Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Пелевина Т. И. Роль бумагопластики в развитии творческого потенциала обучающихся

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (52) https://f.almanah.su/52.pdf


Тенденции развития мирового сообщества заставляют переосмыслить цели образования, соответственно по-новому сформулировать и планируемые результаты образования. В качестве главного результата в Стратегии модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих учебное заведение, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества. Важными целями художественного образования должны стать:
·          готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной творческой деятельности;
·          организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
·          толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, организационных, нравственных, эстетических, дизайнерских и иных проблем, составляющих содержание дополнительного образования. В связи с этим, есть смысл включать в задания упражнения по бумагопластике, которые в последующем обучающиеся смогут использовать в своих творческих проектах.
Термин «бумагопластика» отражает как художественно-творческие особенности, так и специфику авторского подхода к изучению композици-онных, конструктивных, структурно-технологических закономерностей. Сами композиции становятся не просто образцами бумагопластики, но и аналитическим материалом, позволяющим проникнуть в основы формотворческих закономерностей.
Методы бумагопластики используются в архитектурной и дизайнерской деятельности. Именно в современных программах по изобразительному искусству уделяется большое внимание изучению разных видов дизайна. Бумагопластика как раздел дисциплины применима
в пропедевтических курсах, может выступать как альтернатива класси-ческой дисциплине «скульптура», элементами композиции в системе художественного образования, изучая историю бумагопластики, мы изучаем историю проектной мысли.
Роль бумагопластики как основного метода моделирования в творческих мастерских невозможно переоценить. Обладая многими преимуществами перед прочими листовыми материалами – удобством в работе, низкой себестоимостью, широким ассортиментом, – бумага способствует непредвзятому контакту проектируемых моделей и творческого «я». Недолговечность бумажных макетов снимает излишний пафос в работе. Условность подачи проекта из материала-заменителя придает макетам абстрактность, уводит от натурализма. Бумажные композиции раскрывают особую логику конструирования из листовых материалов, поэтому, помимо художественного, развивает также техническое и пространственное мышление. Также важной чертой бумажных конструкций является то, что они позволяют формировать пустотелый объем с помощью создания оболочки, что отвечает современному экономически оправданному принципу дизайна: минимум средств, максимум эффекта.
Смысл этих композиций заключается в поиске новых художественных идей, инноваций в бумагопластике и в трансляции технологий формообразования из смежных областей бумажными конструкциями. Подобные эксперименты развивают свободу в отношении творца к материалу и, вместе с тем, позволяют понять специфику поведения бумаги в различных ситуациях.
Изучение основ объемно-пространственных композиций средствами бумагопластики, совмещенное с параллельным освоением методов
и технологий конструирования из листа, является плодотворной основой в художественном образовании детей.
Соотношение абстрактного искусства, скульптуры с опытами бумаго-пластики является интересной и продуктивной темой. Художественная глобальная сверхзадача, реализованная в бумаге – это одно, а исследование формально-композиционных вариантов, экспериментальные поиски средствами бумагопластики – другое. Бумажные конструкции имеют особую логику формообразования, базирующуюся на принципах трансформации листа. Исходя из этой логики, происходят конструирование объема, формирование тектоники конструкций, нахождение особой образности в бумагопластике. Лаконичная, четкая геометрия, привычная для бумажных конструкций, казалось бы, накладывает определенный визуальный отпе-чаток на объекты бумагопластики. Однако своего рода жесткость в ог-раничении изобразительных возможностей, условность, отсутствие на-турализма – ценностные качества бумажных конструкций. Криволинейные формы – изгибающаяся плоскость, контур сложной кривизны для плоских фигур – расширяют палитру выразительности в бумагопластике.
Бумагопластика как система средств художественной выразительности предполагает широкие возможности для освоения и демонстрации основ формальной композиции. Законы ритмической организации формы, принципы симметрии, динамические основы в разделке складками бумажных плоскостей или в формировании из бумаги объема, понимание элементов композиции как единой конструктивной системы, ее комбинаторные преобразования, ряды программного формообразования, объединяющие бумажные композиции в кинетические структуры, позволяют на примере бумагопластики выявить все многообразие композиционных возможностей для листовых материалов. Бумагопластика является интеллектуальным активом художественного моделирования, позволяющим находить яркие композиционные решения. Особое значение для бумажной формы имеет ее связь с графикой и черчением, которое убрано из стандарта общеобразовательной школы. Бумагопластика является в этом случае, как альтернатива для развития пространственного мышления и для отработки культуры выполнения чертежей разверток.
Освоение формообразования из бумаги предполагает развитый уро-вень абстрактного мышления, который необходим в художественном творчестве и который, в свою очередь, продвигается по мере овладения бумагопластикой.
2022