НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Смольникова В. А., Федосеева Н. Д. Игра-путешествие в старшей группе на тему "Россия – наша Родина. Две столицы нашей Родины"

Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (60) https://f.almanah.su/60.pdf


Цель: воспитание патриотических чувств и любви к своей стране у дошкольников.
Программное содержание:
– продолжение знакомства детей с Россией; закрепление знаний детей о том, что наша страна большая, красивая, необъятная;
– знакомство детей с географическим расположением нашей страны, материка, где мы живем, используя карту мира;
– знакомство детей с городом Санкт – Петербург, второй столицей нашей Родины.
– продолжение учения детей самостоятельно и последовательно составлять описательные рассказы о стране, в которой мы живем, используя накопленные знания;
– закрепление знаний детей о государственной символике России (герб, флаг, гимн);
– обогащение словарного запаса у дошкольников по данной теме;
– развитие диалогической речи у дошкольника, умение слушать своих товарищей;
– продолжение воспитания у детей патриотических чувств к Родине;
– продолжение учения детей понятия и объяснения сути пословиц.
Оборудование: карта мира, глобус, иллюстрации с изображением государственных символов России (герб, флаг), гимн России, русская народная музыка «Светит месяц», гербы России, Москвы и Санкт-Петербурга, гербы других стран, флаги других стран, портрет президента, рисунки детей по теме: “Герб моей семьи”,схемы слов.
Словарная работа: существительные: Родина, Отечество, материк, гражданин, герб, флаг; прилагательные: прекрасная, могучая, единственная, необъятная; глаголы: защищать, воспевать, гордиться, тосковать.
Предшествующая работа:
– рассмотреть иллюстрации по заданной теме;
– прочесть художественную литературу о родной стране;
– заучить стихотворение о родной Земле;
– рассмотреть семейные фотографии;
– провести беседы по темам: “Моя Родина”, “Моя семья”, “Мой любимый город”, “Я русский Человек”;

Ход занятия.

