НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Алексеева В. Т., Панкова Я. В. Педагогический проект с детьми старшей группы на тему «Нетрадиционная тех- ника аппликации и её роль в развитии детей дошкольного возраста»

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (36) https://f.almanah.su/36.pdf


Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе изобразительной деятельности у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
В связи с введением в действие ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы активно модернизируется сама система образования в России, идет поиск эффективных путей, средств, методов развития детского изобразительного творчества, появляются новые вариативные педагогические программы и технологии. В настоящее время стремительно меняются точки зрения на проблему художественного развития и условия формирования художественных способностей, появление новых художественных приемов и техник.
Актуальность данной темы объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого - каждый вид изобразительной деятельности в детском саду, в том числе и аппликация. Аппликация из бумаги не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, но и полезное для их развития. Аппликация является важным средством познания мира и развития знания эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребёнка. Занятия аппликацией способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. У дошкольников формируются обобщенные способы анализа и синтеза, сравнения и сопоставления, математические представления, развивается чувство цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Занятия аппликацией повышают самооценку ребёнка, уверенность в его силах и возможностях. В процессе занятий ребёнок знакомится с разными приёмами обработки бумаги: вырезанием, обрыванием, скручиванием, сгибанием, складыванием, наклеиванием. Поделки, выполненные ребенком под руководством взрослого, создают атмосферу сотрудничества, позволят пережить радость совместного творчества, положительно сказываются на воспитании нравственных качеств личности ребёнка, таких, как отзывчивость и трудолюбие.
Проблема обучения детей дошкольного возраста современными нетрадиционными художественными техниками находит отражение в исследованиях О.А. Белобрыкиной, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, А.А.Мелик-Пашаева, Р.Г.Казаковой, А.А Фатеевой и других. В современных журналах по дошкольному образованию " Дошкольное воспитание", "Воспитатель ДОУ", "Дошкольная педагогика", "Старший воспитатель", "Обруч", "Современное дошкольное образование" и др. публикуется много статей, посвященных проблеме использования техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт своей деятельности.
Цель:
Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник аппликации, формирование разносторонней личности ребенка и его волевых качеств.
Задачи:
1.       Продолжать знакомить детей с нетрадиционными видами аппликации.
2.       Инициировать ребенка самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжение всей работы.
3.       Создать условия самостоятельной деятельности с художественными материалами.
4.       Развивать мелкую моторику рук, тактильное восприятие.
5.       Формировать навыки контроля и самоконтроля.
6.       Развивать изобразительные навыки и умения, наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость.
7.       Осуществлять эстетическое, трудовое и нравственное воспитание.
Сроки реализации проекта:2020-2021 учебный год
Ожидаемый результат:
1.Овладеют различными нетрадиционными техниками аппликации, обогатят знания о предметах и материалах, их свойствах и способах применения.
2. У детей повысится уровень развития художественного творчества, сформируется учебно-познавательная компетентность (в соответствии с особенностями возраста). Приобретут навыки совместного творчества - способны объединиться для общего дела, договариваться, действовать согласованно.
3. У воспитанников будет развито эстетическое восприятие мира, художественный вкус, воображение, умение воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли.
4. Процесс аппликации будет вызывать у детей положительные эмоции и удовлетворение от работы с разным изобразительным материалом.
План реализации проекта
Подготовительный этап
- Изучение, анализ и подбор парциальных программ:
программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». И.А.Лыковой.
программа «Первые шаги в мире искусства», Н.А.Горяевой.
выбор темы проекта, изучение методической литературы, посещение сайтов.
- Анализ многообразия нетрадиционных техник аппликации
- Апробация выбранных технологий.
- Выявление уровня развития творческих способностей детей
наблюдений за детьми среднего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности (автор Казакова Т. Г.).
"Диагностическое обследование на выявление уровня творческого развития". Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве по методике Казаковой Т.Г и Лыковой И.А. занятия аппликацией
- Разработка комплексно-тематического плана НОД по теме проекта
Темы: «Осенний ковер», «Тюльпан», «Животные готовятся к зиме», «Котенок», «Новогодняя елочка», «Открытка для папы», «Ромашки для мамы», «Сказочные герои», «Голубь мира», «Вот и лето наступило».
- Анкетирование родителей.
«Развитие творческих способностей у детей» (автор Шведова Н.).
Цель: совершенствовать работу по приобщению родителей к совместным занятиям с детьми по рисованию и аппликации; формирование у родителей чувства ответственности за развитие творческих способностей у детей, как в детском саду, так и дома
Основной этап:

Тема НОД

Задачи

1.

