Библиографическое описание:
Калашникова Г.И. Методическая разработка образовательной деятельности (обучение грамоте) с младшими школьниками на тему «Первоклассная сказка. Прощай, Азбука!» // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/77-1.pdf.
Калашникова Г. И.
Цель: в игровой форме закрепить знания детей по курсу «Обучение грамоте».
Задачи:
- Воспитывать уважение к книге как к источнику знаний;
- Развивать интерес к чтению, актёрские способности, чувство дружбы и товарищества.
Оборудование: проектор, наглядность на доске, буквы, цветик-семицветик, Баба Яга, Избушка, Кузя.
Ход мероприятия
Ученик1.День сегодня необычный, Под музыку выходят два первоклассника
Удивить хотим мы вас.
В первоклассную мы сказку
Отправляемся сейчас!
Ученик2: Садитесь поудобнее, мы начинаем!
Учитель: Сейчас для вас откроем мы сказочную дверь.
Там добрые герои – ты только в это верь.
Чудес на свете много, и в нашей сказке есть.
Вы скажете: «Что тут такого? Так вместе давайте смотреть!
Ну, что ж, друзья, в дорогу, войдём в волшебный класс!
Здесь встретится старое с новым – так было и будет сейчас!
Под русскую народную музыку выбегают Избушка на курьих ножках Б.Я. Избушка убегает от Б.Я.
Б.Я: Погоди же, избушка! Догоню, хоть я старушка, ты, избушка, не перечь, дай войти и лечь на печь!
Учитель. Добрый день, бабушка!
Баба-Яга. Да какой он добрый, день-то? Мы с избенкой не в ладах: Я - бултых, она - кудах. Весь день бегаем по лес и пугаем бедных птах.
Учитель. Да, непорядок! Ребята, ведь нам не нужны ссоры и плохое настроение? (Нет!)
Учитель: Б.Я, у нас все ребята воспитанные и умеют дружить. Не в ту сказку ты попала!
Баба-Яга.: А мне дети не указ! Да и моей избе тоже. Вон она, что хочет, то и делает. Хочу забрать у нее письмо, а она не отдает! А вы что тут собрались? (к детям)
Учитель.: У нас сегодня у первого класса праздник «Проводы Азбуки».
Избушка: Аааа! Это для вас письмо у меня! Но я вам его не отдам! Сейчас сама прочитаю!
Баба-Яга: Я буду читать! (пытается забрать себе письмо) Избушка: Нет я, я, я!
Баба-Яга: Я - последняя буква в алфавите. И не якай, пожалуйста, это неприлично.
Избушка: Ну, не знаю, прилично это или неприлично, а вот буквы я уже выучила.
Баба-Яга: Отдай письмо!
Избушка: А скажи волшебное слово. Его дети знают. Правда, ребята. (Пожалуйста)
Баба-Яга: А ты проверь, знают ли первоклассники еще какие-нибудь «волшебные» слова?
Избушка: Сейчас проверим! Растает даже ледяная глыба от слова тёплого... Зазеленеет старый пень, когда услышит... Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь… Справились!
Б.Я: С моим заданием они не справятся. Из кубиков нужно собрать слово «Азбука». (Дети собирают)
Избушка: Ладно, ладно! Мы еще посмотрим, кто кого! А сможете ли вы собрать «Цветок дружбы»?
Учитель: Вот так, Баба Яга, ребята и с этим заданием справились! Отдайте письмо.
Баба Яга: Ух! Какие шустрые! Избушка, отдай письмо мне, футы-нуты …, пожалуйста.
Избушка: А вот и не отдам! Ни тебе, ни мне! Вот ему отдам! Отдает письмо ученику).
Ученик читает: «Дорогие ребята! У вас сегодня праздник. Еще недавно прозвенел ваш первый звонок. Сегодня– вы многому научились. Теперь вы настоящие первоклассники и можете смело открывать дверь в страну Знаний. Поздравляю вас, ребята. Приеду в гости. Азбука».
Учитель: Баба Яга, а где сама Азбука? Мы ждем ее на праздник, а она опаздывает.
Баба Яга: Мы с Избушкой ее по длинной дороге отправили, а сами по короткой пришли.
Учитель: Ай, ай, ай! Баба Яга! Отправляйтесь в свою сказку, а нам не мешайте!
Избушка: Ой! Что-то мне скучно стало! Полечу –ка я домой! (Уходит)
Б. Я: А я уйду, но не одна. Надеюсь, среди вас найдутся лентяи, неряхи, забияки и драчуны? Дет Нет!
Учитель: Среди нас таких нет. У нас дети любят учиться. Вот послушай…
1.ученик: Мы учили в Азбуке,
Как писать и «а», и «ре»,
И узнали, например,
Говорят не «ре», а «эр».
2 ученик: Научились мы писать
И большие фразы,
Можем мы теперь читать
Сказки и рассказы.
Учитель: Азбука дала вам знанья,
Они с вами навсегда.
Самый первый свой учебник
Помнить будете вы? (Да).
Б.Я: Ладно, ладно, ухожу, но я еще вернусь! (грозит пальцем и уходит (Входят Аня и Кузя)
3) Аня: Как красиво здесь и просторно! Здорово живется первоклассникам!
Кузя: Апчхи! Пчхи!
Аня: Будьте здоровы!
Кузя: Ага! Ладно! Апчхи! Знаешь что? А я тебя боюсь!
Аня: И я вас боюсь!
Кузя: Я боюсь гораздо больше. Знаешь, а может, ты меня не тронешь?
Аня: Нет!
Кузя: Не поколотишь? Не жваркнешь?
Аня: А что такое жваркнешь?
Кузя: Ну, наподдашь, отлупишь, отдубасишь, выдерешь… – все равно больно…
Аня: Нет.
