Библиографическое описание:
Паскова Е.А. Формирование функциональной грамотности в начальной школе // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 6. URL: https://f.almanah.su/2023/73-6.pdf.
«Образование – это то, что остается после того, как забывается все выученное в школе».
Альберт Эйнштейн
Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. Относиться к ним можно по-разному, но суть от этого не изменится — таковы наши современные реалии. На нас сегодня ежедневно и ежечасно обрушивается бесконечный поток информации, и если раньше ее источником были только газеты, журналы и ТВ, то сегодня сложно представить себе молодого человека, который не пользовался бы глобальной всемирной сетью. В сети можно покупать товары, работать, получать образование, посещать видеоконференции, даже обращаться в государственные органы и за врачебной помощью. Всё это заставляет нас говорить о функциональной грамотности всё больше.
О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше и больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней.
Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.
Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов: математики, окружающего мира и так далее.
Ключевой основой формирования универсальных учебных действий является функциональная грамотность, это целый комплекс компетенций и навыков, который необходимо сформировать у младшего школьника для будущей успешной жизни, получения качественного образования, построения профессиональной карьеры. Язык, на котором сформулированы все тезисы и знания в российском образовании, именно русский. Это ставит во главу саму дисциплину на первое ключевое место, которое позволяет применять различные типы заданий для формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе. И в дальнейшем послужит прочным фундаментом обретения новых знаний и компетенций в других науках.
Процессы обучения чтению и письму идут параллельно в первом классе, делятся на этапы — добукварный, букварный и послебукварный периоды. Логика развертывания обучения грамоте является эффективной при использовании различных методических приемов. Чем грамотнее к этому процессу подходит педагог начальных классов, тем больше шансов у ребенка стать успешнее в получении знаний. Одна из приоритетных задач начального обучения — грамотное письмо. Поиск ошибкоопасных мест является излюбленным приемом учителей начальных классов, он повышает грамотность речи детей, обучает их различиям в орфографии и орфоэпии. Учитель использует готовые задания учебника или предлагает собственные наработки для поиска совершенных ошибок. Желание «побыть учителем» в младшем школьнике велико, его можно принять на чужих работах с ошибками. Эффективность методических приемов по развитию орфографической зоркости подтверждена временем и практикой: письмо с проговаривание, списывание, комментированное письмо, письмо под диктовку, письмо по памяти. При изучении сложных тем помогают памятки и алгоритмы действий.
Формирование предметных компонентов функциональной грамотности
Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью. На уроках русского языка идет познание языковой среды, понимание языка, овладение устной и письменной речью.
Так, например большинству детей в начальных классах присуще делать ошибки при применении новых орфографических либо грамматических правил. По мере укрепления изученного материала эти пробелы в знаниях восполняются.
Так для того чтобы у обучающихся появилась необходимость в познании правила следует придерживаться следующих принципов:
-Ознакомление с правилом хорошо осуществляется в условиях проблемного обучения.
-Вся система орфографических работ основывается на проблемных способах.
Для того чтобы учащийся умело не только лишь учил правило, но и видел орфограмму необходимо использовать такие приемы как:
-Письмо с проговариванием.
-Списывание.
-Комментированное письмо.
-Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.
-Письмо по памяти.
-Творческие работы.
-Выборочное списывание.
-Словарная работа.
-Работа над ошибками.
Как показывает опыт преподавателей, развивающих данную тематику, моделировать урок в соответствии с такой технологией затруднительно, особенно на первом году обучения. Поэтому преподаватели начинают работу, выбрав только некоторые элементы. На этапе вызова, примером может служить задание по типу «Может ли быть правдой, что…». Благодаря ему, появляется возможность проводить анализ, выполнять сравнение, представление, умение обосновывать свое мнение. Приведем пример задания:
Правда ли, что в алфавите после буквы Б следует сразу В?
Правда ли, что и у мягкого знака есть звук?
Правда ли, что есть твердые и мягкие согласные?
Правда ли, что парные согласные и двойные согласные одно и то же?
Правда, что не все деревья остаются осенью без листьев?
