Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf
Коммуникативное развитие ребенка - это сложный процесс, в результате которого ребенок научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.
Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Общение занимает особое место в процессе формирования личности. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок познает не только другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. В социальном развитии дошкольников ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение [41].
Ребенок максимально нуждается в общении, как с другими детьми, так и с взрослыми. Однако у детей с отклонениями в речевом развитии возникают коммуникативные проблемы, которые связаны как с речевыми, так и с когнитивными нарушениями. При этом речевые нарушения, недостатки фонетико-фонематических, просодических, лексико-грамматических компонентов речи и диалогической речи создают препятствия к полноценному общению детей, могут вызвать речевой негативизм. А имеющиеся у детей вторичные отклонения в развитии высших психических функций создают дополнительные затруднения в овладении коммуникативными навыками, препятствуя дальнейшей социализации [52].
Популяция детей с общим недоразвитием речи в настоящее время приближается к 20-25 % от числа всех детей, имеющих речевые недостатки. Увеличение детей с нарушениями в развитии отмечается с самого раннего возраста. Ведущие специалисты в области логопедии Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, В.К. Воробьева, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова отмечают недостаточность фазовых характеристик развивающейся детской речи, динамичность речевого статуса и его полиморфизм.
Под общим недоразвитием речи в отечественной логопедии понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, как к звуковой, так и смысловой стороны речи; при наличии нормального физического слуха и отсутствия первичного интеллектуального дефекта [11].
Наличие у детей с недоразвитием речи различных трудностей в общении на фоне мозаичной картины речевых и неречевых дефектов, отмечающиеся в исследованиях ряда авторов: Р. Е. Левина, Б. М. Гриншпун, О. Е. Грибова, О. С. Павлова, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Л. Б. Халилова, Н. Шаховская.
Для первого уровня речевого недоразвития характерно наличие различных видов нарушения звукопроизношения, при этом активный словарь состоит из небольшого количества нечётко произносимых слов, звукоподражаний. Слова и их заменители употребляются для обозначения лишь конкретных предметов и действий, причём они используются в самых разных значениях. Дети широко пользуются паралингвистическими средствами общения — жестами, мимикой. Речь ребёнка понятна лишь в конкретной ситуации. Со стороны родителей неправильное произношение не исправляется.
Для второго уровня речевого недоразвития характерны временные задержки развития речи, что проявляется в бедном словарном запасе, не соответствующему возрасту. В отличие от детей с первым уровнем недоразвития, у них появляется фразовая речь, но при этом долго держатся дефекты звукопроизношения. В словах встречаются перестановки, сокращения, многообразные замены одного звука другим. Характерным остаётся резко выраженным аграмматизм. Понимание обращённой речи остаётся неполным, так как многие грамматические формы различаются детьми недостаточно.
Речь детей третьего уровня речевого развития отличается от речи сверстников с нормативным развитием относительно произвольной стороны речи.
Обучающиеся с общим недоразвитием речи отличаются от сверстников с нормативным развитием не только тем, что у них нарушено звукопроизношение, дифференциация звуков, у них отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Не сформирована связная речь, которая является серьёзным препятствием для развития и совершенствования умений и навыков построения связного высказывания, речевой инициативы.
У дошкольников с нарушением речи отмечены следующие недостатки формирования связной диалогической речи, заключающиеся в недостаточной информативности, нарушении логической организации и взаимосвязанности высказываний, их недостаточный объём, наличие лексико-грамматических нарушений.
Дети с ОНР имеют недостаточно высокий уровень развития всех компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики). Объём понимания обращённой речи близок возрастной форме, дети владеют развёрнутой фразовой речью, словарный запас включает достаточное количество слов обиходно-бытовой лексики, в речи наблюдается аграмматизм, формирование связной речи (диалогической) значительно отстаёт. Развернутые смысловые высказывания детей с ОНР отличаются отсутствием чёткости, последовательности изложения, отрывочностью. В них отражены внешние, поверхностные впечатления и отсутствуют причинно-следственные отношения. Труднее всего таким детям даются самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников. Характерно, что отсутствие у детей чувства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов.
Диалоговая речь предполагает обмен информацией в вопросно-ответной форме. Для дошкольников с ОНР отличительной особенностью является то, что они испытывают сложности при формировании непосредственно вопросов. Дошкольники с нормативным развитием уже в 2,5 года могут формулировать и активно задавать вопросы, дети с ОНР и старшем дошкольном возрасте отличаются тем, что практически ничего не спрашивают. Причин, вызывающие такое поведение несколько.
Во-первых, у дошкольников с ОНР познавательные интересы находятся на низком уровне, вследствие чего, у них нет потребности в получении новой информации, от кого бы то ни было.
Во-вторых, дошкольники с ОНР испытывают трудности при выборе главного, в фокусировке внимания на интересе, им сложно подобрать вопросительное слово, так как развитие процессов внимания, памяти и логического мышления у данной категории детей замедленные.
В-третьих, у некоторых дошкольников затруднена собственно речь (проговаривание), которые способны критически оценивать свои речевые возможности, в силу чего у них возникает нежелание вступать в контакт, отсутствует речевая активность, а значит, не развивается умение спрашивать.
Перечисленные причины отставания соответствуют нарушению одного из звеньев процесса порождения речи (мотив; программирование высказывания; выбор лексико-грамматических средств; проговаривание), и логопед должен учитывать, какое из звеньев пострадало: одного ребенка может сдерживать недостаточный уровень интеллектуального развития, другого - неумение грамматически грамотно оформить вопросительное предложение и т.д.
Развитие диалогической речи детей с ОНР рекомендуется проводить в следующих направлениях: обогащение словарного запаса, уточнение значения слова, расширение семантики слова. Так же обогащение и уточнение номинативного словаря. Особенно важно усвоение слов обобщающего значения, которые очень медленно усваиваются детьми с ОНР [34].
Изучение коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста, позволяет определить особенности коммуникативного развития детей с ОНР, которая проявлялась в снижении мотивационно-потребностной сферы, активности общения, ограниченности неречевых и речевых средств, отставании в развитии общения от возрастных норм.
Дошкольники с нарушениями речи ситуационно зависимы от действий и высказываний взрослого. Зачастую вопросы и задания взрослого адресованные детям, провоцируют определенные ответы, высказывания и действия, несоответствующие актуальному уровню коммуникативного развития ребенка.
Библиографический список
1. Валявко, С.М. Феноменология общего недоразвития речи и проблемы мультидисциплинарного взаимодействия [Текст] / С.В. Валявко // Логопедия. – 2016. -№2. – С. 13 – 212. Салагина, Н.Н. Специфика диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / Н.Н. Салагина. // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 750-753. — URL https://moluch.ru/archive/105/24857/
3. Тенкачева Т.Р. Особенности коммуникативного развития дошкольников с задержкой речевого развития, обучающихся в условиях дошкольной образовательной организации [Текст ]/ Т.Р. Тенкачева // Педагогическое образование в России – 2017. – №3. – С. 57-61.
4. Ширяева, М.А. Формирование коммуникативно-речевых навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами сюжетно-ролевой игры [Текст] / М.А. Ширяева // Логопедия. – 2016. - №4. – С.11 – 13.