Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Анкудинова Е.Ю. Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf


Актуальность:
Сегодня, как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья детей. Проведённые исследования установили, что современные дети сильно подвержены гиподинамии. Долгое проведение за компьютером только усугубляет ухудшение здоровья: нарушается осанка, зрение; очень большая нагрузка накладывается на нервную систему. Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека - основой активной творческой жизни.
На современном этапе в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Само определение ритмопластики логично разделять на два отдельных понятия: ритм и пластика. Из названия можно понять, что под ритмопластикой подразумеваются физические упражнения, выполняемые под музыку. Ритмопластика – это оздоровительный вид гимнастики, в ходе которой задействуются различные группы мышц, развивается чувство ритма, тренируется память и внимательность. Она содержит в себе элементы гимнастики и хореографии.
Занятия по ритмопластике в детском саду подойдут абсолютно любому ребенку. Деткам, не имеющим проблем с опорно-двигательным аппаратом, занятия помогут развить пластичность тела, научат чувствовать музыку, попадать в такт. Легкая и незамысловатая гимнастика нравится детям тем, что не вызывает затруднений во время выполнения движений.
Ритмопластика не имеет возрастного ограничения, однако рекомендуется данный оздоровительный комплекс детям от двух до семи лет. Так, совсем крошечным малышам (в возрасте до двух лет) будет затруднительно воспринять информацию, которую преподносит педагог. Также двухгодовалым ребятам будет несколько трудно повторять слова и заучивать сценки. К семилетнему возрасту занятия по ритмопластике становятся неинтересными. В семь лет ребята отлично владеют своим телом и не имеют проблем с координацией движений.
Какие задачи выполняет ритмическая пластика?
Ритмопластика поможет раскрепостить малыша с психической стороны. Малыш начнет себя чувствовать более уверенно в любом коллективе, научится расслабляться, сможет без стеснения проявлять свои эмоции. По сути, занятия ритмической пластикой преследуют определенные цели, такие как:
- улучшение коммуникативных способностей (ребенок научится общаться со своими сверстниками и иными лицами, сможет побороть боязнь взаимодействия с другими людьми);
-повышение физических данных (детки научатся управлять своим телом, смогут прыгать дальше и выше, будут контролировать свои движения);
- формирование прямой осанки (малыш научится правильно держать спину);
- исправление походки (дошколята исправят шаг, смогут избавиться от такой проблемы, как косолапость);
- повышение выносливости и силы воли (малыши научатся добиваться своих целей, упорно будут идти по намеченному пути);
- раскрепощение дошколят в психологическом и эмоциональном плане;
- развитие дыхательного аппарата.
Как проводится занятие по ритмической пластике?
Одним из основных правил при занятиях пластикой является атмосфера, в которой занятия проводятся. Воспитатель, который проводит ритмопластику, в первую очередь должен быть дошколятам товарищем, а лишь потом – педагогом. Запрещается любое насилие. Детей нельзя заставлять выполнять упражнения или настаивать на выполнении определенного вида действий. У детей должна быть полная свобода. Дошколята должны почувствовать, что на них не оказывают никакого давления. Занятия ритмопластикой должны приносить удовольствие, только в этом случае от них будет польза. Также у каждого занятия есть определенные временные рамки. Продолжительность занятия не может занимать более получаса, ведь маленьким детям тяжело длительное время фокусировать внимание на одном и том же упражнении (деле).
Подборка упражнений для занятий ритмопластикой
У любого воспитателя возникают вопросы о том, как проводить занятие, когда он слышит впервые такое понятие, как ритмопластика. В детском саду упражнения при этом достаточно простые, и их довольно просто найти и взять себе за основу готовые. Для выполнения упражнений ритмичного характера деткам предлагается: изображать различных животных; повторять физические упражнения за педагогом; выполнять движения с атрибутикой (кругами, лентами, мячами). Для занятий по гимнастике деткам необходимо выполнять упражнения с использованием логоритмики (стихов): разминка стоп; растяжка тела (в том числе позвоночника); развитие гибкости («мостик», «лодочка», «березка»). Танцевальные упражнения: точный шаг по кругу; выбрасывание ног вперед перед собой на носок и пяточку; хоровод по кругу; «волна» руками; различные прыжки; танцы в парах. Танцевальные постановки с сюжетом: «кузнечик»; «Антошка». Музыкальные занятия: «ручеек»; «горелки». Упражнения также могут выполняться под стихотворения, которые будет зачитывать воспитатель. Так, например, каждое короткое слово произведения может сопровождаться хлопком или шагом. Такие занятия помогают детям познакомиться с понятием чувства ритма.
Музыка должна подбираться, исходя из движений, которые необходимо сделать. Так, например, для выполнения хлопков в ладоши прекрасно подойдет песня «Ладушки.
Ритмопластика в детском саду выполняется в игровой форме и без принуждения.
Таким образом, занятия ритмопластикой способны не только усовершенствовать двигательные функции ребенка, но и улучшить его здоровье в целом. Ритмопластика важна, потому что она влияет на общее развитие ребенка, а эмоциональное состояние детей существенно улучшается после посещения занятий по ритмопластике.
На итоговых занятиях мы с детьми подготавливаем танцы, по разученными ранее движениям. Что позволяет нам выступать не только на детсадовских утренниках, но и на более высшем уровне.
Сегодня мы познакомились с некоторыми видами ритмопластики, которые вы можете использовать при работе с детьми. Уважаемые коллеги, используйте упражнения по ритмопластике в вашей практике, наслаждайтесь движениями сами и вдохновляйте своих воспитанников. Удачи Вам и здоровья! Спасибо за внимание!
Список литературы:
1. Барышникова Т «Азбука хореографии» 1999 г.
2. Буренина А. И. «Ритмическая мозаика» - Программа по ритмике для детей. - 2 изд., испр и доп. - СПб.:ЛОИРО,2000.
3. В. Н. Малышева, Л. Ф. Меренкова «Коррекционно – развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата» - М.: Школьная пресса, 2003.
4. Голицына Н. С. «Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкльном образовательном учреждении» -М.: изд-во Срипторий 2003, 2005
5. Горшкова Е. В. «Учимся танцевать, путь к творчеству» -Научно-практическое объединение «Психотехника»
6. ЕфименкоН Е. «Театр физического развития и оздоровления». –М.: изд-во «Линка-Пресс», 1999 г.
7. Коренева Т. Ф. Программа «Музыка, движение, здоровье»
2019