Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Харланова Е.А. Диагностика уровня готовности к мейнстримингу в социальной инклюзии обучающихся младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра

Библиографическое описание:
Харланова Е.А. Диагностика уровня готовности к мейнстримингу в социальной инклюзии обучающихся младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/69-2.pdf.

Аннотация. В статье рассмотрены результаты исследования по выявлению особенностей уровня готовности для реализации мейнстриминга в социальной инклюзии у обучающихся младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Ключевые слова: мейнстриминг, обучающиеся младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Развитие социальных навыков у обучающихся младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра является важной задачей для данной категории детей, так как оно обусловлено самой структурой дефекта. В МКБ-11 расстройство социального взаимодействия является ведущим критерием определения наличия у ребенка расстройств аутистического спектра. Таким образом, преодоление социальных дефицитов у ребенка с РАС может значительно улучшить качество его жизни и позволяет ему быть включенным в различные сферы социума. Необходимо отметить, что развитие навыков социального взаимодействия и социальной адаптации является сложной задачей у обучающихся младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра в связи с коммуникативными, когнитивными и эмоционально-волевыми нарушениями. В результате, основной целью коррекционной работы с детьми с РАС является их включение в социум и максимально самостоятельное и эффективное функционирование их в жизни общества.

Одним из подходов вовлечения детей с РАС в социум является мейнстриминг. Под мейнстримингом подразумеваются специальные программы по включению детей с ОВЗ на совместных занятиях и проведении досуга с нормативно развивающимися сверстниками. Для того, чтобы обучающиеся с РАС были успешно введены в среду сверстников необходимо создание специальных психолого-педагогических условий, которые будут учитывать индивидуальные особенности аутичных детей и будут способствовать их успешному включению в социум, помогать им в преодолении дефицитов в социальном взаимодействии. Также будут способствовать пониманию особенностей лиц с расстройствами аутистического спектра со стороны общества. По мнению, отечественных и зарубежных исследователей в области аутизма, становится очевидно, что без развития способности взаимодействия с социумом, без помещения аутичного ребенка в среду других детей как можно в более раннем возрасте, преодоление социальных дефицитов становится невозможным [Гилберт, Питерс 2009, Никольская, Костин 2011].

Успешность включения и социализации обучающихся младшего школьного возраста с РАС зависит от совокупности различных факторов. Основываясь на анализе литературы, готовность аутичного ребенка к включению в среду сверстников, по нашему мнению, необходимо учитывать следующие факторы:

1. Степень выраженности аутистических нарушений. Категория детей с РАС разнородна, по мнению О.С. Никольской учет тяжести проявления аутистических нарушений влияет на процесс адаптации и включения обучающегося с РАС в социум. При тяжелых формах аутизма включение становится невозможным без проведения коррекционной работы по развитию навыков коммуникации и коррекции дезадаптивных форм поведения [Никольская 2009].

2. Уровень развития навыков адаптивного поведения. Адаптивное поведение - это ежедневная деятельность индивида, обеспечивающая взаимодействие с другими и возможность заботиться о себе. Любое нарушение развития непременно приводит к снижению адаптации ребенка в обществе. При этом тип дизонтогенеза определяет то, какая именно сфера жизнедеятельности окажется наиболее нарушенной, а какая наиболее сохранной. Процесс включения обязательно должен строиться с учетом этих данных, поэтому необходимым становится использование методов, позволяющих, с одной стороны, оценить степень адаптации и выявить наиболее слабые и сильные стороны ребенка, а с другой стороны, определить связь между уровнями адаптации в различных сферах его жизнедеятельности. Повышение качества жизни и формирование адаптивного поведения - главная задача любого коррекционного, педагогического или лечебного воздействия при работе с детьми с нарушенным развитием [Хаустов 2011].

3. Уровень развития навыков коммуникации. По наблюдению исследователей К. С. Лебединской, О. С. Никольской, С. А. Морозова расстройство аутистического спектра имеет широкий спектр, развитие коммуникативных навыков варьируется от полного отсутствия средств общения до высокого уровня вербальной коммуникации [Лебединская 1989, Никольская 1999, Морозов 2011].

В своем исследовании в выборе диагностических методик мы опирались на анализ научных исследований, проведенных как в России, так и за рубежом. Нами были использованы: рейтинговая шкала для определения аутизма C.A.R.S.; VABS (Vineland Adaptive Behavior Scale – шкала адаптивного поведения Вайленда); матрица коммуникации, разработанная Ч. Роуленд.

