НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Андросова Ю.А. Мини-библиотека как средство взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями и обучающимися

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (24) https://f.almanah.su/24.pdf


В настоящее время приоритетной задачей, которая стоит перед дошкольными образовательными организациями, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка, что находит отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [2].
Кроме этого, данная задача отражается в содержании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, отвечающего новым социальным запросам, уделяющим большое внимание работе с родителями. В Федеральном государственном образовательно стандарте дошкольного образования указывает на необходимость реализации дифференцированного подхода, учета социального статуса, микроклимата семьи, родительских запросов и степени заинтересованности родителей деятельностью дошкольного образовательного учреждения, повышения культуры педагогической грамотности семьи. В Стандарте говорится о требованиях, предъявляемых для процесса взаимодействия ДОУ и семьи. Также отмечается, что один из принципов дошкольного образования заключается в сотрудничестве, организации работы с семьей, а Стандарт представляет собой основу оказания помощи родителям (законным представителям) по воспитанию детей, охране и укреплению их физического и психического здоровья, развитию индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семье и повысить компетентность родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей – является одним из требований к психолого-педагогическим условиям. Родители (законные представители) должны участвовать в разработке части образовательной Программы учреждения, которая формируется участниками образовательных отношений в соответствии с образовательными потребностями, интересами и мотивами детей, членов их семей и педагогов [1].
В настоящее время существует огромное разнообразие средств, обеспечивающих взаимодействие дошкольной организации с родителями (законными представителями) и обучающимися. Мы хотим обратить внимание на организацию мини-библиотеки в условиях дошкольного учреждения как средства его взаимодействия с родителями и детьми.
Миссией любой библиотеки является использование имеющихся ресурсов, предоставление оптимальных условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей участников образовательных отношений, в частности обучающихся и их родителей. Другими словами, необходимо создавать такую среду в условиях дошкольной образовательной организации, которая бы через чтение, книгу и иные виды материалов отвечала бы социокультурным и индивидуальным особенностям участников образовательного процесса (детей и родителей) и удовлетворяла их потребности.
Цель работы по созданию мини-библиотеки в ДОО, прежде всего, состоит в том, чтобы сформировать устойчивый интерес у детей дошкольного возраста к книге и художественной литературе и привлечь внимание родителей к образовательному процессу в дошкольном учреждении, реализую при этом единую систему работы между дошкольной образовательной организацией, обучающимися и родителями.
Основными задачами мини-библиотеки как средства взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями и обучающимися являются следующие:
·          повышение эффективности работы по приобщению детей к книге;
·          формирование у детей интереса к библиотеке в целом, и мини-библиотеки в частности;
·          зарождения традиций семейного чтения;
·          повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) в вопросах приобщения детей к книге;
·          воспитание бережного отношения дошкольников к книге, как результату труда многих людей;
·          приобщение детей и родителей к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
В мини-библиотеке можно предложить консультации и буклеты для родителей, а также мероприятия для детей и родителей в соответствии с разработанным перспективным планом работы, в котором отражаются темы недели.
Можно предложить следующие темы недели: «Как появилась книга», «Писатели и поэты нашей Белгородчины», «Веселый зоопарк», «Агния Львовна Барто», «Драгунский В.Ю.», «Зимушка-зима», «Рождественское чудо», «Пушкин А.С.», «Мы едем, едем, едем в далекие края» «Сергей Михалков», «Мамочка моя», «Книжки-малышки», «Богатыри земли русской», «Бианки В.В.», «День победы», «Вокруг света».
Рекомендуем следующие консультации для родителей: «Книги в вашем доме», «Какую книгу купить ребенку», «Почему дети не читают?», «Сказка-терапия», «Роль книги в умственном и речевом развитии ребенка», «История матрешки», «Традиции семейного чтения», «Какие сказки читать ребенку на ночь», «Что почитать летом» и др.
Можно предложить буклеты для родителей такой тематики: Почему необходимо читать детям книги», «Семейное чтение», «Что бы ребенок стал читайкой», «Как хорошо уметь читать», «Почитай мне мама книгу», «Сказка – это важно», «Стихи для мамы», «Мирилки», «Считалки», «Пять книг о настоящей дружбе», «Семь чудес света» и др.
Осуществляя взаимодействие ДОУ и семьи, необходимо уделять внимание совместной деятельности детей и родителей, поэтому рекомендуется проводить такие мероприятия: презентация для детей «Как появилась книга», родительское собрание «Книга в жизни ребенка», анкетирование родителей «Роль книги в вашем доме» круглый стол для родителей «Ребенок и книга», акция «Подари книгу детскому саду», выставка рисунков «Сказочная птица», выставка поделок «В лесу родилась елочка», конкурс театрализованных сказок «Сказочный сундучок», книжка заболела, презентация для детей «Где хранятся книги», выставка книжек-малышек, сделанных своими руками, экскурсия в библиотеку, конкурс чтецов, фотовыставка «Я и моя любимая книга», анкетирование родителей и др.
Взаимодействие позволяет получить положительные результаты для участников образовательного процесса – обучающихся, родителей.
Так, для детей определены такие положительные результаты как:
·          повышение интереса детей в выборе литературных произведений;
·          развитие коммуникативных навыков;
·          обогащение словарного запаса;
·          широкое использование литературных текстов в самостоятельной игровой деятельности.
Для родителей определены следующие положительные результаты:
·          разнообразие и богатство литературного опыта родителей;
·          осознанный и мотивированный интерес к чтению книг и ознакомлению детей с литературными произведениями в условиях семейного воспитания;
·          повышение педагогической грамотности в вопросах приобщения детей к книге.
Таким образом, одним из средств взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями и обучающимися является мини-библиотека. Создание мини-библиотеки в дошкольном учреждении является не новой проблемой, но использовании ее как средства взаимодействия дошкольной организации с родителями и обучающимися представляет собой направление, требующее методической грамотности со стороны ее организаторов, что позволит обеспечить эффективность данного процесса.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2013.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации // Российская газета. N 303. 2012.
2019