Кузя: И за уши не оттаскаешь? А то я не люблю, когда за уши дергают. Дряпать тоже не будешь?
Аня: А что такое дряпать?
Кузя: Ах, беда-беда-огорчение! Что ни скажешь - не по разуму, что ни молвишь- все попусту, что ни спросишь – все без толку! Охти мне, батюшки, охти мне, матушки! Вот тетеха, недотепа, невразумиха непонятливая! И в кого ты такая уродилась? Ну да ладно, а я-то на что!
Аня: А ты кто?
Кузя: Кузька!
Аня: Это тебя звать Кузя. А кто ты?
Кузя: Сказки знаешь? Сперва добра молодца в баньке попарь, накорми, напои, а потом и спрашивай.
Аня: Нет у нас баньки!
Кузя: А что есть?
Аня: Ручки, Карандаши, Пеналы, тетради, компьютер, принтер…
Кузя: Э-э, остановись! Я этого всего не знаю! Но хочу остаться в вашем доме.
Аня: Раздеваться тебе тогда надо! Форму школьную одевать!
Кузя: Или мне делать нечего? Снимай рубаху, надевай рубаху, а на ней завязки – все завязаны, эдак всю жизнь – раздевайся, одевайся…У меня поважнее дела есть.
Аня: Иди сюда! Закрой глаза, а то мыло тебя укусит!
Кузя: Пусть только попробует! (Вытирает салфеткой и губкой)
Аня: Ну-ка, полюбуйся на себя! (Зеркало подает)
Кузя: Ну что я за добрый молодец! Чудо! Загляденье, да и только! (поет) Истопили баньку, вымыли Ваваньку. Посадили в уголок, дали кашечки комок! В баньке я пареный? Пареный. Поеный? Поеный. Кормленый? Нет! Я ужа-а-а-сно голодный! А ты?
Аня: Ой, я сейчас! /убегает
Кузя: А я все-таки наподдал этому мылу: как жваркнул его, как дряпнул, больше не будет свориться!
Аня: /принесла пирожные/ Закрой глаза! Открой! На! (Подает корзину с пирогами)
Кузя: Это я не ем! Я не козел!
Аня: Ты только попробуй!
Кузя: И не проси!. Мне эта пища не по вкусу!
Аня: Ты только понюхай, как пахнут!
Кузя: Да! (нюхает) Ана вкус- трава травой! Ладно, делать нечего, давай, раз больше есть нечего! У-у-у! Ням-ням-ням! Фафа фефе фофо!
Аня: Что?
Кузя: Сама, говорю, печешь? Или кто помогает?
Аня: Это мама в магазине купила.
Кузя: Вкусно! Хватит, хорошенького понемножку. (Кладет в корзину) Эдак нельзя: себе да себе! Надо и о других подумать: Сюра угостить, Афоньку, Адоньку, Вуколочку, Лутонюшку, Кувыку. То-то все рады будут! (Смотрит в корзину) Ой! А их не хватит!
Аня: Чего не хватит?
Кузя: Олелюшечек, говорю, не хватит, пирогов цветочных. Эх! Непонятливая ты, невразумиха, а еще смеешься! Э-э-эх! (зевает) Дом без хозяина- сирота. И хозяин без дома тоже сирота. Дома и стены помогаююююююють! (зевает) Храпит…
Аня: Кузька уснул. Спит он сладко, и снится ему сон…
Учитель: Ну вот мы и снова у сказки в гостях,
Никто не услышит о том в новостях
Да мы и не думаем шум создавать,
А будем тихонько странички листать.
Смеяться с героями, переживать,
Грустить, веселиться, о чуде мечтать.
И снова забудем, дружок, впопыхах,
Что чудо – то держим с тобою в руках.
Тихо! Мне кажется, что это чудо к нам уже идет! Давайте посмотрим, с чего всё начиналось……
Аня: Пусть ковёр-самолёт (Ковер заносят дети)
От забот унесёт!
В детский садик вернет,
Откуда сказка идёт Сценка «Тихий час»
Лиза: А-пчхи!
Таня: Будь здорова!
Восп. Тише, Таня Иванова!
Таня. Лиза, Лиза!
Восп. Таня, спать!
Д. Лизааааааа!
Восп. Ты опять
Таня. Я здоровья ей желаю, Что она- глухая? Лиза Я не слышу, я спала.
Восп. Тише, Лиза…
Таня. Соврала! Разве так бывает? Кто во сне чихает?
Восп. Перестаньте! Всё! У нас, вы забыли, тихий час!
Андрей: Ой, смотри, Егорка, мушка, у Дашки на подушке!
Даша. Что ещё за мушка? Щас как дам подушкой!
Егор: А у Лизы стрекоза!
Восп. Закрывайте все глаза! Нету с вами мне покоя! Мальчик встаёт. (Вова)
Восп. Вова, спи, ну что такое!
Вова. Слышите, Диман храпит, притворяется, что спит!
Дима. Ябеда! Получишь!
Восп.: Помолчите лучше! Забияки оба! И ни слова чтобы!
Лиза: А мне Даша спать мешает
За руку меня щипает!
Даша.: Я ей вовсе не мешала. Я подушку поправляла!
Восп.: Дети! Спите! Тихий час! Точно знаю я - для вас. Сон дневной полезен всё же
Алеша. И ночной полезен тоже
Восп.: Ляг, Алеша, и чтоб спал!
Алеша.: А что такого я сказал?
Восп.: Колыбельную включаем. И тихонько засыпаем! (Включить музыку)
Учитель: Заснули! Выйду-ка я на минуточку! (Включить музыку)
Танцуют. (Выключить музыку)
Алеша: Ребята, тише, кажется, сюда кто – то идёт…
Воспитатель: Какие молодцы, как тихо спали! Умнички! Ре-бя-та, пора вставать!
