соблюдении режима дня вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья младших дошкольников. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни и важно, чтобы он был рациональным, так как от этого зависит здоровье и правильное развитие. При проведении режимных процессов для детей младшего дошкольного возраста, следует придерживаться следующих правил: полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании), тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели, привлечение детей к посильному участию в режимных процессах, формирование культурно-гигиенических навыков, эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов, учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка. Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Чем более этот режим будет исходить из возрастных особенностей ребенка младшего дошкольного возраста, тем в лучших условиях окажутся его физиологические системы, что обязательно отразится на его здоровье и настроении.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Одновременно с этим взрослые постепенно стимулируют развитие у младших дошкольников более сложных умений: мыть лицо, шею, руки до локтя, ежедневно самостоятельно мыть ноги, выполнять простейшие водные процедуры. Начиная с двухлетнего возраста детей, приучают чистить зубы щеткой и специальной детской пастой утром и вечером. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому.
Культурно-гигиенические навыки у детей становятся достаточно прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий.
В младшем дошкольном возрасте особенно велика роль здорового и правильного питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья. Основные принципы здорового и правильного питания: обеспечение баланса удовлетворения потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах, соблюдение режима питания. В основу правильной организации здорового и правильного питания детей младшего дошкольного возраста должны быть положены следующие основные принципы: регулярный прием пищи через определенные промежутки времени – главное условие, с которого необходимо начинать организацию питания ребенка; питание детей должно соответствовать уровню развития и функциональным возможностям организма в конкретный возрастной период; питательные вещества (белки, жиры, углеводы), поступающие в организм вместе с пищей, должны находиться в определенном соотношении между собой; питание должно быть индивидуальным с учетом особенностей ребенка, состояния здоровья, реакции на пищу и другое. Правильная организация здорового и правильного питания имеет большое значение для развития детского организма. Нормальный рост и развитие ребенка зависят в первую очередь от того, насколько его организм обеспечен необходимыми питательными веществами. Здоровое и правильное питание является основным фактором в предупреждении и лечении многих заболеваний.
Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций. Для достижения психоэмоционального комфорта в дошкольной образовательной организации следует использовать все возможные способы: творчество, в котором ребенок получает удовольствие от процесса создания чего-то нового и учится выражать свои чувства и эмоции; общение со сверстниками. У педагога в дошкольной образовательной организации должен быть демократический стиль общения, так как это влияет на эмоциональное состояние ребенка.
Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления. Благодаря повторным действиям факторов закаливания, прочнее развиваются условно рефлекторные связи. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, в частности, метеорологических, повышается выносливость организма. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов, которыми являются: постепенность (повышать силу закаливающего воздействия и продолжительность процедуры нужно постепенно); систематичность (закаливание будет эффективным, когда осуществляется не от случая к случаю, а ежедневно и без перерывов); комплексность (закаливание будет наиболее эффективным, если в комплексе используются все естественные силы природы: солнце, воздух и вода);учет индивидуальных особенностей (при закаливании необходимо принимать во внимание и рост, и пол, и состояние здоровья, а также местные климатические условия и привычные температурные режимы). При закаливании детей необходимо в первую очередь помнить, что у них каждая закаливающая процедура должна проходить на положительном эмоциональном фоне, должна доставлять радость и удовольствие. Положительные эмоции полностью исключают негативные эффекты охлаждения. Наилучшим способом достижения положительных эмоций при закаливании детей является введение в закаливающую процедуру элементов веселой игры.
Эффективным средством сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, обязательные условия здорового образа жизни является рациональная двигательная активность. Задачами развития рациональной двигательной активности у ребенка младшего дошкольного возраста являются: воспитание потребности в здоровом образе жизни; формирование жизненно-необходимых двигательных умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями и состоянием здоровья ребенка; формирование моральных качеств (выносливости, силы воли); развитие интереса к физическим упражнениям и подвижным играм; создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности; профилактика простудных заболеваний; профилактическая работа, направленная на предупреждение отклонений в физическом развитии; выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализации их через систему спортивно- оздоровительной работы. Рациональная двигательная активность младшего дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Режим рациональной двигательной активности оказывает многостороннее оздоровительное влияние на организм ребенка младшего дошкольного возраста: развивает мышечную и центральную нервную системы, опорно-двигательный аппарат, тренирует и совершенствует физиологические функции организма; обеспечивает усвоение ребенком доступных ему по возрасту движений, удовлетворяет потребность в движениях.
Работу по формированию здорового образа жизни младших дошкольников должны проводить педагоги дошкольной образовательной организации совместно с родителями. На сегодняшний день важно, чтобы каждый педагог дошкольного учреждения и родители были грамотны в вопросах сохранения здоровья, они должны иметь также специальные знания, касающиеся здоровья детей, формирования здорового образа жизни и практические навыки здорового образа жизни.

Библиографический список

1. Анохина И.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации. Ульяновск: УИПКПРО, 2007. 80 с.
2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008. 160 с.
3. Немов Р.С. Психология: Учебник в 3 кн. Кн. 2: Психология образования. М.: ВЛАДОС, 2003. 688 с. 43. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика - синтез, 2010. 96 с.
4. Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: учебное пособие. М: ТЦ Сфера, 2005. 224с.

2020