Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Плихневич В.А. Развитие творческой активности обучающихся на уроках профильного труда и во время внеурочной деятельности у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Библиографическое описание:

Плихневич В.А. Развитие творческой активности обучающихся на уроках профильного труда и во время внеурочной деятельности у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/66-2.pdf

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В.А. Сухомлинский

Одной из целей Федерального Государственного Образовательного Стандарта является развитие личности обучающегося, его творческих способностей. У обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) творческая активность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования и духовно - нравственного развития. Творческая деятельность оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для детей важен сам процесс творчества, от него они получает прилив сил и удовольствия, уходят проблемы, стресс. Изделия, к которым прикасались руки детей, приобретают неповторимость. Предметно-практическая деятельность наиболее доступна и понятна для детей с умственной отсталостью.

Бесталанных детей нет. Важно только научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.

В своей работе я ставлю следующие задачи:

· создать условия для развития творческой активности детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность;

· формировать умения и навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при работе с древесиной,

· совершенствовать культуру труда,

· учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал,

· обогащать словарь ребенка специальными терминами, развивать умения следовать устным инструкциям;

· развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, художественный вкус, творческие способности и фантазии детей, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Моя работа по развитию творческих способностей зависит от уровня детей.

На уроках применяю различные формы проведения занятий, привлекаю учащихся к подготовке небольших сообщений, организую разнообразную творческую деятельность учеников: решение кроссвордов, задач, тестов, ребусов, изготовление наглядных пособий и шаблонов и т.д..

На развитие творческих способностей направлена и индивидуальная работа с учеником.

Работая самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая различный материал, ученики могут раскрыть своё творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме.

Работа с древесиной, здесь пределу творчества нет конца. Сколько всего интересного, красивого и полезного можно смастерить из, казалось бы, такого доступного материала. Не только увлекательна, но и познавательна любая работа с древесиной, будь это выпиливание, точение, выжигание, резьба поддереву, мозаика и т.д. Работа с древесиной дает возможность ученику проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. На уроках профильного труда мальчики постигают поистине универсальный характер древесины, открывая ее поразительные качества. Ребята начинают знакомство от самых простых поделок из древесины и далее изготавливают более сложные, трудоемкие, вместе с тем, интересные изделия. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку.

Изготовление поделок на токарном станке. Ребята не только изучают устройство токарного станка и технику работы на нем, но и создают красивые объекты труда, с точки зрения дизайна. А ведь для воспитания ребенка очень важно, чтобы изделия были не только функциональны, но и красивы.

Выжигание по дереву. Это творческое занятие развивает у ребят не только воображение, но и усидчивость, терпение, целеустремлённость, уверенные навыки мелкой моторики рук и пальцев. Выжигание по дереву является искусством, не терпящим спешки. Чтобы достичь успехов и получить настоящее удовольствие от процесса, необходимо с головой погрузиться в него, тщательно осмысливая каждый свой следующий шаг. А ещё – это очень позитивное занятие в том плане, что во время творчества на рабочем месте мастера царит приятный запах древесины.

Резьба по дереву. Ученик может сам выбрать понравившийся ему рисунок или узор. При необходимости, вносить в него изменения и дополнения в зависимости от планируемого результата, для одного и того же рисунка возможны разные варианты техники исполнения, а также разнообразием применяемых инструментов. В тех случаях, когда ученик не справляется с выбранным им узором или техникой его резки можно упростить рисунок или орнамент, или перейти к другим, менее сложным способам резьбы.

Выпиливание лобзиком. Развивает художественный вкус, точность и аккуратность, прививает трудовые навыки при обработке фанеры и дерева, помогает овладеть не только различными инструментами, но и открывают возможность для развития инициативы и творчества, развивают эстетический вкус, активизируют мысль. Процесс выпиливания захватывает, так как в каждую деталь вложен личный труд и готовое изделие оценивается как собственное произведение.

Техника Декупаж. Развитие творческих способностей детей в таком виде декоративно – прикладного искусства, как декупаж - несут положительный эмоциональный заряд, открывают для многих детей новые пути в жизни, обогащают их внутренний мир, практическое освоения декоративно-прикладных технологий позволяет повысить эффективность обучения в целом и обосновывается коррекцией психомоторных, художественных и интеллектуальных возможностей учащихся.

Роспись по дереву. Приобщение детей к прикладному народному творчеству, через развитие интереса к народным промыслам и ремеслам способствует укреплению национального сознания.

Внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья сложен. Нам, педагогам, необходимо помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.

Библиографический список1. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. – М., 2013

2. Волков И.П. "Приобщение к творчеству" М., Просвещение,1982

3. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учебное пособие. М.: Издательский центр "Академия", 2005.
2023