Кузя: Ая сейчас поймаю одного. (Ловит кого-то из детей). Какой хорошенький! Пухленький! На меня похож! Ты мне расскажи, ты откуда? В какой сказке ты живешь?
Ученик: Погоди, дяденька, сейчас я все расскажу! 5) Проект ученика «Моя малая родина»
Кузя: Ачто же было дальше?
1ученик: Адальше…
Мы помним тот звонок веселый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда вошли с цветами в школу,
В свой самый лучший первый класс.
2 ученик: Садясь за парту осторожно,
Чтоб школьной формы не измять,
Мы азбуки свои раскрыли,
Открыли чистую тетрадь.
3ученик: Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить, считать,
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
Ученик: Кузя, о том, как мы учимся, даже фильм сняли. Хочешь, покажем?
Кузя: Хочу! 6) Сценка «Опять двойка!»
Действующие лица: Режиссер, ассистент режиссера, оператор, мама, папа сын.
Звучит музыка «Фильм, фильм, фильм»
Режиссер: Как же снять фильм? Великий фильм? О чем же он будет? А! Точно! О школе! А фильм-то называться будет «Опять двойка!».
Ассис. режис: Кадр первый, дубль первый!
На сцену выходят кинооператор, сын с портфелем, мама с тазом, папа с газетой.
Сын (грустно): Мама! Я получил двойку.
Мама: Отец, наш сын получил двойку.
Папа: Как? Наш сын получил двойку? Тааак! Где мой ремень?
Режиссер: Стоп! Стоп! Стоп! Ммм… что-то здесь не то (задумывается) Точно! Надо что-то повеселее!
Ассистент режиссера: Кадр первый, дубль второй!
Звучит рок-н-ролл, сын, пританцовывая, сообщает: Мама! А я получил двойку!
Мама (радостно размахивая бельем): Отец! Наш сын получил двойку!
Папа: Как? (весело танцует) Наш сын получил двойку? Где мой ремень? (смеется)
Режиссер: Стоп! Стоп! Стоп!Что-то здесь не то (задумывается) Точно! Надо что-то поспортивнее!
Асс. режис: Кадр первый, дубль третий! Звучит спортивный марш, сын делает зарядку.
Сын (четко): Ма-ма! Я по-лу-чил дво-йку!
Мама (ритмично стирая): О-тец! Наш сын по-лу-чил дво-йку!
Папа: Как? (показывая мышцы) Наш сын по-лу-чил дво-йку? Где мой ре-мень? (шагает)
Режиссер: Стоп! Стоп! Стоп! (размахивает руками). Опять не то… (задумывается) Точно! Надо что-то потрагичнее!
Ассистент режиссера: Кадр первый, дубль четвертый! Звучит трагическая музыка
Сын (трагично): Мама! (Прикладывает руку ко лбу) Яполучил двойку!
Мама: Отец! (Прикладывает руку ко лбу) Наш сын получил двойку!
Папа: Как? (размахивая руками) Наш сын получил двойку? Где мой валидол? Папа падает на пол. Следом падают все персонажи.
Режиссер: Стоп! Стоп! Стоп! (растерянно озирается) Снято! Персонажи выходят на поклон.
Ученик1: Март месяц за окном стоит, (Дети держат буквы в руках)
В воздухе весна кружится.
А нам сегодня предстоит
С Азбукой проститься! (Уходит)
Ученик 2: Праздник классный наш в разгаре
И гостей полно уж в зале.
Где же героиня дня?
Где же Азбука моя (Входит Азбука)
Азбука Здравствуйте, первоклассники! Привет, мальчики и девочки! Я рада снова встретиться с вами!
Учитель: Здравствуй, Азбука! Мы так тебя ждали!
Азбука:Только в школу вы пришли –
Встретилась я с вами.
Дни учебы потекли,
Стали мы друзьями.
Я учила буквам вас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А еще терпению.
Вас сегодня не узнать:
Стали бойко вы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали,
И хочу сказать сейчас:
Рада я, друзья, за вас!
А где же мои помощники-буквы?
Учитель. Не волнуйся, дорогая Азбука. Ты ведь знаешь, что я тоже немножко волшебница. Сейчас скажу заветные слова – и весь алфавит появится перед тобой.
Шарма, фарма, туквы, муквы! Дети, превращайтесь в буквы. (Дети поднимают буквы.)
Учитель. Уважаемая Азбука! Принимай парад букв!
Азбука. Есть принимать парад! Команда славная моя, стройся в ряд от А до Я! Алфавит, равняйся, смирно! Доложить о готовности к параду!
Д.: Алфавит к параду готов!
Азбука: - Гласные, здесь?
Гласные: - Здесь!
А.: Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке ребенка качать,
Но не желают свистеть и ворчать.:
Азбука: Согласные, здесь?
Согласные: - Здесь!
Е: А согласные согласны
шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Азбука: Буквы, которые не обозначают звука, здесь?
Ъ, Ь: - Здесь!
Азбука: Буквы-значки, как бойцы на парад,
В четком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё… Все: - Алфавит!
Азбука.: Алфавит, по порядку номеров рассчитайся!
А.: Буква А, буква А,
Алфавита голова,
Знает Вова, знает Света
А похожа на ракету
Б.: Буква Б проснулась рано,
Буква Б бочонок с краном,
Умывайся, будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!
В.: Словно букву В Алёна
Держит трубку телефона.
Г.: Г – крючок обыкновенный,
Но в труде помощник верный.
И в косу, и в кочергу
Превратить я Г могу.
Д:. Вот стоит, дымок пуская
Буква Д – труба печная.
Е.: На дворе – какая жалость!
Наша лесенка сломалась,
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась!
