Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Лещинская Ю. О., Крюкова Н. Н. Формирование графомоторных навыков у детей 5‑7 лет с тяжелыми нарушениями речи

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (32) https://f.almanah.su/32.pdf

С каждым годом отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с различными нарушениями в развитии, в том числе, с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). При возрастании требований к уровню готовности детей к обучению в школе, актуальным становится поиск путей эффективной подготовки к обучению дошкольников с ТНР.
Детей с ТНР относят к группе риска возникновения нарушений письма и чтения. Проблема нарушений письма (дисграфия) и чтения (дислексия) - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения учащимисязнаний.
Процесс письма является психической деятельностью, которая реализуется благодаря совместной работе различных зон мозга и имеет сложную психофизиологическую организацию.
Предрасположенность к дисграфии, как правило, формируется в период раннего развития ребенка. Действие неблагоприятных факторов в этот период обусловливает нарушенное или замедленное созревание центральной нервной системы, тех отделов мозга, которые ответственны за формирование предпосылок письменной речи. Вследствие действия неблагоприятных факторов у ребенка возникает нарушение или отставание в формировании как элементарных психических процессов (моторики, графомоторных координаций, звукового анализа и синтеза), так и высших психических функций — внимания, абстрактных форм мышления, общего поведения и др. (Л. С. Цветкова, 1997).
По мнению А. Н. Корнева, трудности в овладении письменной речью возникают, в основном, как результат сочетания трех групп явлений: биологической недостаточности мозговых систем; возникающей на этой основе функциональной недостаточности; средовых условий, предъявляющих повышенные требования к отстающим в развитии или незрелым психическим функциям.
По мнению М.М. Безруких, письмо – это особая форма речи, при которой её элементы фиксируются на бумаге путём начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи. Русское письмо – звукобуквенное, поэтому важной единицей обучения является формирование графического навыка письма. Графический навык – это определённые привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения.
При правильно сформированном графомоторном навыке ребенок будет писать буквы разборчиво, красиво и быстро. Если же графомоторный навык будет сформирован недостаточно, то возникнут определенные трудности на письме: неразборчивый, небрежный почерк, медленный темп написания слов. А переделка неправильно сформированного графического навыка бывает не просто затруднена, но и порой невозможна.
В научных работах Т.Б. Филичева, Г.Ф. Чиркина отмечают, что у детей с ТНР двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точных движений, снижении скорости и ловкости выполнения, наблюдаются особенности мелкой моторики рук, проявляющиеся в недостаточной координации пальцев, кисти руки. Данный факт обусловливается сложностью патогенеза речевых расстройств, являющихся механизмом общего недоразвития речи.
Таким образом, избежать нарушений письма у детей с ТНР можно лишь в случае проведения ранней комплексной развивающей и коррекционной работы. Если не проводить коррекционно-развивающую работу в области графомоторной деятельности в дошкольном возрасте, в школе даже незначительное, на первый взгляд, отклонение от нормы, может привести ребенкак физической и эмоциональной усталости, ошибкам на письмес последующим падением интереса к процессу обучения как таковому, что в свою очередь приведёт к снижению успеваемости.
Сложные двигательные навыки (в том числе и графические) усваиваются путем целенаправленного обучения в условиях специально организованных упражнений (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Т. С. Комарова). В результате многократных повторений таких упражнений способ выполнения графического действия совершенствуется, вырабатываются и автоматизируются более рациональные его способы. Данный подход позволяет считать упражнения одним из основных методических приемов, обеспечивающих приобретение графического навыка[7].
Основная цель, которую ставят специалисты сопровождения нашей дошкольной организации сформировать у детей предпосылки, необходимые для осуществления учебной деятельности, которая требует развитой двигательной сферы (графомоторных навыков), развития внимания, памяти, пространственного восприятия, речи и мышления, волевых усилий, самоконтроля.
Успешность коррекционно-развивающей работы по формированию графомоторного навыка будет зависеть от соблюдения следующих условий:
·          целенаправленное и систематическое формирование графомоторного навыка;
·          поэтапная работа по формированию графомоторного навыка;
·          специальные упражнения должны быть самостоятельным разделом образовательной деятельности, организуемой педагогами;
·          привлечение родителей (законных представителей) для дополнительных занятий с ребенком в условиях семьи.
Основной и обязательной составляющей такой работы являются особый вид гимнастики, которая построена на развитии межполушарного взаимодействия. Правое и левое полушарие связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приемом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической информации, поступающей из противоположной половины тела.Такое разделение функций обеспечивает взаимную дополняемость работы полушарий. Их координация и взаимная дополняемость – необходимое условие для успешности любого вида деятельности. Отсутствие же слаженности в их работе – основная причина трудностей в учебе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией и аккалькулией (нарушением процесса формирования навыков счета).
Упражнения, направленные на синхронизацию работы полушарий головного мозга, повышают его функциональные возможности, являются основой интеллектуального развития ребенка.
Коррекционно-развивающая работа включает в себя два комплекса упражнений:
·          «Гимнастику для мозга» (Приложение 1), направленную на развитие межполушарного взаимодействия, которое способствует синхронизации работы глаз и рук, повышает умственную работоспособность, способствует развитию мелкой моторики, памяти и внимания, создавая тем самым базу для овладения графомоторными действиями. В основе проведения «Гимнастики для мозга» лежит представление о том, что ребенок способен развивать себя сам, используя внутренние механизмы своего двигательного потенциала.
·          Комплекс упражнений «Волшебные обводилки», который направлен в первую очередь на формирование и развитие графомоторных навыков (развивается контролирующая функция глаза за рукой и формируютсямоторно-двигательные действия пальцев и всей кисти руки (сила, выносливость,плавность, ритмичность и точность,темп выполнения движений, освоение оптимального способа удержания карандаша, силы нажима). Графомоторные упражнения способствуют также развитию пространственных представлений, зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, внимания, памяти, мышления, волевой, мотивационной сферы и соответственно создают предпосылки успешного овладения в дальнейшем учебной деятельностью.
Комплексы упражнений взаимосвязаны и проводятся параллельно.
В основе предлагаемых графомоторных упражнений лежит принцип копирования в различных его вариантах.
Важно все задания проходить не только ведущей, но и другой рукой, т.к. это позволяет гармонично развивать оба полушария головного мозга.
Задания на копирование узоров/рисунков решает одну из важнейших задач психомоторной коррекции – способствуют развитию ловкости, координации движений, что в свою очередь приводит к развитию высших психических функций ребенка.
Используются специфические упражнения, связанные с обведением контуров, графомоторных трафаретов.
Работа организуется поэтапно, постепенно усложняя задания:
·          Восприятие контура/узора: рассматривание, поиск аналогии, на что похож.
·          Обведение узора поочередно пальцем левой и правой руки, двумя руками одновременно.
·          Повторение узора пальцем в воздухепоочередно пальцем левой и правой руки, двумя руками одновременно
·          Обведение узора палочкой/кисточкой на световом песочном столе
·          Рисование узора на песке
·          Копирование рисунков-образцов на больших листах бумаги, которые позволяют проводить длинные линии, требующие долговременной и стабильной нагрузки на важные для письма группы мышц[3]. На первых этапах работы уместно использовать фломастеры: они оставляют четкий, яркий след и не вызывают напряжения руки ребенка при проведении линий разной конфигурации. Цветные мелки позволяют выполнять изображения в цвете. Сочетание в изображении цветных мелков и фломастеров формирует у детей опыт работы с различными материалами с учетом их изобразительных особенностей, закрепляет навыки регуляции силы нажима.Постепенно рисунки и соответственно движения становятся более мелкими.
·          Рисование узоров карандашом на бумаге.


