НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Александрова А. А., Иванова В. П., Крылова С. А. Обеспечение информационной безопасности дошкольников

Оригинал материала размещен в выпуске № 2 (40) https://f.almanah.su/40.pdf


Отличительной чертой нашего времени является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы общественной жизни. Интернет стал незаменимым орудием самообразования детей. Но врачи и психологи все чаще говорят о новой болезни современных детей – интернет-зависимости. Тревожные симптомы: ребенок приходит домой и сразу включает компьютер, не выпускает из рук мобильный телефон или планшет, свидетельствуют о том, что нужно немедленно принимать меры. От зависимости нельзя избавиться за один день, поэтому решить проблему поможет только достойная альтернатива. Можно записать ребенка в кружок или секцию, проследить, чтобы ребёнок чаще гулял на улице, а самое главное – уделять ему больше внимания.
Воспитание грамотного и ответственного пользователя Интернета, знакомство детей и родителей с основными правилами безопасного и полезного использования Сети имеют ключевое значение. Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы показать возможности использования и применения этой технологии в получении новых знаний, объяснить ребенку, что компьютер – это не просто машина для игр, но и средство, с помощью которого постигается и узнается новое. Необходимо также обеспечить безопасность физического и психического здоровья ребёнка.
В МБДОУ «Детский сад №136» города Чебоксары ведется планомерная работа по профилактике информационной безопасности детей в следующих направлениях: взаимодействие с родителями по вопросам безопасного пользования, работа с воспитанниками и педагогами дошкольного образовательного учреждения.
В работе с родителями активно используем разнообразные формы взаимодействия. Для выявления, на сколько сами родители воспитанников зависимы от компьютера и интернета, мы проводим анкетирования. С помощью результатов этих анкет выстраивается дальнейшая работа в этом направлении. Широко используем наглядную информацию: стенды, папки-передвижки, буклеты, брошюры «Дети и компьютер», «Компьютер – не забава» и др. Для более результативной работы с родителями систематически организуются совместные мероприятия о влиянии телевидения и компьютерных игр на детей: беседы, родительские собрания, практикумы, круглые столы «Друзья или враги», «Компьютер и ребёнок – плюсы и минусы этого общения» и др. Кроме того, узкие специалисты проводят профилактические консультации «Компьютер в детском саду: спорные вопросы», «О чем не знают родители?», «Ребенок у компьютера», «Компьютер и ребенок: все за и против», «Компьютерные игры для дошкольников».
С целью ознакомления детей с информацией о правилах безопасного поведения в интернет-пространстве и закрепления знаний детей, мы используем такие формы работы с детьми старшего дошкольного возраста, как: образовательную деятельность; познавательные и профилактические беседы, викторины; конкурсы рисунков; знакомство с художественной литературой, чтение сказок («Как мышонок учился безопасному поведению в сети Интернет», «Сказки про золотые правила безопасного Интернета», «Сказка о колобке и Интернете» и т.д.); просмотр познавательных мультфильмов и презентаций.
Третье направление работы включает в себя педагогическое просвещение педагогов и проведение методических мероприятий: семинаров «Формирование информационного иммунитета у детей дошкольного возраста», круглых столов «Проблемы и пути решения формирования информационной культуры у родителей», методических недель по проблеме «Информационная безопасность дошкольников как условие успешной социализации», конкурсов «Лучший проект, составленный взрослыми с воспитанниками «Информационная защищённость дошкольника».
Таким образом, проводимая работа с воспитанниками и родителями возможно полностью не ограждает ребенка от столкновения с различными коммуникационными и вредоносными рисками, но предупреждает и учит справляться с возникающей угрозой и в спорных ситуациях, в первую очередь, обращаться за помощью к взрослым. Очень хочется верить, что наши дети будут защищены, будут соблюдать правила и принимать правильные, обдуманные решения. А Интернет станет для них помощником в получении новых знаний.

Приложение

Информация для родителей по обеспечению безопасности

ребенка в Интернете:

- расскажите ему об опасностях, существующих в сети, и научите правильно выходить из неприятных ситуаций;
- повысьте уровень общей безопасности домашнего компьютера;
- установите внутрисемейные правила пользования Интернетом;
- следите за соотношением времени, которое ребенок проводит в Интернете, и остального свободного времени;
- научите ребенка уважать других пользователей Интернета.

Основную опасность для ребенка в Интернете представляют:

- преступники и злоумышленники – используют преимущества анонимности для завязывания доверительных и дружеских отношений с детьми в социальных сетях, на форумах и по электронной почте;
- вредоносное программное обеспечение (вирусы, «черви», «троянские» программы, которые могут нанести вред компьютеру и хранящимся в нем данным);
- азартные игры (некоторые игровые сайты могут содержать, в т. ч. и азартные игры, связанные с проигрыванием настоящих денег);
- интернет-мошенники – пытаются убедить детей ввести данные кредитных карт родителей или другую персональную информацию;
- раскрытие личных данных (дети публикуют сведения о месте проживания и контактную информацию, что может быть очень опасно).

Литература

Стародубцева, Г.А. Информационная безопасность детей дошкольного возраста как ресурс позитивной социализации: метод. пособие / авт.- сост. Г.А. Стародубцева – Иркутск: Изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2015. – 23 с.
2021