Воспитатель – экскурсовод встречает детей:
– Ребята, мы с вами так много говорили о нашей Родине, читали рассказы и стихи о ней, рисовали рисунки о стране, в которой мы живем. И сегодня, я вам предлагаю проверить свои знания, посмотреть, насколько хорошо мы знаем свою Родину, может сегодня, кто-то узнает что-то нового для себя. Вы готовы отправиться в нелегкий путь и проверить свои знания? Итак, вперед. А вот на чём мы с вами будем путешествовать, угадайте сами.
Загадка о транспорте (см. приложение 1)
Правильно! Автобус. Мы с вами будем путешествовать на автобусе, и будем делать остановки на разных станциях. Прежде, чем отправится в путь, нам надо выбрать водителя. (см. приложение 2)
Станция №1 “Наша Родина”
Воспитатель:
Мы живем в огромной прекрасной стране. Это наша Родина. Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна? (Россия)
Один из ребят читает, заранее выученное, стихотворение “Наш дом” (см. приложение 3)
Далее дети  находят территорию России на карте мира. И еще раз уточняют название страны. Воспитатель обращает внимание детей на то, что наша страна очень большая, просит подобрать слова – синонимы к слову большая. В России, очень много лесов, озер, морей и рек. Материк, на котором мы живем самый большой на Земле, и называется он – Евразия.
– Ребята, а как называют людей, которые живут в России?
В каждой стране есть самый главный город – это столица. Скажите, как называется столица нашей Родины? (Дети отвечают) Вот сейчас мы с вами и отправимся в Москву. Садитесь в автобус на свои места.
Дорога в Москву дальняя и пока мы поедем по нашему городу, вспомним, какие достопримечательности вы знаете.
Пальчиковую гимнастику (см. приложение 4)
Пока мы с вами играли, незаметно и время пролетело. И вот мы уже в Москве.
Станция №2 Две столицы.
Воспитатель: Мы говорили, что наша страна очень большая. А кто же управляет такой страной? Как зовут нашего президента?(Дети отвечают) Это очень древний, большой и красивый город. В нём тоже есть много достопримечательностей. Давайте посмотрим на иллюстрации и вспомним самые интересные места в Москве. (Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного). Мы посмотрели иллюстрации достопримечательностей Москвы – столицы нашей Родины.
Дидактическая игра: «Чем похожи»  
Я попрошу, вас отвернутся от доски, а теперь поворачивайтесь. Скажите, что общего между этими городами? (Дети отвечают)
А сейчас прочитаем стихи о Москве и Санкт-Петербурге.
Стихи (см. приложение 5)
Ну, вот мы с вами познакомились с двумя столицами нашей Родины, проходите опять в автобус, мы продолжаем наше путешествие. Пока автобус едет, мы с вами сделаем гимнастику для глаз (см. приложение 6)
Вот мы и приехали на следующую станцию
Станция №3 “Знаки и символы”
Воспитатель: Что за музыка звучит? Узнаёте? Правильно – это гимн нашей Родины – России.
У каждой страны есть три обязательных символа (знака). По ним всегда можно узнать, о какой стране идёт речь. Есть такие символы и у России. Давайте их назовём. Это герб, флаг и гимн
Гимн – главная государственная песня, в которой отражается народная любовь. Гимн исполняют и слушают стоя. Государственный гимн исполняется в особо торжественных случаях.
Обычно музыка гимна – торжественная, эмоционально приподнятая, а слова – величавые.
Автор слов гимна России – знаменитый писатель Сергей Михалков, а музыка А. Александрова. Обычно гимн исполняется при торжественном поднятии и спуске флага, а также в других торжественных случаях. Гимн – является одним из символов нашей Родины.
Следующий символ нашей Родины - герб. 
Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, документах, денежных знаках. Герб является отличительным знаком государства и объединяет людей, \ живущих в одной стране. На гербе всегда старались изобразить что-то очень важное для страны. Каждый символ и цвет на гербе имеет своё значение. Давайте посмотрим, что изображено на нашем гербе: Орёл – это символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Орел – это царь птица, большая сильная. Золотой цвет – это символ солнца. Необъятная Россия расположена и в Европе, и в Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая – на Запад при едином теле – едином правлении. Грудь орла украшена щитом, на котором изображен всадник, сражающийся со змеем (драконом), что показывает на постоянную борьбу добра над злом. Три короны над двуглавым орлом означают единую связь народов. Скипетр и держава в лапах орла – царские религии, которые служат воплощением государственного порядка и верности закону. Давайте посмотрим на эту картинку, что здесь изображено? Правильно это гербы разных стран. Найдите герб нашей страны. Ребенок зачитывает, заранее выученное, стихотворение “Герб России” (см. приложение 7)
Так что же такое Герб? (Дети отвечают)
Это отличительный знак, символ любого города или страны
Итак, мы познакомились с гербами, герб России представляет собой темно – красный щит, на котором изображен двуглавый орел, всадник с копьём, это святой Георгий Победоносец. Он скачет на белом коне, в синем плаще.
Что напоминают эти три цвета? Правильно – флаг России.
Кроме герба у нашей страны есть еще один государственный символ, который также как и герб, отличает нас от других стран.
Это флаг. Как выглядит флаг нашей страны? Вверху – белая полоска, в середине – синяя, внизу – красная полоска. С чем мы сравниваем эти цвета? (Дети отвечают). Ребенок зачитывает, заранее выученное, стихотворение  “Флаг России” (см. приложение 9)
Дидактическая игра: «Узнай наш флаг» Воспитатель показывает детям флаги других стран, на которых есть такие же цвета, как на нашем флаге, например: Чехия, Югославия, Словения, Хорватия.
Воспитатель предлагает детям вспомнить еще одну отличительную особенность России от других стран.
Это русские – народные танцы. Все дружно вспоминаем русские – народные движения. Затем, детям предлагается под музыку станцевать русский – народный танец (можно взять танец, который дети разучивали на музыкальных занятиях). Ну вот мы и вспомнили ещё одну отличительную особенность России. Я приглашаю вас опять занять места в экскурсионном автобусе. Мы проследуем на следующую станцию «Моя семья».
Станция №4 “Моя семья”.
Воспитатель: – эта станция называется – семейная (обращает внимание детей на иллюстрации членов семьи). Как одним словом можно назвать всех, кого мы видим на иллюстрациях? Какими еще словами можно назвать членов одной семьи? Как вы думаете, в нашем городе живет много семей? Как можно назвать человека, который родился и живет в Новокубанске? (Дети отвечают).
Мы сегодня с вами говорили, что страны и города имеют свои отличительные знаки – гербы. Но герб может быть и у семьи. Семья – это тоже маленькое, дружное государство, у которого есть свои интересы, законы, традиции, занятия.
Станция №5 “Финишная”
Воспитатель:
– Наш маршрут закончился. В заключении, я предлагаю вам немного поиграть и заодно проверить, что вы сегодня запомнили из нашего нелегкого маршрута. Предлагаю вам ответить на следующие вопросы:
1.   Как называется страна, в которой мы с вами живем?
2.   Как называется наш город?
3.   На какой улице ты живешь?
4.   Что изображено на российском гербе?
5.   Как называет людей, которые живут в СПб? В Москве?
6.   Какие цвета присутствуют на Российском флаге?
7.   На каком материке мы живем?
8.   Зачем стране нужен флаг?
9.   Кто управляет нашей страной?
10.                       Назови столицу нашего государства?
11.                       Объясни пословицу “Всякому мила своя сторона”, “Родная сторона мать, а чужая-мачеха”.
Завершает занятие стихотворением “Моя Родина” (см. приложение 10)
Воспитатель вручает детям небольшие сувениры (шоколад с видами Санкт-Петербурга) и благодарит за интересное путешествие.