Ё.: Е и Ё – родные сёстры,
Различить сестёр непросто,
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
Ж.: Если сноп, как пояском,
Подпоясать колоском,
Сноп соломы на меже
Превратится в букву Ж.
З.: З – не просто завитушка,
З – пружина, крендель, стружка.
И. На калитку посмотри,
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
К.: Сигнальщик держит два флажка.
С флажками он, как буква К.
Л.: Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.
М.: Взявшись за руки, мы встали
И на М похожи стали.
Н.: Там я букву Н найду,
Где гамак висит в саду.
О.: В старом дереве дупло
Ну совсем, как буква О.
П.: На хоккее, на футболе,
Буква П – ворота в поле.
Р.: Буква Р – на мачте парус.
Вдаль летит небес касаясь.
С.: Полумесяц в небе тёмном
Буквой С повис над домом.
Т.: Молоток стучит “Тук-тук ”,
Букве Т я старый друг.
У.: У – сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У.
Ф.: Все мы знаем без подсказки:
Буква Ф, как ключ от сказки.
Никогда его у нас не отнимет Карабас.
Х.: Буква Х всё ходит, ходит,
Места словно не находит.
Ц.: Стул чинил сегодня мастер,
Клеил он его и красил.
Мастер стул перевернул,
Стал на Ц похожим стул.
Ч.: Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем, как четыре,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя!
Ш.: На что похожа буква Ш?
На зубья этого ковша.
Щ.: Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
Ъ.: Из ведра не просто так
Нам воды напиться.
Нужен ковшик – твёрдый знак,
Чтобы не облиться.
Ы. Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо!
Получилась буква Ы,
Все мы знать её должны!
Ь.: Буква Р перевернулась –
Мягким знаком обернулась.
Э.: Над полями в синеве
Пролетела буква Э.
Это ласточка весной
Возвращается домой.
Ю.: На арене укротитель,
Грозных тигров повелитель.
Он, как буква Ю с кольцом
К тиграм грозно встал лицом.
Я.: Посмотрите на меня,
Разве я не хороша?
Не худющая, как А,
И не толстая, как Ш!
Ножку вправо отведу
К букве я соседней,
Не хочу теперь в ряду
Я стоять последней. (обращаясь к Азбуке)
Книжка первая моя,
Пожалей ты букву Я,
Разреши минут хоть пять
Первой в азбуке стоять!
Азбука. Ай-ай-ай, мне очень стыдно
И за алфавит обидно.
Как ты можешь, буква Я,
Подводить сейчас меня?
В алфавите всем известно:
Хвастунишкам тут не место!
Знают буквы все отлично:
Якать просто неприлично.
Буквы людям все нужны,
Этим буквы и дружны.
Дело тут совсем не в месте.
Все вместе:. Дело в том, что все мы вместе!
Азбука: Дорогие мои помощники! Объявляю вам благодарность за хорошую службу! Дети: Спасибо!
Учитель: Ребята, я рада, что вы подружились с Азбукой, и она научила вас читать. Тяжело живется тому, кто читать не умеет. Как Кузя живет – непонятно! Ни вывески прочитать не может, ни объявления! И слова называет неправильно. Кузя, Понравилось ли тебе у нас?
Кузя: Я понял, чтение – лучшее учение. Азбука, я с тобой буду дружить. Азбука: Конечно, можно!
Учитель: Есть такая пословица: «Хорошая книга от всех болезней лечит»
Ученик: Две болезни у меня: беготня и болтовня.
Беготня бежит ногами без дороги прямиком.
Болтовня моя часами всё болтает языком.
Только кончит беготня, начинает болтовня.
Замолчу и побегу – заболтаю на бегу.
Излечился я легко – я не ездил далеко:
В первый класс меня отдали, научился я читать,
И теперь меня, ребята, "Не видать и не слыхать".
Только папа пожалел: - Мальчик чтеньем заболел.
Учитель: Ребята! В сентябре мы начали путешествие по стране Знаний. И всё это время мы были окружены заботой ваших мам, пап. Скажем им спасибо. Дети: Спасибо!
А: Спасибо, мамочка, тебе
За все заботы обо мне.
За то, что в школу я хожу,
За книгу, что в руках держу.
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
Умею я теперь читать! Песня «Мама - солнышко мое» исполняю первоклассники
Учитель.: Дорогая Азбука, с тобою мы сегодня распрощаемся, пойдем дальше по дороге знаний и открытий. Ребята, что нам нужно взять с собой?
Дети.: Терпение, старание, умение, аккуратность.
1ученик: Сегодня праздник необычный:
Спасибо, азбука, тебе!
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе.
2 ученик: Почему у малышей
Мокрые реснички?
Потому что в азбуке
Кончились странички.
3ученик: Мы простимся с азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо 10 раз
Дружно хором скажем! Азбука уходит. Танец «Я, Ты, Он, Она, вместе целая страна»
Ученик1: Под Российским небосводом
Книгу любят и хранят.
Пусть же крепнет с каждым годом,
Дружба книги и ребят! Ученик 2: А еще Азбука научила нас любить свою Родину.
Учитель: Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.
Вот и наша сказка подошла к концу. До новых встреч!
Библиографический список
1. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина «Воспитательная работа в начальной школе». Практическое пособие для учителей начальной школы, студентов средних и высших педагогических заведений, слушателей ИПК. Ростов-н/д: Творческий центр «Учитель», 2001. – 168 с. - (Педагогика нового времени).
2. И.И. Агапова, М.А. Давыдова «Праздники в начальной школе», Москва: Айрис-пресс, 2004. – 144 с. (Внимание: дети!).
3. Е.Н. Щуркова, В.В. Питюкова, А.П. Савченко, Е.А. Осипова «Новые технологии воспитательного процесса. М., «Новая школа», 1994. 110 с.
