НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Ракитская Л.И. Использование русского народного фольклора в работе с детьми раннего возраста в детском саду

Библиографическое описание:
Ракитская Л.И. Использование русского народного фольклора в работе с детьми раннего возраста в детском саду // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/72-2.pdf.

В народном творчестве каждому возрасту соответствуют свои жанры фольклора со свойственным ему репертуаром. Ребенок включается в процесс детского творчества, как только он начинает активно двигаться и говорить. Такие жанры, как пестушки, потешки, колыбельные, прибаутки, сказки, свойственны жизни детей раннего возраста.

Ребенок начинает сталкиваться с жанровым разнообразием произведений устного народного творчества в семье.

Введения устного народного творчества идеально подходят для развития детей первых лет жизни.

Главный создатель фольклорного языка и величайший педагог – народ, сотворил формы художественного слова, которые прослеживаются на всех ступенях эмоционального, физического и нравственного развития ребенка. Песенки и потешки выступают в качестве начального этапа знакомства детей с устным народным творчеством.

Знакомясь с потешками, поговорками, колыбельными, дети научились образно воспринимать героев, раскрывать особенности их характеров. Заучивая заклички, они как бы соприкасаются с природой, ее красотой, щедростью. Она близка и желанна детям, вызывая в них эмоции радости и доверия. Составление небольших сказок по потешкам активизировало связную речь, заставляло подбирать различные языковые средства. Знакомство с народной сказкой учило детей ритмике речи, красочности и образности. Изображая героев сказок, дети научились двигаться, выразительно говорить. Застенчивые дети, которые боялись участвовать в инсценировке сказок, к концу года стали уже участвовать без стеснения.

Происхождение слова «пестушки» весьма интересно. Пестунами раньше называли маленьких медвежат, которые первые годы жизни находились рядом с матерью. Она заботилась о них, делила с ними берлогу, добывала пищу и готовила их к самостоятельному существованию. Кстати, именно славянское слово «pěstъ» («пища») лежит в основе этой этимологии.

Со временем «пестуны» появились и среди людей. Так стали называть воспитателей и нянек. Соответственно, глагол «пестовать» стал синонимом слов «воспитывать» и «нянчить». Отсюда и «пестушки» как один из методов этого воспитания.

Так же пестушки получили свое название от слова пестовать - нянчить, носить на руках. Это короткие стихотворные припевы, которыми сопровождают движения ребенка при пестовании.

Пестушки имеют смысл только при сопровождении их тактильным приемом - легким телесным прикосновением до различных частей тел ребенка. Ласковый прикосновение, легкий массаж, сопровождаемый веселой незатейливой песенкой с отчетливым произнесением стихотворных строк пестушки, вызывает у ребенка бодрое, веселое настроение.

Такие пестушки сопровождаются тактильным прикосновением ребенка, повторяются несколько раз, настраивают на положительный эмоциональный настрой.

Ребенок запоминает различные движения, которые сопровождают стихи. Благодаря пестушкам ребенок начинает познавать человеческую речь. Пестушки произносятся в особой манере – нараспев. И происходит выделение отдельных звуков. Эти звуки откладываются у ребенка в голове. И именно их он начинает пытаться повторить. А как результат – малыш может начать говорить гораздо раньше обычного срока.

Помимо звуков, ребенок начинает выделять в пестушках и различные интонации. Например, ласку и сердитость, веселье и грусть и так далее.

В своей работе с детьми раннего возраста часто использую пестушки. Они подходят для детей 1,3 до 3 лет.

Применяя ежедневно пестушки в работе с малышами, я заметила, что пестушки можно применять в режимных моментах и в культурно-гигиенических навыках:

Для утренней гимнастики хорошо подойдет пестушка «Большие ноги».

Пестушки развивают мелкую моторику рук, за счет этого происходит активное развитие речи детей. Постоянное повторение одних и тех же слов способствует их запоминанию.

В пестушках нет активных действий самого ребенка. В них ребенок только «принимает» то, что говорит ему взрослый, и действуют вместе с ним, повторяет движения. У ребенка устанавливается тесный контакт со взрослым, а главное — желание повторить те движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно. Последующие повторы помогут малышу запомнить движения и выполнить самостоятельно, так при помощи народного фольклора обучали малышей.

Использование фольклора помогает решать многие педагогические задачи: обогащает социально- игровой опыт детей, развивает их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящим сокровищами народной мудрости.

Литература

1. Афонькина Ю.А, Соколовская О.М, Себрукович З.Ф. «Социальныет развитие детей 2-3 лет средствами фольклора» Методические разработки для воспитателей ДОУ. - Мурманск: МОИПКРО и К, 2009.

2. Бахметьева Т.И, Соколова Г.Т. «Детские частушки, шутки, прибаутки» -Ярославль: Академия развития, 2004.

3. Ветрова В.В «Ладушки, ладушки».-Москва: Знание, 1995.

4. Григорьева Г.Г, Кочеткова Н. П, Груба Г.В. «Играем с малышами: игры и упражнения по развитию речи детей раннего возраста». - Москва: Просвещение, 2005.

5. Князева О.Л, Маханёва М.Д. Программа социального развития дошкольников «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».-Санкт –Петербург: Детство- Пресс, 2004.
2023