Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Немченко И.А., Перескокова К.В., Четвёркина Е.П., Шаповалова А.А. Формирование положительных взаимоотношений между воспитанниками группы

Библиографическое описание:

Немченко И.А., Перескокова К.В., Четвёркина Е.П., Шаповалова А.А.Формирование положительных взаимоотношений между воспитанниками группы // Образовательный альманах. 2023. № 2 (64). URL: https://f.almanah.su/2023/64.pdf.

Изучение взаимоотношений человека, ставшее, по сути, «проблемой века», является ключевой проблемой.

Взаимоотношение со сверстниками, взрослыми – важнейший фактор общего психического развития ребенка. Только в контакте с людьми возможно усвоение детьми общественно – исторического опыта человечества и реализации или прирожденной возможности стать представителями человеческого рода.

Общение с другими детьми – необходимое условие психического развития ребенка. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей.

Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. Благополучные групповые взаимоотношения – необходимое условие успешного взаимодействия детей, поэтому их нарушения могут негативно сказываться на всем процессе психического развития ребенка. От того, как складываются отношения ребенка с группой, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения (общения) и то, как ребенок будет относиться к окружающему его миру.

Воспитанники испытывают значительные трудности в общение не только с взрослыми, но и со сверстниками.

Как правило, дети, растущие в дефиците личностного общения, не замечают своих настроений, чувств, переживаний. Ребенок не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны – он одновременно требует внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок начинает занимать по отношению к другим негативную позицию, проявляет агрессию по отношению к сверстникам.

Чтобы каждый человек был способен к общению с другими людьми, он должен обязательно обладать определенной психологической культурой, основные положения которой можно свести к трем элементам:

-разбираться в других людях и верно оценивать их психологию;

- адекватно эмоционально откликаться на их поведение и состояние;

- выбирать по отношению к каждому из них такой способ обращения, который, не расходясь с требованием морали, в то же время наилучшим образом отвечал бы индивидуальным особенностям тех, с кем приходится общаться.

Таким образом, психологически подготовленный к общению человек—это тот, кто хорошо усвоил: что, где, когда и с какой целью можно и нужно говорить и делать, чтобы оказать на партнера по общению хорошее впечатление и нужное влияние.

Сложность работы с воспитанниками, что зачастую, понимая что, где, когда и с какой целью можно и нужно говорить, поступают иначе, в силу различных причин (расстройство психики, способ привлечь внимание и др.). В своей работе воспитателю необходимо учитывать не только индивидуальные особенности каждого ребёнка, но и особенности детей, в общем.

Взаимоотношения возникают при совместном проведении времени: на прогулках во время игр, познавательной деятельности, кружков, совместной творческой деятельности и т.д.

Чтобы воспитанники развивались полноценно и формировались, как личность, воспитателям необходимо организовать свою собственную деятельность на основе личных потребностей, интересов, устремлений каждого воспитанника. Также необходимо использовать индивидуальные способы работы, руководствуясь их личностным отношением к окружающей действительности.

Чаще всего в качестве терапевтического средства в своей работе мы используем игротерапию, поскольку доказано, что игровая форма занятий наиболее доступна и эффективна в работе с детьми. Игра позволяет организовать совместную деятельность ребёнка с взрослым, сориентировать его на адекватные способы и средства коммуникации. Импровизируя с детьми на определённую тему, можно варьировать ситуации и, соответственно, задания, включая те, которые отвечают индивидуальным проявлениям характера данного ребёнка, а также тем общим для воспитанников особенностям, которые обусловлены спецификой их развития вне семьи. В сюжет импровизированной сказки могут входить, упражнения- тренинги для конфликтных детей, для детей с затруднениями в общении, замкнутых, эмоционально неотзывчивых, тревожных или беспокойных. А также игры- тренинги для снижения агрессии и ослабления негативных эмоций, для снятия страхов и укрепления чувства уверенности в себе, для снятия психомышечного напряжения и профилактики психологического переутомления, для обогащения опыта ребёнка разнообразными способами общения, тренировки выражения чувств и развития эмпатии; для развития свободы движений, мимики и другие.

Во время игр взаимоотношения строятся в процессе подвижного характера. В играх взаимоотношения проявляются более ярко. Дети избирательно относятся друг к другу, видно кто друзья, а кто остается отверженным. При проведении игр, дети могут самостоятельно организовываться, распределять роли между собой. Бывает, что распределение ролей не всегда нравится всем участникам игры, иногда каждому хочется быть ведущим, не всегда хочется быть водящим, из–за чего у детей возникает непонимание, споры, которые не прекращаются без вмешательства воспитателя.

Познавательная деятельность подростков в условиях самоподготовки обогащается деловыми отношениями и общением. Это очень важно для подержания мотивов учения социального плана, когда контроль, стимулирование деятельности исходит от товарищей. Самоподготовка объединяет детей общей целью и задачами. Дети с желанием помогают друг другу в выполнении уроков, что способствует формированию взаимовыручки, взаимопомощи, чувства товарищества.

Кроме игр и занятий существует трудовая деятельность, пока еще чаще совместная с взрослыми, которые выступают не только в качестве лица, организующего и направляющего труд детей, но и в качестве непосредственного участника трудового процесса. Участие воспитателя предупреждает нежелательное поведение детей.

Активная человеческая деятельность реализуется не только в предметной деятельности, но и в общении с другими людьми. Проблема общения и взаимопонимания всегда была острейшей проблемой человеческого общества. Особенно актуальна она для воспитанников, поскольку тесно связана с такими важными вопросами, как социализация и социальная адаптация детей, воспитывающихся вне семьи. Именно подготовка детей к общению с другими людьми, умение добиваться взаимоотношения, налаживать взаимодействие с окружающими поможет решить нашим воспитанникам многие проблемы и избежать ненужных трудностей сейчас и в дальнейшем.

Библиографический список

1. Казаринова Н. В. Межличностное общение/ Н.В. Казаринова. – М.: Просвещение – 2004.

2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность/ Н.В. Клюева. – Ярославль: Академия развития – 2001.

3. Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: пособие для воспитателей и учителей /Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф, Селиванова Е.Ю., Титова В.В - М.: АРКТИ,2005. (Метод.биб-ка).
2023