Калашникова Г.И. Методическая разработка образовательной деятельности (обучение грамоте) с младшими школьниками на тему «Первоклассная сказка. Прощай, Азбука!» // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/77-1.pdf.
Калашникова Г. И.
Цель: в игровой форме закрепить знания детей по курсу «Обучение грамоте».
Задачи:
- Воспитывать уважение к книге как к источнику знаний;
- Развивать интерес к чтению, актёрские способности, чувство дружбы и товарищества.
Оборудование: проектор, наглядность на доске, буквы, цветик-семицветик, Баба Яга, Избушка, Кузя.
Ход мероприятия
Ученик1.День сегодня необычный, Под музыку выходят два первоклассника
Удивить хотим мы вас.
В первоклассную мы сказку
Отправляемся сейчас!
Ученик2: Садитесь поудобнее, мы начинаем!
Учитель: Сейчас для вас откроем мы сказочную дверь.
Там добрые герои – ты только в это верь.
Чудес на свете много, и в нашей сказке есть.
Вы скажете: «Что тут такого? Так вместе давайте смотреть!
Ну, что ж, друзья, в дорогу, войдём в волшебный класс!
Здесь встретится старое с новым – так было и будет сейчас!
Под русскую народную музыку выбегают Избушка на курьих ножках Б.Я. Избушка убегает от Б.Я.
Б.Я: Погоди же, избушка! Догоню, хоть я старушка, ты, избушка, не перечь, дай войти и лечь на печь!
Учитель. Добрый день, бабушка!
Баба-Яга. Да какой он добрый, день-то? Мы с избенкой не в ладах: Я - бултых, она - кудах. Весь день бегаем по лес и пугаем бедных птах.
Учитель. Да, непорядок! Ребята, ведь нам не нужны ссоры и плохое настроение? (Нет!)
Учитель: Б.Я, у нас все ребята воспитанные и умеют дружить. Не в ту сказку ты попала!
Баба-Яга.: А мне дети не указ! Да и моей избе тоже. Вон она, что хочет, то и делает. Хочу забрать у нее письмо, а она не отдает! А вы что тут собрались? (к детям)
Учитель.: У нас сегодня у первого класса праздник «Проводы Азбуки».
Избушка: Аааа! Это для вас письмо у меня! Но я вам его не отдам! Сейчас сама прочитаю!
Баба-Яга: Я буду читать! (пытается забрать себе письмо) Избушка: Нет я, я, я!
Баба-Яга: Я - последняя буква в алфавите. И не якай, пожалуйста, это неприлично.
Избушка: Ну, не знаю, прилично это или неприлично, а вот буквы я уже выучила.
Баба-Яга: Отдай письмо!
Избушка: А скажи волшебное слово. Его дети знают. Правда, ребята. (Пожалуйста)
Баба-Яга: А ты проверь, знают ли первоклассники еще какие-нибудь «волшебные» слова?
Избушка: Сейчас проверим! Растает даже ледяная глыба от слова тёплого... Зазеленеет старый пень, когда услышит... Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь… Справились!
Б.Я: С моим заданием они не справятся. Из кубиков нужно собрать слово «Азбука». (Дети собирают)
Избушка: Ладно, ладно! Мы еще посмотрим, кто кого! А сможете ли вы собрать «Цветок дружбы»?
Учитель: Вот так, Баба Яга, ребята и с этим заданием справились! Отдайте письмо.
Баба Яга: Ух! Какие шустрые! Избушка, отдай письмо мне, футы-нуты …, пожалуйста.
Избушка: А вот и не отдам! Ни тебе, ни мне! Вот ему отдам! Отдает письмо ученику).
Ученик читает: «Дорогие ребята! У вас сегодня праздник. Еще недавно прозвенел ваш первый звонок. Сегодня– вы многому научились. Теперь вы настоящие первоклассники и можете смело открывать дверь в страну Знаний. Поздравляю вас, ребята. Приеду в гости. Азбука».
Учитель: Баба Яга, а где сама Азбука? Мы ждем ее на праздник, а она опаздывает.
Баба Яга: Мы с Избушкой ее по длинной дороге отправили, а сами по короткой пришли.
Учитель: Ай, ай, ай! Баба Яга! Отправляйтесь в свою сказку, а нам не мешайте!
Избушка: Ой! Что-то мне скучно стало! Полечу –ка я домой! (Уходит)
Б. Я: А я уйду, но не одна. Надеюсь, среди вас найдутся лентяи, неряхи, забияки и драчуны? Дет Нет!
Учитель: Среди нас таких нет. У нас дети любят учиться. Вот послушай…
1.ученик: Мы учили в Азбуке,
Как писать и «а», и «ре»,
И узнали, например,
Говорят не «ре», а «эр».
2 ученик: Научились мы писать
И большие фразы,
Можем мы теперь читать
Сказки и рассказы.
Учитель: Азбука дала вам знанья,
Они с вами навсегда.
Самый первый свой учебник
Помнить будете вы? (Да).
Б.Я: Ладно, ладно, ухожу, но я еще вернусь! (грозит пальцем и уходит (Входят Аня и Кузя)
3) Аня: Как красиво здесь и просторно! Здорово живется первоклассникам!
Кузя: Апчхи! Пчхи!
Аня: Будьте здоровы!
Кузя: Ага! Ладно! Апчхи! Знаешь что? А я тебя боюсь!
Аня: И я вас боюсь!
Кузя: Я боюсь гораздо больше. Знаешь, а может, ты меня не тронешь?
Аня: Нет!
Кузя: Не поколотишь? Не жваркнешь?
Аня: А что такое жваркнешь?
Кузя: Ну, наподдашь, отлупишь, отдубасишь, выдерешь… – все равно больно…
Аня: Нет.