Приложение 1.

По дороге едет дом
Окна светлые кругом
Носит обувь из резины
И питается бензином.

Приложение 2.

Давайте посчитаемся:
Шёл барашек по тропинке
И нашёл он жёлудь свинке
1 2 3 4 5 начинаем мы играть.
Продавал он всем орешки
Кому два, кому три
Дирижёром будешь ты.

Приложение 3.

На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь.
И даже улицы родной
Ты не найдешь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдем
Свою страну, наш общий дом.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём.
И берёзки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идём
Что мы Родиной зовём.
Всё, что в сердце бережём.

Приложение 4.

Люблю по городу гулять.
Люблю смотреть, люблю считать:
Невский – раз, Зимний – два.
Три – красавица Нева.
А четыре – мост Дворцовый,
Пять – гуляю по Садовой.
Шесть – к Исаакию схожу,
И на купол погляжу.
Семь - конечно. Летний сад.
Как красив его наряд.
Восемь - крепость у Невы,
Были там, наверно, мы.
Девять – повстречался мне
Медный всадник на коне.
Десять – из-за поворота
Вижу – Нарвские ворота.

Приложение 5.

Москва – это Красная площадь.
Москва – это башни Кремля.
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя.
Он – царя Петра творенье,
Город славы, город – сад
Кораблей заморских флаги,
Вдоль Невы дворцов парад.

Приложение 6.

Раз – налево, два - направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше.
Убедитесь вы сейчас!

Приложение 7

У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу смог
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный.

Приложение 8.

Петербуржский герб красивый,
Скипетр и якоря,
Красный щит и эти символы
Обозначены не зря.

Люблю тебя Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид.
Невы державное теченье и береговой ее гранит.
Твоих оград узор чугунный, твоих задумчивых ночей…

Приложение 9

Белый цвет-березка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.

Приложение 10

Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой, мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
2022