Такие вопросы эффективны для учителя, так как помогают оценить работу учеников. При этом и дети могут определить, насколько они осведомлены в вопросе, понять и оценить трудности, а после стараться устранить их, скоординировать работу для достижения нужного результата.
Учебный предмет “Литературное чтение”
Литературное чтение предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке создаем обложку изучаемого произведения); умение подобрать произведение на заданную тему (для участия в конкурсе чтецов); умение оценить работу товарища (на конкурсе жюри – все ученики); умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному
Учебный предмет “Математика”
Математика предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.
Чтобы достигнуть наибольший эффект учителя начальной школы применяют различные формы работы над задачей:
1. Работа над решенной задачей.
2. Решение задач различными способами.
3. Правильно организованный способ анализа задачи – от вопроса или от данных к вопросу.
4. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать «картинку»). Учитель обращает внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, а которые можно опустить. Мысленное участие в этой ситуации. Разбиение текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.
5. Самостоятельное составление задач учащимися.
6. Решение задач с недостающими данными.
7. Изменение вопроса задачи.
8. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.
9. Объяснение готового решения задачи.
10. Использование приема сравнения задач и их решений.
11. Запись двух решений на доске – одного верного и другого неверного.
12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.
13. Закончить решение задачи.
14. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче).
15. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
16. Решение обратных задач.
Систематическое использование на уроках математики и нестандартных задач, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Учебный предмет “Окружающий мир”
Окружающий мир является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке отрабатывается навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляется признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.
Список литературы:
1. Акушева Н.Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н.Г.Акушева, М.Б. Лойк, Л.А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 49-51.
2. Жумабаева А.Е. Проблемы формирования функциональной грамотности учащихся начальных классов и пути их решения А.Е. Жумабаева, А.Б.Ы.Ы. Тоқан // Образование в XXI веке: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. – Москва, 2020. - С. 351-356.
3. Козлова М.И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования / М.И. Козлова // Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса. Петрозаводск, 2020. С. 116-125.
Паскова Е.А. Формирование функциональной грамотности в начальной школе // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 6. URL: https://f.almanah.su/2023/73-6.pdf.
«Образование – это то, что остается после того, как забывается все выученное в школе».
Альберт Эйнштейн
Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. Относиться к ним можно по-разному, но суть от этого не изменится — таковы наши современные реалии. На нас сегодня ежедневно и ежечасно обрушивается бесконечный поток информации, и если раньше ее источником были только газеты, журналы и ТВ, то сегодня сложно представить себе молодого человека, который не пользовался бы глобальной всемирной сетью. В сети можно покупать товары, работать, получать образование, посещать видеоконференции, даже обращаться в государственные органы и за врачебной помощью. Всё это заставляет нас говорить о функциональной грамотности всё больше.
О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше и больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней.
Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.
Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов: математики, окружающего мира и так далее.
Ключевой основой формирования универсальных учебных действий является функциональная грамотность, это целый комплекс компетенций и навыков, который необходимо сформировать у младшего школьника для будущей успешной жизни, получения качественного образования, построения профессиональной карьеры. Язык, на котором сформулированы все тезисы и знания в российском образовании, именно русский. Это ставит во главу саму дисциплину на первое ключевое место, которое позволяет применять различные типы заданий для формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе. И в дальнейшем послужит прочным фундаментом обретения новых знаний и компетенций в других науках.
Процессы обучения чтению и письму идут параллельно в первом классе, делятся на этапы — добукварный, букварный и послебукварный периоды. Логика развертывания обучения грамоте является эффективной при использовании различных методических приемов. Чем грамотнее к этому процессу подходит педагог начальных классов, тем больше шансов у ребенка стать успешнее в получении знаний. Одна из приоритетных задач начального обучения — грамотное письмо. Поиск ошибкоопасных мест является излюбленным приемом учителей начальных классов, он повышает грамотность речи детей, обучает их различиям в орфографии и орфоэпии. Учитель использует готовые задания учебника или предлагает собственные наработки для поиска совершенных ошибок. Желание «побыть учителем» в младшем школьнике велико, его можно принять на чужих работах с ошибками. Эффективность методических приемов по развитию орфографической зоркости подтверждена временем и практикой: письмо с проговаривание, списывание, комментированное письмо, письмо под диктовку, письмо по памяти. При изучении сложных тем помогают памятки и алгоритмы действий.
