Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf
Во ФГОС ДО образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» предопределено приоритетное направление. Это обусловлено тем, что развитие коммуникативных умений и социальных навыков дошкольников является одной из стратегически важных задач современной педагогики, которая направленна на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и овладение детьми конструктивными способами и взаимодействиями с окружающими людьми через приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
В нынешнее время отмечается некоторое снижение уровня коммуникативного умения у дошкольника старшего возраста. И как следствие, ребенок не умеет договориться со сверстником, не может обратиться к другому человеку, поддержать и развить установившийся контакт, не способен выстроить стратегию игры. Проблемы дошкольного детства вызываются и осложняются так же неспособностью, нежеланием и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.
Современные дети много времени проводят перед телевизором, планшетом, смартфоном или ноутбуком; увлечены развивающими играми или Лего-конструированием, не уделяя при этом внимания игре с ровесником. Развитие игровой деятельности задерживается и носит сюжетно-отобразительный характер, свойственный игре детей более раннего возраста. Собственно игра старшего дошкольника со сверстником не достигает высокого уровня – сюжетно-ролевой игры, не отображает те или иные социальные образы или роли.
Одним из эффективных средств развития коммуникативных умений и социальных навыков может являться сюжетно-ролевая игра, в которой дети вступают в непосредственное общение со взрослым и сверстниками. Сюжетно-ролевая игра – разнообразна и богата по сюжету, характеру ролевых взаимоотношений и обобщенности отображаемых событий; наиболее значима для социального развития и становления ребенка.
Но сюжетно-ролевая игра не возникает внезапно, сама по себе, ни на чем не основываясь. Для дошкольника необходима руководящая и направленная помощь педагога в организации её и проведении. Чуткое и внимательное психолого-педагогическое воздействие облегчит ребенку становление и развитие игры с социальным содержанием, а значит и дальнейшее познание социального мира и способов поведения, и нахождения в нем.
На наш взгляд, одним из немаловажных условий для развития коммуникативных умений и социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры в условиях ДОО является формирование представлений о многообразии профессий у старшего дошкольника.
Для развития коммуникативных умений и социальных навыков у старшего дошкольника сюжетно-ролевой игрой в процессе реализации образовательной деятельности необходимо решение следующих основных задач:
1. Развивать навыки взаимодействия и конструктивного общения (слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию).
2. С помощью сюжетно-ролевых игр обогащать социальный опыт и коммуникативные умения в соответствии возрастом детей.
3. Формировать представления о многообразии профессий у старшего дошкольника.
4. Создать предметно-развивающую среду в группе по направлению деятельности.
5. Обеспечить взаимосвязь сюжетно-ролевой игры с другими видами детской деятельности в едином педагогическом процессе.
6. Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевой игре; потребность заниматься ею в самостоятельной деятельности.
7. Расширять систему взаимодействия с родителями воспитанников, направленную на развитие коммуникативных умений и социальных навыков.
Изучение многообразия мира профессий через сюжетно-ролевую игру способствует развитию коммуникативных умений, формированию социальных навыков, накоплению социального опыта у старших дошкольников и реализацию его как через игру, которая во ФГОС выступает не как развлечение, а как особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности, как форма социализации ребёнка, так и через непосредственное общение как со сверстником, так и со взрослым. Главный показатель – личностный рост отдельно взятого ребенка, его коммуникативных умений, сформированность социальных навыков, превращение группы детей в единый коллектив, способный к эффективному сотрудничеству для достижения максимального результата в совместной деятельности.
Библиографический список
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении ФГОС ДО": (с изменениями и дополнениями СистемаГАРАНТ)[Электронныйресурс]:URL:http://base.garant.ru/70512244/#ixzz5w2rYjXw8 (дата обращения: 08.08.2019).Мастер – класс для воспитателей ДОУ по теме: «Реализация образовательной области «Социализация» в старшем дошкольном возрасте, с использованием социо – игровой технологии»):[Электронный ресурс]:URL: https://pandia.ru/text/78/141/92021.php (дата обращения: 08.08.2019).
Краснощёкова Н. В. «Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста». Феникс, 2016. 205с.