Кузя: И за уши не оттаскаешь? А то я не люблю, когда за уши дергают. Дряпать тоже не будешь?
Аня: А что такое дряпать?
Кузя: Ах, беда-беда-огорчение! Что ни скажешь - не по разуму, что ни молвишь- все попусту, что ни спросишь – все без толку! Охти мне, батюшки, охти мне, матушки! Вот тетеха, недотепа, невразумиха непонятливая! И в кого ты такая уродилась? Ну да ладно, а я-то на что!
Аня: А ты кто?
Кузя: Кузька!
Аня: Это тебя звать Кузя. А кто ты?
Кузя: Сказки знаешь? Сперва добра молодца в баньке попарь, накорми, напои, а потом и спрашивай.
Аня: Нет у нас баньки!
Кузя: А что есть?
Аня: Ручки, Карандаши, Пеналы, тетради, компьютер, принтер…
Кузя: Э-э, остановись! Я этого всего не знаю! Но хочу остаться в вашем доме.
Аня: Раздеваться тебе тогда надо! Форму школьную одевать!
Кузя: Или мне делать нечего? Снимай рубаху, надевай рубаху, а на ней завязки – все завязаны, эдак всю жизнь – раздевайся, одевайся…У меня поважнее дела есть.
Аня: Иди сюда! Закрой глаза, а то мыло тебя укусит!
Кузя: Пусть только попробует! (Вытирает салфеткой и губкой)
Аня: Ну-ка, полюбуйся на себя! (Зеркало подает)
Кузя: Ну что я за добрый молодец! Чудо! Загляденье, да и только! (поет) Истопили баньку, вымыли Ваваньку. Посадили в уголок, дали кашечки комок! В баньке я пареный? Пареный. Поеный? Поеный. Кормленый? Нет! Я ужа-а-а-сно голодный! А ты?
Аня: Ой, я сейчас! /убегает
Кузя: А я все-таки наподдал этому мылу: как жваркнул его, как дряпнул, больше не будет свориться!
Аня: /принесла пирожные/ Закрой глаза! Открой! На! (Подает корзину с пирогами)
Кузя: Это я не ем! Я не козел!
Аня: Ты только попробуй!
Кузя: И не проси!. Мне эта пища не по вкусу!
Аня: Ты только понюхай, как пахнут!
Кузя: Да! (нюхает) Ана вкус- трава травой! Ладно, делать нечего, давай, раз больше есть нечего! У-у-у! Ням-ням-ням! Фафа фефе фофо!
Аня: Что?
Кузя: Сама, говорю, печешь? Или кто помогает?
Аня: Это мама в магазине купила.
Кузя: Вкусно! Хватит, хорошенького понемножку. (Кладет в корзину) Эдак нельзя: себе да себе! Надо и о других подумать: Сюра угостить, Афоньку, Адоньку, Вуколочку, Лутонюшку, Кувыку. То-то все рады будут! (Смотрит в корзину) Ой! А их не хватит!
Аня: Чего не хватит?
Кузя: Олелюшечек, говорю, не хватит, пирогов цветочных. Эх! Непонятливая ты, невразумиха, а еще смеешься! Э-э-эх! (зевает) Дом без хозяина- сирота. И хозяин без дома тоже сирота. Дома и стены помогаююююююють! (зевает) Храпит…
Аня: Кузька уснул. Спит он сладко, и снится ему сон…
Учитель: Ну вот мы и снова у сказки в гостях,
Никто не услышит о том в новостях
Да мы и не думаем шум создавать,
А будем тихонько странички листать.
Смеяться с героями, переживать,
Грустить, веселиться, о чуде мечтать.
И снова забудем, дружок, впопыхах,
Что чудо – то держим с тобою в руках.
Тихо! Мне кажется, что это чудо к нам уже идет! Давайте посмотрим, с чего всё начиналось……
Аня: Пусть ковёр-самолёт (Ковер заносят дети)
От забот унесёт!
В детский садик вернет,
Откуда сказка идёт Сценка «Тихий час»
Лиза: А-пчхи!
Таня: Будь здорова!
Восп. Тише, Таня Иванова!
Таня. Лиза, Лиза!
Восп. Таня, спать!
Д. Лизааааааа!
Восп. Ты опять
Таня. Я здоровья ей желаю, Что она- глухая? Лиза Я не слышу, я спала.
Восп. Тише, Лиза…
Таня. Соврала! Разве так бывает? Кто во сне чихает?
Восп. Перестаньте! Всё! У нас, вы забыли, тихий час!
Андрей: Ой, смотри, Егорка, мушка, у Дашки на подушке!
Даша. Что ещё за мушка? Щас как дам подушкой!
Егор: А у Лизы стрекоза!
Восп. Закрывайте все глаза! Нету с вами мне покоя! Мальчик встаёт. (Вова)
Восп. Вова, спи, ну что такое!
Вова. Слышите, Диман храпит, притворяется, что спит!
Дима. Ябеда! Получишь!
Восп.: Помолчите лучше! Забияки оба! И ни слова чтобы!
Лиза: А мне Даша спать мешает
За руку меня щипает!
Даша.: Я ей вовсе не мешала. Я подушку поправляла!
Восп.: Дети! Спите! Тихий час! Точно знаю я - для вас. Сон дневной полезен всё же
Алеша. И ночной полезен тоже
Восп.: Ляг, Алеша, и чтоб спал!
Алеша.: А что такого я сказал?
Восп.: Колыбельную включаем. И тихонько засыпаем! (Включить музыку)
Учитель: Заснули! Выйду-ка я на минуточку! (Включить музыку)
Танцуют. (Выключить музыку)
Алеша: Ребята, тише, кажется, сюда кто – то идёт…
Воспитатель: Какие молодцы, как тихо спали! Умнички! Ре-бя-та, пора вставать!
