Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Игонина Л. А., Климахина Т. А. Дополнительное образование в призме современных тенденций

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (48) https://f.almanah.su/48.pdf


В связи с модернизацией реалий образовательной системы в целом, дополнительное образование, на сегодняшний день, претерпевает ряд изменений. Дополнительное образование детей (далее ДОД) как отдельная система – пластична, разнопланова и многоуровнева.
ДОД направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку учащихся, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. [1]
Современное дополнительное образование, как и вся система образования в РФ находится в процессе динамических изменений, вызываемых политическими и социально-экономическими преобразованиями. Вновь вышедшие основополагающие документы, касаются не только образования в целом, но и конкретно дополнительного образования:
·          Государственная программа РФ «Развитие образования до 2020 года»;
·          Концепция развития дополнительного образования детей;
·          Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 года.
Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о развертывании инновационных процессов не только в образовании, имеется в виду в школах, но и в учреждениях дополнительного образования.
Модернизация российского общества предполагает переход от индустриального общества к информационному, в котором процессы создания и распространения новых знаний становятся ключевыми. Приоритетами образования при модернизации общества являются:
1. Облегчение социализации в рыночной среде через формирование ценностей: ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества путем освоения молодыми поколениями основных социальных навыков, практических умений в области экономики и социальных отношений.
2. Обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых и активных молодых людей, независимо от их социального происхождения, через освоение юным поколением возможностей быстрой смены социальных и экономических ролей.
3. Поддержка вхождения новых поколений в глобализированный мир, в открытое информационное сообщество. В связи с этим в содержании образования постепенно занимают центральное место коммуникативность, знание информатики, иностранных языков, межкультурное взаимопонимание.
4. Противодействие негативным социальным процессам, таким, как распространение наркомании, курения, рост криминогенности в молодежной среде.
5. Реализация ресурса свободы, предоставление выбора для каждого человека, получающего образование. Социальный заказ на образование не должен быть по преимуществу заказом со стороны государства, а должен представлять и сумму частных интересов семей и предприятий. [7]
Ярким примером одного из видов модернизации системы дополнительного образования является сертификация персонифицированного финансирования, что является одной частью из составляющих федерального проекта «Успех каждого ребёнка», утверждённого в 2016 году. Сертификат, получаемый родителем (законным представителем) ребёнка, даёт возможность учащемуся получить дополнительное образование по любому виду деятельности за счёт государства. Государство гарантирует, что оплатит выбранные кружки и секции, при условии, что данная образовательная организация утверждена в реестре по персонифицированному финансированию. Чтобы получить сертификат, родителю (законному представителю), необходимо заполнить заявление в организации дополнительного образования. Сертификат обеспечивает доступ к персональному счёту ребенка средства с которого направляются на оплату заключаемых договоров об обучении. Направляя электронную заявку через личный кабинет (или называя идентификационный номер сертификата в образовательной организации) заключается договор, по которому будет оплачивать сертификат. [6] Примечательно, что точной суммы по Российской Федерации не обозначено. Муниципалитеты регионов сами определяют номинал сертификата персонифицированного финансирования.
Хочется особенно подчеркнуть, что на современном этапе развития дополнительного образования, так же, как и общего главная фигура образовательного процесса - ребёнок - с творческой активностью, личностной избирательностью и индивидуальной креативностью. А во главу угла педагога дополнительного образования встают эмоциональная и образовательная поддержка учащегося, квалифицированная помощь в реализации поставленных перед ним задач и переработке объемной информации.
Выделим наиболее распространенные инновационные технологии, применяемые в образовательной деятельности, помогающие добиться достижения данных целей:
·          Групповое обучение – работа в малых группах.
·          Парное обучение - учащиеся обучают, тестируют друг друга.
·          Личностно ориентированные – способствующие обеспечению комфортных и безопасных условий для развития и реализации природных задатков учащихся.
·          Игровые – включение в образовательный процесс ролевых, занимательных, деловых, компьютерных и театрализованных игр.
·          Интегрированные – в одном занятии сочетается материал из разных предметов.
·          Информационно-коммуникативные – знакомство и активное использование интернета и компьютерных программ.
·          Проектные – включение учащихся в социальную и личностно-значимую деятельность.
·          Исследовательские – получение информации из первоисточников.
·          Модульное обучение – выделение модулей в программе.
Рассмотрев все тенденции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, можно уверенно сказать, что благодаря современным инновациям, техническому обеспечению и непрестанному повышению квалификации педагогов дополнительного образования юные граждане нашей страны получают большие возможности в развитии своего творческого потенциала, профессиональных навыков, экономической грамотности и личностной социализации.

Библиографический список

1.       Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2021) "Об образовании в Российской Федерации
2.       Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. N 1441 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг"
3.       Иванченко В.Н., Рябченко А.М.: Настольная книга директора учреждения дополнительного образования детей. Учебно-методическое пособие. М. - Феникс, 2011 г. - 314 с.
4.       Малыхина Л.Б. Справочник педагога дополнительного образования [Текст]: [6+] /. - Волгоград: Учитель, 2020 г. - 239 с
5.       Оценка результатов дополнительного образования детей [Текст]: [12+] / авт.-сост.: Н. Ю. Конасова. - Волгоград: Учитель, [2016]. - 121 с.
6.       Портал персонифицированного дополнительного образования //Сайт. https://pfdo.ru/ (дата обращения: 21.09.2021)
7.       Тенденции дополнительного образования // Ярославль. Сайт КиберЛеника – научная электронная библиотека. Молоков Д.С. https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения 21.09.2021)
2021-11-02 16:03 2021