Опытно – экспериментальное исследование проводилось на базе Областного казенного общеобразовательного учреждения «Курская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Ступени», расположенного по адресу г. Курск, ул. Семеновская, д. 78А. В исследовании приняли участие пять обучающиеся

9 – 10 лет с расстройствами аутистического спектра осложненными интеллектуальными нарушениями.

По результатам исследования по рейтинговой шкале аутизма у детей C.A.R.S. у всех испытуемых были выявлены тяжелые проявления расстройств аутистического спектра.

Для наглядности данные результаты представлены графически на рисунке 1.

Рисунок. 1. Результаты исследования экспериментальной группы по рейтинговой шкале аутизма у детей C.A.R.S.

По результатам исследования модифицированной методике Шкала адаптивного поведения Вайленда II у обучающихся выявлен низкий уровень навыков адаптивного поведения. Межличностные отношения у обучающихся характеризуются как отстраненность от контактов с другими людьми. Дети не демонстрируют поведение направленного на поиск дружбы, не наблюдают и не копируют поведение других людей. Проявляют привязанность только к близким людям.

Игровое и досуговое время обучающиеся проводят в одиночестве. Часто игра носит стереотипный характер, дети используют игрушки не по назначению.

Навыки сотрудничества развиты на низком уровне. Обучающимся сложно изменять свое поведение в ситуациях взаимодействия с другими людьми, спокойно переключаться от одной деятельности к другой, следовать общепринятым нормам и правилам.

Навыки понимания речи у Димы С. и Богдана Ж. не развиты. Мальчики не различают простые слова и инструкции. Соня К., Платон Б., Артем К. на речевое обращение реагируют. По инструкции указывают на части тела, знакомые предметы, выполняют простые инструкции.

Навыки экспрессивной речи отсутствуют у Димы С. и Жукова Б. Соня К., Платон Б.

Для наглядности данные результаты представлены графически на рисунке 2.

Рисунок 2. Результаты исследования по модифицированной методике Шкала адаптивного поведения Вайленда II

По результатам исследования по методике Матрица коммуникации Дима С. и Богдан Ж. находятся на третьем уровне матрицы коммуникации – нестандартное общение (нестандартное досимвольное поведение намеренно используется для общения. Данное коммуникативное поведение является «досимвольным», потому что в нем нет никаких символов, и «нестандартным», потому что в более сознательном возрасте оно не является социально приемлемым). Мальчики могут привлекать внимание взрослого или сверстника проявляя агрессию в виде ударов, просьбы выражать при помощи крика и отбирания предметов, отказ от деятельности проявляется в виде крика и сбрасывания предметов со стола.

Соня К., Платон Б., Артем К. находятся на седьмом уровне используя язык для общения. Обучающиеся могут построить простые фразы из 2 – 3 слов. Ответы на вопросы затруднены.

Для наглядности данные результаты представлены графически на рисунке 3.

Рисунок 3. Результаты исследования по методике Матрица коммуникации

Анализ полученных результатов позволяет нам сделать вывод о том, что без комплексного психолого-педагогического сопровождения и создания специальных условий для включения освоить навыки социального взаимодействия в коллективе сверстников обучающиеся младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра не смогут. Таким образом, необходима организационно-методическая работа, способствующая вовлечению детей с РАС в социум, которая будет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Библиографический список

1. Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе (материалы к спецкурсу) / Под ред. С.А. Морозова. – М.: СигналЪ, 2002. – 246 с.

2. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие: Книга для педагогов-дефектологов / Пер. с англ. О.В. Деряевой; под науч. ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н. Исаева. – М.: Владос, 2002. – 144 с.

3. Матрица общения [Электронный ресурс]. – URL: https://communicationmatrix.org/ (дата обращения 06.10.2022).

4. Сайфутдинова Л.Р., Сударикова М.А. Оценка уровня развития адаптации ребенка с помощью шкалы Вайленд // Школа здоровья. – 2004. – С. 48-56.

5. Стейнберг А.С., Восков А.Л. Рекомендации по созданию инклюзивной среды на мероприятиях с участием людей с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2018. Том 16. – № 4. – С. 52—56.

6. Фуряева Т. В. Социальная инклюзия: учебное пособие для вузов / Т. В. Фуряева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 189 с.

7. Хаустов А.В. Организация окружающей среды для социализации и развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2009. – № 1. – С. 1-13.
2023