Кузя: Ая сейчас поймаю одного. (Ловит кого-то из детей). Какой хорошенький! Пухленький! На меня похож! Ты мне расскажи, ты откуда? В какой сказке ты живешь?
Ученик: Погоди, дяденька, сейчас я все расскажу! 5) Проект ученика «Моя малая родина»
Кузя: Ачто же было дальше?
1ученик: Адальше…
Мы помним тот звонок веселый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда вошли с цветами в школу,
В свой самый лучший первый класс.
2 ученик: Садясь за парту осторожно,
Чтоб школьной формы не измять,
Мы азбуки свои раскрыли,
Открыли чистую тетрадь.
3ученик: Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить, считать,
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
Ученик: Кузя, о том, как мы учимся, даже фильм сняли. Хочешь, покажем?
Кузя: Хочу! 6) Сценка «Опять двойка!»
Действующие лица: Режиссер, ассистент режиссера, оператор, мама, папа сын.
Звучит музыка «Фильм, фильм, фильм»
Режиссер: Как же снять фильм? Великий фильм? О чем же он будет? А! Точно! О школе! А фильм-то называться будет «Опять двойка!».
Ассис. режис: Кадр первый, дубль первый!
На сцену выходят кинооператор, сын с портфелем, мама с тазом, папа с газетой.
Сын (грустно): Мама! Я получил двойку.
Мама: Отец, наш сын получил двойку.
Папа: Как? Наш сын получил двойку? Тааак! Где мой ремень?
Режиссер: Стоп! Стоп! Стоп! Ммм… что-то здесь не то (задумывается) Точно! Надо что-то повеселее!
Ассистент режиссера: Кадр первый, дубль второй!
Звучит рок-н-ролл, сын, пританцовывая, сообщает: Мама! А я получил двойку!
Мама (радостно размахивая бельем): Отец! Наш сын получил двойку!
Папа: Как? (весело танцует) Наш сын получил двойку? Где мой ремень? (смеется)
Режиссер: Стоп! Стоп! Стоп!Что-то здесь не то (задумывается) Точно! Надо что-то поспортивнее!
Асс. режис: Кадр первый, дубль третий! Звучит спортивный марш, сын делает зарядку.
Сын (четко): Ма-ма! Я по-лу-чил дво-йку!
Мама (ритмично стирая): О-тец! Наш сын по-лу-чил дво-йку!
Папа: Как? (показывая мышцы) Наш сын по-лу-чил дво-йку? Где мой ре-мень? (шагает)
Режиссер: Стоп! Стоп! Стоп! (размахивает руками). Опять не то… (задумывается) Точно! Надо что-то потрагичнее!
Ассистент режиссера: Кадр первый, дубль четвертый! Звучит трагическая музыка
Сын (трагично): Мама! (Прикладывает руку ко лбу) Яполучил двойку!
Мама: Отец! (Прикладывает руку ко лбу) Наш сын получил двойку!
Папа: Как? (размахивая руками) Наш сын получил двойку? Где мой валидол? Папа падает на пол. Следом падают все персонажи.
Режиссер: Стоп! Стоп! Стоп! (растерянно озирается) Снято! Персонажи выходят на поклон.
Ученик1: Март месяц за окном стоит, (Дети держат буквы в руках)
В воздухе весна кружится.
А нам сегодня предстоит
С Азбукой проститься! (Уходит)
Ученик 2: Праздник классный наш в разгаре
И гостей полно уж в зале.
Где же героиня дня?
Где же Азбука моя (Входит Азбука)
Азбука Здравствуйте, первоклассники! Привет, мальчики и девочки! Я рада снова встретиться с вами!
Учитель: Здравствуй, Азбука! Мы так тебя ждали!
Азбука:Только в школу вы пришли –
Встретилась я с вами.
Дни учебы потекли,
Стали мы друзьями.
Я учила буквам вас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А еще терпению.
Вас сегодня не узнать:
Стали бойко вы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали,
И хочу сказать сейчас:
Рада я, друзья, за вас!
А где же мои помощники-буквы?
Учитель. Не волнуйся, дорогая Азбука. Ты ведь знаешь, что я тоже немножко волшебница. Сейчас скажу заветные слова – и весь алфавит появится перед тобой.
Шарма, фарма, туквы, муквы! Дети, превращайтесь в буквы. (Дети поднимают буквы.)
Учитель. Уважаемая Азбука! Принимай парад букв!
Азбука. Есть принимать парад! Команда славная моя, стройся в ряд от А до Я! Алфавит, равняйся, смирно! Доложить о готовности к параду!
Д.: Алфавит к параду готов!
Азбука: - Гласные, здесь?
Гласные: - Здесь!
А.: Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке ребенка качать,
Но не желают свистеть и ворчать.:
Азбука: Согласные, здесь?
Согласные: - Здесь!
Е: А согласные согласны
шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Азбука: Буквы, которые не обозначают звука, здесь?
Ъ, Ь: - Здесь!
Азбука: Буквы-значки, как бойцы на парад,
В четком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё… Все: - Алфавит!
Азбука.: Алфавит, по порядку номеров рассчитайся!
А.: Буква А, буква А,
Алфавита голова,
Знает Вова, знает Света
А похожа на ракету
Б.: Буква Б проснулась рано,
Буква Б бочонок с краном,
Умывайся, будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!
В.: Словно букву В Алёна
Держит трубку телефона.
Г.: Г – крючок обыкновенный,
Но в труде помощник верный.
И в косу, и в кочергу
Превратить я Г могу.
Д:. Вот стоит, дымок пуская
Буква Д – труба печная.
Е.: На дворе – какая жалость!
Наша лесенка сломалась,
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась!