Фрукты

Сентябрь

Продолжать знакомить детей с обрывной аппликацией. Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук.

 

2.

Береза

"В золотом убранстве лес осенний снова,

И наряд сменила милая береза,

Золотом покрылись все её листочки,

На макушке к небу в синеньком платочке"

Октябрь

Воспитывать интерес к познанию природы, закреплять представления детей о деревьях их внешнем виде. Учить детей изображать дерево. Продолжать освоение обрывной техники аппликации и использования полосок цветной бумаги при составлении композиции. Вызвать интерес к созданию выразительно образа осеннего дерева. Развивать воображение, внимание, наблюдательность. Координировать движения обеих рук.

 

3.

Российский флаг

Коллективная работа в нетрадиционной технике - обрывная аппликация

Ноябрь

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой аппликации. Рвать бумагу и наклеивать ее на заготовку для флага, закреплять навыки аккуратного наклеивания. Учить работать коллективно не мешая друг другу. поговорить о значении цветов на Российском флаге. Продолжать расширять знания детей о своей Родине России.

 

4.

Город зимой

"Снег кружится,

Снег ложится -

Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица

И, конечно, человек!"

Декабрь

Учить детей изображать город с помощью цветной бумаги и ваты. Формировать умение выполнять работу аккуратно, закреплять знания о родном городе.

 

5.

Деревья в снегу

Январь

Учить предварительно выкладывать на листе бумаги готовые детали и наклеивать их. Продолжать учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную наклеиваемой фигуры, прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой. Объяснить детям, что аппликацию можно делать не только из бумаги, но и подручных средств. Например для снега можно использовать вату. продолжать расширять знания детей о зиме, о красоте зимнего пейзажа.

 

6.

Открытка для папы

(Кораблик)


Февраль

Учить предварительно выкладывать на листе бумаги готовые детали разной формы составляя изображения и наклеивать их. Формировать навыки аккуратной работы, вызвать у детей радость от создания открытки для папы. Развивать глазомер, мелкую моторику, творческое воображение. Учить делать объемный парус.

 

7.

Тюльпаны для мамы

Март

Учить делать цветок из бумаги, ровно складывая края листа бумаги, аккуратно наклеивать заготовку. Вызвать у детей желание порадовать маму и бабушку; развивать творческие способности; воспитывать бережное отношение к цветам.

 

8.

Бабочка

"На лесной полянке чудо — на цветочках бантики, это бабочки расселись как цветные фантики"

Апрель

Познакомить детей с симметричной аппликацией и совмещением ее с объемной аппликацией и рисованием. Учить складывать бумагу пополам с целью одновременной передачи формы повторяющихся частей. Развивать воображение и фантазию при изготовлении поделки.

 

9.

Земляничка-невеличка

Май

Развивать ранее полученные знания и умения при работе с бумагой. Развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию в системе глаз, рук. Развивать воображение и фантазию при изготовлении поделки.

Воспитывать аккуратность, желание создавать красивую, оригинальную поделку; взаимопомощь. Учить выполнять работу последовательно.

 


Взаимодействие с семьями воспитанников:
Консультации на темы
«Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционной аппликации»,
"Аппликация - как эффективное средство ускоренного умственного, нравственного, речевого развития детей ",
«Творчество в детском возрасте»,
«Разнообразие нетрадиционных техник аппликации».
Заключительный этап
Повторная диагностика на основе методики Комаровой Т.С.:
"Диагностическое обследование на выявление уровня творческого развития". Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве по методике Казаковой Т.Г и Лыковой И.А.
Представление материалов проекта на итоговом педсовете.
Оформление выставки детских работ «Море творческих идей» на итоговом родительском собрании «Здравствуй, лето».
Повторное анкетирование родителей «Развитие творческих способностей у детей»
Библиографический список
1. Григорьева Г.Г. Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М.: Просвещение, 2003
2. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. – М.: Карапуз –
Дидактика, 2006.
3. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение, 2002.
2020