Цель: формировать представление детей о том, что Земля наш общий дом, что надо беречь, не разорять нашу планету, воспитывать уважение к людям других национальностей, стремление жить в мире и дружбе со всеми народами.
Задачи:
1. Формировать представление о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди.
2. Дать представления о людях разных рас, проживающих на нашей планете.
3. Воспитывать дружелюбие, толерантность к людям других национальностей, желание жить без конфликтов.
4. Воспитывать стремление беречь нашу Землю.
Оборудование: SMART оборудование.
Ход занятия
I Орг.момент
Звучит космическая музыка (На экране изображение планеты Земля.)
Педагог: Ребята, что изображено на экране? (Наша планета Земля.)
Такой видят нашу планету космонавты из космоса. А зачем люди летают в космос? (Ответы детей.)
Давайте представим, что мы с вами отправляемся в космос на космическом корабле. (На экране изображение космического корабля)
Наденем шлемы, пристегнем ремни. Все готовы к космическому путешествию? Начинаем обратный отчет: 10, 9. 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 — пуск.
II Основная часть
Педагог: Что мы с вами сможем увидеть в иллюминатор нашего корабля? (Ответы детей. На экране фотографии космических пейзажей)
Вот мы встречаем неопознанный летающий объект. Как вы думаете, кто это? (Ответы детей. На экране изображение неопознанного летающего объекта.)
Это космонавт с другой планеты. Он хочет с нами познакомиться. (На экране изображение инопланетянина.)
Ребята, он шлет нам сообщения. Давайте их прочитаем. (Воспитатель открывает по очереди сообщения на экране и читает их.)
1. Меня зовут Зеляба, я прилетел с планеты Аргун. А кто вы такие?
Педагог: Ребята, что мы ответим Зелябе. (Мы люди с планеты Земля.)
2. Расскажите мне про свою планету. Какая она?
Педагог: Давайте расскажем Зелябе про нашу планету. (На экране карта)
Большая часть поверхности Земли занята водой. На Земле 4 океана: Тихий, Атлантический, Ледовый, Индийский. И много морей, рек и озер. Поэтому нашу планету называют голубой.
На Земле 6 материков: самый большой Евразия, самый маленький Австралия, самый жаркий Африка, самый холодный Антарктида и еще два «брата» Северная и Южная Америки. На Земле есть леса, пустыни, горы. На карте они обозначены зеленым, желтым и коричневым цветом. (Воспитатель поочередно «открывает» на карте картинки с изображением леса, пустыни, гор)
3. Мне кажется ваша планета очень красивая. А много ли жителей на вашей планете?
Педагог: На нашей планете живет около 7,5 миллиардов человек.
4. А все ли люди на планете Земля похожи на вас?
Педагог: Люди, живущие в разных местах Земли отличаются друг от друга цветом кожи, формой глаз и типом волос. Посмотрите на свой цвет кожи. Какая она? (Светлая)
Такие, как мы с вами жители Европы, Америки и Австралии. В Европе солнце светит редко, часто идут дожди и бывают туманы, поэтому тут живут люди со светлой кожей и преимущественно со светлыми волосами. (На экране фотографии людей европеоидной расы.)
Педагог: А ещё есть люди, которые живут в степях Азии, Монголии, Японии, на Крайнем Севере. Там дуют сильные ветры - это родина людей со смуглой (жёлтой) кожей и узкими глазами. (На экране фотографии людей монголоидной расы.)
Педагог: Как вы думаете, какие люди живут в Африке? (Ответы детей)
В Африке жарко, там ярко светит солнце. От его палящих лучей защищает тёмная кожа и пышная шапка волос. (На экране фотографии людей негроидной расы.)
Педагог: Мы конечно все разные, но все же очень похожи друг на друга. У нас много общего. Как вы думаете, чем похожи все дети на планете?(Ответы детей)
Педагог: Все дети одинаково смеются, если весело и плачут от обиды и боли. Любят петь и танцевать, ходят в школу или в детский сад, любят бегать и играть, смотрят мультики или читают книжки. (На экране дети разных национальностей)
5. О чем же мечтают дети и взрослые на вашей планете? (Ответы детей)
Педагог: Все люди мечтают о дружбе и мире, чтобы не было войны.
