Актуальные вопросы начального общего образования

Осипова О.В. Игра в теории, обучении и воспитании

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf

Игра рассматривается как состязание между играющими, подчинённое определённым правилам и направленное на достижение определённой цели, с обязательным подведением итогов игры и выявлением результатов (выводов). Результатом игры могут быть приз, почётное место, звание, грамота, поощрение. Игры помогают общению между детьми и накоплению важного жизненного опыта, способствуют становлению личности ребёнка, его социализации.
Из истории развития игровых технологий.
В народной педагогике, которая зародилась ещё в далёкой древности, можно найти упоминания о первых играх, в которые играли дети. Педагогика каждого народа по-своему уникальна и передала через века тысячелетиями формировавшееся мировоззрение. Народное искусство, философию, традиционные занятия, народную кухню и конечно же народные игры. Игры рождались из повседневной жизни народа, заимствовались у других народов и передавались из поколения в поколение. Первыми играми были пальчиковые игры и пестушки (пестовали маленького ребёнка) и потешки. Затем в жизнь ребёнка входили разные обрядовые игры (обряды наречения имени, сватовства, похорон, свадебные обряды). Все они оказывали огромное влияние на становление личности ребёнка. С самого раннего детства с использованием элементов народной педагогики происходит формирование таких качеств как трудолюбие, забота о близких, интерес к разнообразной деятельности и профессиям. Игра является одним из основных средств народной педагогики, влияющим на формирование личности ребёнка.
В русской педагогике и психологии вопросами игровой деятельности занимались К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, Д.Б.Эльконин и другие.
Что же такое игра? В толковом словаре русского языка (составитель С.Г.Трясогузова) приводятся следующие значения слова играть: «Игра – это занятие, служащее для развлечения». «Создание ситуации типичной для определённой профессии с целью её отработки и практического решения (ролевая игра)», «Комплект предметов для занятия (настольная игра)».
В конце XIX — начале XX века исследования выдающегося русского психолога П.Ф. Каптерева повлияли на изменение отношения к игре в процессе обучения детей. Автор говорил, что игра учит детей концентрировать своё внимание на отдельных предметах, а это очень важно в процессе обучения. Также он говорил о том, что развитие органов чувств больше происходит в процессе игры, а не в процессе учения. Ведь во время игр развиваются слух, глазомер, наблюдательность, физическая активность рук и ног. «Обучение и игры не враги – это друзья», таким было мнение замечательного педагога, с которым я полностью согласна.
Л.С. Выготский внёс огромный вклад в изучение игровой деятельности детей. Он говорил. что ролевая игра является ведущим видом деятельности дошкольника, а также назвал несколько отличий в играх детей раннего и дошкольного возраста. Он говорил, что игра «создает зону ближайшего развития ребенка», в игре ребенок всегда выше своего среднего возраста и даже выше самого себя.
В своей книге «Психология игры», Д.Б.Эльконин определяет игру как определённую деятельность. В результате деятельности строятся социальные взаимоотношения между людьми. По мнению многих исследователей, игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей. Она дает возможность робким, неуверенным в себе детям преодолеть застенчивость и нерешительность, стать лидером. Игру можно и нужно использовать как в процессе обучения, так и в воспитательной работе. В процессе игры развивается воображение детей. Игра побуждает учащихся к действию. Ребёнок может увидеть реальную ситуацию в процессе игры. Составить нужный план действий, правильно распределить роли и выбрать необходимые для игры предметы. Ребёнок концентрирует своё внимание на правилах игры, учится анализировать роль каждого участника игры и делать соответствующие выводы. Игра помогает ребёнку пережить все эмоции, впечатления и события с ней связанные и, если возможно, внести новизну и проявить своё творческое видение игрового действия, исходя из запросов самого ребёнка. Ведь в процессе игры дети узнают много нового об окружающем мире. У них развиваются воображение, речь, память, мышление, воображение, они учатся быть самостоятельными. Принимая самостоятельные решения и проявляя собственную индивидуальность.
В своей работе в процессе обучения на уроках я использую разные виды игр.
На уроках литературного чтения используем игры-драматизации и разные игровые творческие задания:
1.      Словесное описание сказочных героев с использованием театральных атрибутов.
2.      Инсценировка сказок и рассказов.
3.      Конкурсы рисунков на разные темы.
4.      Сочинение сказки по началу.
5.      Словесное рисование картин
6.      Творческие проекты.
7.      Словесное рисование.
8.      Слушание музыкальных произведений.
9.      Создание воображаемых ситуаций.
На уроках физической культуры проводим подвижные игры, игры на внимание.
На уроках математики также используются карточки для индивидуальной и коллективной работы, а также дидактические игры, способствующие закреплению навыков устного счёта. Для устного счёта часто используем мячик, который передают друг другу дети в процессе счёта. Это развивает не только память, внимание, но и позволяет детям отдохнуть.
Много дидактических и ролевых игр используем на уроках окружающего мира «Назови лишний предмет», «Что где растёт?». Дидактические игры очень необходимы в школе
Так же на уроках используются разные карточки для индивидуальной игровой деятельности. С внедрением современных технологий в процесс обучения включаются интерактивные игры. с использованием интерактивных средств обучения.
Игры использую не только в процессе обучения, но и в процессе воспитания. В процессе работы давно поняла, что игра является неизменной частью воспитательного процесса младшего школьника: КВН, «Брейн-ринг», «А ну-ка, мальчики», «А ну-ка, девочки», «Весёлые старты», «Литературные вечера», а также много разных конкурсов, которые раскрепощают учащихся, развивают их воображение, объединяют детей и способствуют формированию школьного коллектива.
Если учитель проводит мероприятия с использованием игровых технологий, он должен соблюдать несколько обязательных правил:
1.      Серьёзная предварительная подготовка, с совместным с детьми обсуждением формы проведения игры.
2.      Предварительное распределение ролей и обязанностей.
3.      Несмотря на то, что атрибуты и оформление игрового мероприятия готовится заранее, нужно учитывать «эффект новизны». Дети не должны знать всё, что-то должно оставаться в тайне до последнего момента. Это способствует повышению эмоционального фона всего мероприятия.
4.      Обязательное подведение итогов игры.
5.      Необходим компетентный состав жюри.
6.      Необходимо использовать чередование игр обучающего характера с играми на развитие внимания или другими подвижными играми.
7.      Очень важно помнить об уважении к личности ученика.
Воспитательная и образовательная ценность любой игры зависит от личности самого педагога и от личностей детей, которые в ней участвуют. Только совместные усилия способны принести результат.

Использованная литература:
1. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.:Просвещение, 1999. 65-67с.
2. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. М.: Просвещение, 2002. 10-12с.
2019