Таким образом, организуя специальную коррекционно-развивающую работу по формированию графомоторного навыка, участники психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возрастас тяжелыми нарушениями речи, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Приложение 1

«Гимнастика для мозга»

(Источник: Зегебарт Г.М., Ильичева О.С. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. – 10-е изд. М.:Генезис, 2019.)
Гимнастика выполняется по утрам, перед образовательной деятельностью.Основное требование- точность выполнения. Воздействие специальных упражненийимеет как немедленный, так и накопительный эффект, способствующий повышению умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Результативность зависит от системности проведения занятий.Задания могут усложняться, увеличиваться в объеме. Перед выполнением комплекса необходимо промаркировать левую руку детей, путающих понятия «лево-право».
Комплекс включает в себя 8 упражнений. Упражнения 3-8 способствуют развитию межполушарного взаимодействия; упражнения 4,5,7 – развитию мышления, упражнения 1-3,5 – развитию памяти.
1.       «Ушки» - самомассаж ушных раковин
2.       «Носики» - самомассаж кончика носа
3.       «Здравствуйте, ушки!» - цикл однородных перекрестных движений рук.
4.       «Ушко-носик» - циклы разнородных перекрестных движений рук
5.       «Зеркальце и полочка» - синхронизация разнородных движений рук с работой глазодвигательных мышц (развитие зрительно-двигательной координации)
6.       «Кулак-ребро-ладонь» - смена однородных позиций рук.
7.       «Солнышко и тучка» - смена разнородных позиций рук.
8.       «Колечки» - манипуляции с пальцами.

Литература.

1.       Зегебарт Г.М., Ильичева О.С. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. – 10-е изд. М.: Генезис, 2019.
2.       Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч.1: Формирование зрительно-предметногогнозиса и зрительно-моторной координации.[Текст]/О.Б. Иншакова.-М.: Владос, 2003. -183с.14.
3.       Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студ. сред. пед. учебн. заведений. /Под ред. Б. П. Пузанова. – М.: 2014.-268c.
4.       Преодоление нарушений письменной речи [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ — Электрон. текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2011.— 160 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19456.

2020