Формирование предметных компонентов функциональной грамотности
Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью. На уроках русского языка идет познание языковой среды, понимание языка, овладение устной и письменной речью.
Так, например большинству детей в начальных классах присуще делать ошибки при применении новых орфографических либо грамматических правил. По мере укрепления изученного материала эти пробелы в знаниях восполняются.
Так для того чтобы у обучающихся появилась необходимость в познании правила следует придерживаться следующих принципов:
-Ознакомление с правилом хорошо осуществляется в условиях проблемного обучения.
-Вся система орфографических работ основывается на проблемных способах.
Для того чтобы учащийся умело не только лишь учил правило, но и видел орфограмму необходимо использовать такие приемы как:
-Письмо с проговариванием.
-Списывание.
-Комментированное письмо.
-Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.
-Письмо по памяти.
-Творческие работы.
-Выборочное списывание.
-Словарная работа.
-Работа над ошибками.
Как показывает опыт преподавателей, развивающих данную тематику, моделировать урок в соответствии с такой технологией затруднительно, особенно на первом году обучения. Поэтому преподаватели начинают работу, выбрав только некоторые элементы. На этапе вызова, примером может служить задание по типу «Может ли быть правдой, что…». Благодаря ему, появляется возможность проводить анализ, выполнять сравнение, представление, умение обосновывать свое мнение. Приведем пример задания:
Правда ли, что в алфавите после буквы Б следует сразу В?
Правда ли, что и у мягкого знака есть звук?
Правда ли, что есть твердые и мягкие согласные?
Правда ли, что парные согласные и двойные согласные одно и то же?
Правда, что не все деревья остаются осенью без листьев?
Такие вопросы эффективны для учителя, так как помогают оценить работу учеников. При этом и дети могут определить, насколько они осведомлены в вопросе, понять и оценить трудности, а после стараться устранить их, скоординировать работу для достижения нужного результата.
Учебный предмет “Литературное чтение”
Литературное чтение предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке создаем обложку изучаемого произведения); умение подобрать произведение на заданную тему (для участия в конкурсе чтецов); умение оценить работу товарища (на конкурсе жюри – все ученики); умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному
Учебный предмет “Математика”
Математика предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.
Чтобы достигнуть наибольший эффект учителя начальной школы применяют различные формы работы над задачей:
1. Работа над решенной задачей.
2. Решение задач различными способами.
3. Правильно организованный способ анализа задачи – от вопроса или от данных к вопросу.
4. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать «картинку»). Учитель обращает внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, а которые можно опустить. Мысленное участие в этой ситуации. Разбиение текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.
5. Самостоятельное составление задач учащимися.
6. Решение задач с недостающими данными.
7. Изменение вопроса задачи.
8. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.
9. Объяснение готового решения задачи.
10. Использование приема сравнения задач и их решений.
11. Запись двух решений на доске – одного верного и другого неверного.
12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.
13. Закончить решение задачи.
14. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче).
15. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
16. Решение обратных задач.
Систематическое использование на уроках математики и нестандартных задач, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Учебный предмет “Окружающий мир”
Окружающий мир является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке отрабатывается навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляется признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.
Список литературы:
1. Акушева Н.Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н.Г.Акушева, М.Б. Лойк, Л.А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 49-51.
2. Жумабаева А.Е. Проблемы формирования функциональной грамотности учащихся начальных классов и пути их решения А.Е. Жумабаева, А.Б.Ы.Ы. Тоқан // Образование в XXI веке: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. – Москва, 2020. - С. 351-356.
3. Козлова М.И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования / М.И. Козлова // Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса. Петрозаводск, 2020. С. 116-125.