6. А что такое война? (Ответы детей)
Педагог: И сегодня на Земле есть места, где идет война, гибнут солдаты, мирные жители, дети. Вы, наверное видели по телевизору в новостях кадры военных действий. Какие чувства вызывают у вас такие новости? (Страх, ужас, печаль, жалость к людям. На экране фотографии разрушенных городов, беженцев.
Педагог: Каждый человек хочет, чтобы ему не пришлось пережить войны, чтобы беда не пришла в дом, чтобы светило яркое солнце и не взрывались снаряды, не рушились города, чтобы не было слез, чтобы взрослые и дети радовались жизни.
III Физ.минутка. (Дети встают в круг читают стихи.)
Давайте, люди, дружить друг с другом,
(дети берутся за руки и покачивают ими)
Как птицы с небом, как травы с лугом,
(покачать руками над голой, потом над полом)
Как ветер с полем, трава с дождями,
(помахать руками на себя, стряхнуть кисти рук)
Как дружит солнце со всеми нами!
(поднять руки вверх, покружиться вокруг себя)
Давайте, люди, беречь планету,
(дети берутся за руки идут по кругу)
Во всей Вселенной похожей нету.
Во всей Вселенной на всех одна,
(дети кладут руки на плечи друг другу, покачиваются)
Что будет делать без нас она?
(Дети возвращаются на свои места.)
7. К сожалению, мне пора возвращаться на свою планету. Я обязательно расскажу жителям своей планеты о том, какая красивая ваша планета Земля. И возможно мы еще с вами увидимся. Берегите свою планету! Будьте счастливы.
Педагог: Нам с вами тоже пора возвращаться на Землю. Снимем шлемы, отстегнем ремни, вдохнем полной грудью чистый и свежий воздух.
Дыхательная гимнастика.
Дети встают возле стульчиков.
1. «Полное дыхание».
И.п. - встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный глубокий вдох. Задержать дыхание (пока приятно). Выполнить энергичный выдох открытым ртом. Выдыхать с облегчением, как будто освобождаясь от забот. Повторить 4-5 раз.
2. «Аромат цветов».
И.п. - встать, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А-а-ах!». Повторить 4-5 раз.
3. «Одуванчик».
И.п. - встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких резких выдоха, словно сдувая пушинки одуванчика: «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо. Повторить 4-5 раз.
4. «Вырасти большим».
И.п. – встать прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки – вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох, произнося: «У-х-х-х!». Повторить 4-5 раз.
Педагог: Как вы себя чувствуете? (Ответы детей)
Педагог: Ребята, мы с вами сегодня не случайно заговорили о планете Земля. Сегодня 22 апреля на нашей планете отмечается День Земли. Именно сегодня каждый человек должен задуматься о том, что наша планета — наш общий дом. А ведь каждый хочет, чтобы у него в доме был порядок, было уютно и тепло. Улетая, Зеляба просил нас беречь планету. А от чего мы должны ее беречь? (Ответы детей)
На экране фотографии экологической катастрофы. Дети рассматривают, рассказывают от чего «задыхается» наша планета (пожары, выхлопные газы, выбросы предприятий и т.д.)
Педагог: Какой подарок мы можем сделать планете, что бы ей было бы приятно увидеть?
(Посадить деревья, высадить цветы на клумбы, убрать мусор и не мусорить, заботиться о природе и т.д.)
Педагог: Закончить наш разговор хотелось бы стихотворением. (Один из детей читает стихотворение.)
Давайте беречь от невзгоды любой
Большой и доверчивый шар голубой!
Давайте, ребята, назло непогодам
Обнимем планету своим хороводом,
Развеем над нею тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим!
Можно посеять вместе с детьми семена цветов, вырастить рассаду и высадить на клумбы детского сада.