Ё.: Е и Ё – родные сёстры,
Различить сестёр непросто,
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
Ж.: Если сноп, как пояском,
Подпоясать колоском,
Сноп соломы на меже
Превратится в букву Ж.
З.: З – не просто завитушка,
З – пружина, крендель, стружка.
И. На калитку посмотри,
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
К.: Сигнальщик держит два флажка.
С флажками он, как буква К.
Л.: Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.
М.: Взявшись за руки, мы встали
И на М похожи стали.
Н.: Там я букву Н найду,
Где гамак висит в саду.
О.: В старом дереве дупло
Ну совсем, как буква О.
П.: На хоккее, на футболе,
Буква П – ворота в поле.
Р.: Буква Р – на мачте парус.
Вдаль летит небес касаясь.
С.: Полумесяц в небе тёмном
Буквой С повис над домом.
Т.: Молоток стучит “Тук-тук ”,
Букве Т я старый друг.
У.: У – сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У.
Ф.: Все мы знаем без подсказки:
Буква Ф, как ключ от сказки.
Никогда его у нас не отнимет Карабас.
Х.: Буква Х всё ходит, ходит,
Места словно не находит.
Ц.: Стул чинил сегодня мастер,
Клеил он его и красил.
Мастер стул перевернул,
Стал на Ц похожим стул.
Ч.: Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем, как четыре,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя!
Ш.: На что похожа буква Ш?
На зубья этого ковша.
Щ.: Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
Ъ.: Из ведра не просто так
Нам воды напиться.
Нужен ковшик – твёрдый знак,
Чтобы не облиться.
Ы. Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо!
Получилась буква Ы,
Все мы знать её должны!
Ь.: Буква Р перевернулась –
Мягким знаком обернулась.
Э.: Над полями в синеве
Пролетела буква Э.
Это ласточка весной
Возвращается домой.
Ю.: На арене укротитель,
Грозных тигров повелитель.
Он, как буква Ю с кольцом
К тиграм грозно встал лицом.
Я.: Посмотрите на меня,
Разве я не хороша?
Не худющая, как А,
И не толстая, как Ш!
Ножку вправо отведу
К букве я соседней,
Не хочу теперь в ряду
Я стоять последней. (обращаясь к Азбуке)
Книжка первая моя,
Пожалей ты букву Я,
Разреши минут хоть пять
Первой в азбуке стоять!
Азбука. Ай-ай-ай, мне очень стыдно
И за алфавит обидно.
Как ты можешь, буква Я,
Подводить сейчас меня?
В алфавите всем известно:
Хвастунишкам тут не место!
Знают буквы все отлично:
Якать просто неприлично.
Буквы людям все нужны,
Этим буквы и дружны.
Дело тут совсем не в месте.
Все вместе:. Дело в том, что все мы вместе!
Азбука: Дорогие мои помощники! Объявляю вам благодарность за хорошую службу! Дети: Спасибо!
Учитель: Ребята, я рада, что вы подружились с Азбукой, и она научила вас читать. Тяжело живется тому, кто читать не умеет. Как Кузя живет – непонятно! Ни вывески прочитать не может, ни объявления! И слова называет неправильно. Кузя, Понравилось ли тебе у нас?
Кузя: Я понял, чтение – лучшее учение. Азбука, я с тобой буду дружить. Азбука: Конечно, можно!
Учитель: Есть такая пословица: «Хорошая книга от всех болезней лечит»
Ученик: Две болезни у меня: беготня и болтовня.
Беготня бежит ногами без дороги прямиком.
Болтовня моя часами всё болтает языком.
Только кончит беготня, начинает болтовня.
Замолчу и побегу – заболтаю на бегу.
Излечился я легко – я не ездил далеко:
В первый класс меня отдали, научился я читать,
И теперь меня, ребята, "Не видать и не слыхать".
Только папа пожалел: - Мальчик чтеньем заболел.
Учитель: Ребята! В сентябре мы начали путешествие по стране Знаний. И всё это время мы были окружены заботой ваших мам, пап. Скажем им спасибо. Дети: Спасибо!
А: Спасибо, мамочка, тебе
За все заботы обо мне.
За то, что в школу я хожу,
За книгу, что в руках держу.
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
Умею я теперь читать! Песня «Мама - солнышко мое» исполняю первоклассники
Учитель.: Дорогая Азбука, с тобою мы сегодня распрощаемся, пойдем дальше по дороге знаний и открытий. Ребята, что нам нужно взять с собой?
Дети.: Терпение, старание, умение, аккуратность.
1ученик: Сегодня праздник необычный:
Спасибо, азбука, тебе!
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе.
2 ученик: Почему у малышей
Мокрые реснички?
Потому что в азбуке
Кончились странички.
3ученик: Мы простимся с азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо 10 раз
Дружно хором скажем! Азбука уходит. Танец «Я, Ты, Он, Она, вместе целая страна»
Ученик1: Под Российским небосводом
Книгу любят и хранят.
Пусть же крепнет с каждым годом,
Дружба книги и ребят! Ученик 2: А еще Азбука научила нас любить свою Родину.
Учитель: Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.
Вот и наша сказка подошла к концу. До новых встреч!
Библиографический список
1. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина «Воспитательная работа в начальной школе». Практическое пособие для учителей начальной школы, студентов средних и высших педагогических заведений, слушателей ИПК. Ростов-н/д: Творческий центр «Учитель», 2001. – 168 с. - (Педагогика нового времени).
2. И.И. Агапова, М.А. Давыдова «Праздники в начальной школе», Москва: Айрис-пресс, 2004. – 144 с. (Внимание: дети!).
3. Е.Н. Щуркова, В.В. Питюкова, А.П. Савченко, Е.А. Осипова «Новые технологии воспитательного процесса. М., «Новая школа», 1994. 110 с.