НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Королева Е.В., Покасова Т.С. Современные образовательные технологии в образовательном процессе дошкольной организации

Оригинaл материала размещен в выпуске № 04 (06) https://f.almanah.su/06.pdf


Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет, что дошкольное образование является первой ступенью общего образования. Приоритетным направлением ФГОС ДО является развитие потенциала личности ребенка. Таким образом, проблема эффективной всесторонней подготовки детей к школе на современном этапе приобрела особую актуальность в связи с модернизацией образования. Это побуждает к поиску новых инновационных подходов, разработке новых моделей, форм и методов обучения дошкольников. Многие методические инновации связаны сегодня с применением технологий в обучении и воспитании детей. В рамках профессионального стандарта педагога воспитатель дошкольного образования должен владеть новейшими технологиями в области обучения и воспитания детей.
Творческой группой педагогов детского сада № 119 «Волжаночка» была разработана и адаптирована применительно к детям старшего дошкольного возраста технология речевого развития на основе метода Синквейн. Почему свой выбор мы остановили именно на этой технологии? Синквейн – с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. В педагогических и образовательных целях, может использоваться как результативный метод развития образной речи, интеллектуальных и аналитических способностей (развитие личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное).
Приоритетное направление нашего детского сада речевое. Образовательная область «Речевое развитие» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена, как самостоятельная. Она включает в себя развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи, обогащение активного словаря дошкольников. Для того чтобы наиболее полно и точно выразить свою мысль ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Работа над созданием нерифмованного стихотворения Синквейна - один из эффективных методов обогащения лексического запаса дошкольников, позволяющий быстро получить результат.
Нами был разработан алгоритм составления синквейна:













·          первая строка – одно слово сама тема (заголовок), обычно это явление или предмет, о котором идет речь. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: кто? что?
·          вторая строка – два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?
·          третья строка – три слова, которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос: что делает? что делают?)
·          четвертая строка - ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Иногда это может быть пословица, поговорка, фраза, показывающая отношение к теме. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов.
·          пятая строка – содержит в себе одно слово или словосочетание. Ассоциация, отражающая суть предмета или явления, о котором говориться в синквейне. Обычно как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: кто? что?
Использование данной технологии предполагает индивидуальную работу, работу в парах и малых группах. Для повышения работы в малой группе (тройке, паре) были разработаны правила взаимодействия.
Сущность технологии речевого развития на основе метода синквейн, как и любой другой технологии, заключается в четком следовании определенным ее этапам. Была составлена технологическая карта, где четко определены деятельность воспитателя и деятельность ребенка на каждом из шести этапов.
I этап - мотивационный. В ходе этого этапа педагог мотивирует детей к совместной деятельности, создает игровую или проблемную ситуацию для постановки цели. В свою очередь дети осознают поставленную цель и принимают предложенную ситуацию, договариваются о выполнении задания. Например, - Ребята, я вам предлагаю продолжить работу над нашей книгой «Спортивные синквейны». О чем будет наш следующий синквейн вы узнаете, отгадав загадку (читает загадку). Да, вам предстоит составить синквейн о зарядке.
II этап - актуализация знаний. Педагог побуждает детей к активизации необходимых знаний, которые станут базовыми при составлении синквейна. Дети активизируют свои знания в ходе выполнения заданий.
III этап - организационный. Педагог помогает детям распределиться на малые группы (пары, тройки по желанию и интересам, в зависимости от поставленной цели), уточняет правила и нормы сотрудничества, алгоритм составления синквейна. Дети в свою очередь распределяются на малые группы (пары, тройки), осознают алгоритм технологии и правила взаимодействия в малых группах.
IV этап - деятельностный. В ходе этого этапа, создавая специальные ситуации, педагог активизирует деятельность детей, побуждает к конструктивному взаимообщению. Дети же, заняты обсуждением проблемной ситуации и выбором наиболее точных определений. Педагог косвенно управляет процессом достижения цели (поддерживает мотивацию, хвалит детей). Дети достигают цели.
V этап – аналитический (рефлексивный). Педагог помогает соотнести результаты деятельности с поставленными задачами, обобщить результаты и сформулировать выводы. Дети соотносят полученные результаты с поставленными задачами, совместно анализируют, делают выводы. Педагог организует рефлексию, дает общую оценку деятельности детей в малых группах (парах, тройках). Дети проводят рефлексию и самооценку, также анализируют деятельность своих товарищей.
VI этап – практическое применение.
Педагог организует размещение результатов (синквейна) в уголке «Мудрости» (энциклопедии синквейнов, книге, копилке, выставке). Дети участвуют в размещении в уголке «Мудрости» (энциклопедии синквейнов, книге, копилке, выставке) результатов (синквейна).
Следуя по данной технологической карте, воспитатель организует детскую деятельность таким образом, что ребенок сам является автором синквейна.
Как показала практика, разработанная творческой группой нашего детского сада технология речевого развития на основе метода Синквейн позволяет детям научиться работать в малых группах, выдвигать и аргументировать свой выбор. У детей есть возможность для свободного творчества, развития умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
4. Гин А. Приемы педагогической техники. – М.:Вита-Пресс, 2003
5. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников: Журнал Логопед, №5 (2005).
6. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Литература. Журнал Первое сентября, №4 (2006).
metod119@pdlada.ru, 8 (927) - 776-75-06
2018