Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Тихонова И.А. Использование пословиц на уроках природоведения в специальной коррекционной общеобразовательной школе

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf


Привлечение пословиц к изучению природоведения в специальной коррекционной школе обогащает учебный процесс. Благодаря умело включённым в ход урока пословицам природные явления представляются более наглядно и образно, кроме того, углубляется восприятие изучаемого материала, что так немаловажно при обучении ребёнка с интеллектуальными нарушениями. А так же повышается их интерес к изучению природоведения. Яркие по форме, лаконичные пословицы легко запоминаются, способствуют усвоению содержания учебного предмета. Пословицы учат подмечать закономерности в природных явлениях, содействуют развитию наблюдательности у обучающихся с нарушениями в интеллектуальном развитии.
Использование пословиц целесообразно, если их содержание связано с конкретными темами природоведения. Важно, чтобы пословицы были доступны для понимания, имели яркую форму и расширяли кругозор обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Приёмы использования пословиц на уроках могут быть разнообразны. Некоторые пословицы применяют для иллюстрации природных явлений, другие – с целью объяснить их смысл, третьи – надо соотнести житейский смысл и подмеченную природную закономерность. Пословицы – народные приметы погоды целесообразно привлекать при работе с календарём природы. При этом интересно сравнить содержание пословицы с наблюдениями обучающихся. Существуют пословицы-загадки, разгадывание которых всегда вызывает интерес.
К пословицам можно обращаться на разных этапах урока: при объяснении нового материала, при его закреплении, во время беседы и опроса.
Проиллюстрируем сказанное примерами.
На уроке по теме «Времена года» можно подготовить карточки с пословицами о разных временах года и раздать их обучающимся. К каждой пословице подобрать выразительную картинку. При разговоре о временах года предложить обучающимся выбрать подходящую пословицу. Например:
«Готовь сено, пока солнце сияет»,
«Много снега – много хлеба» много воды – много травы»,
«Холоден сентябрь, да сыт»,
«Весенние ветры приносят летние дожди»,
«От грома и в воде не уйдёшь».
Рекомендуется не только ознакомить школьников с этими пословицами, но и раскрыть их смысл.
На уроке по теме «Сезонные изменения в природе» можно использовать следующие пословицы:
«Когда дождь, тогда и прохлада»,
«Весной дождь парит, осенью мочит»,
«В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина».
В течение учебного года при работе с календарём природы полезно использовать пословицы – народные приметы погоды. Например:
«Обильная роса – к хорошей погоде»,
«Осенний иней – к сухой и солнечной погоде»,
Туман утром стелется по воде – к хорошей погоде»,
«Мало звёзд на небе – к ненастью»,
«Кольцо вокруг солнца – к ненастью»,
«Дождь в засуху – золотой дождь»,
«Солнце красно заходит – к ветру».
С помощью таких пословиц можно объяснить приметы, сулящие хорошую погоду. Облака, подобно одежде, в ночное время предохраняют землю от переохлаждения. При отсутствии облаков ночью земля охлаждается сильнее, чем в пасмурную погоду. Это вызывает выпадение росы и инея, появление тумана. «Погодную» примету, связанную с видимостью звёзд на небе и предвещающую ненастье, обучающимся самостоятельно понять нетрудно. С ухудшением погоды увеличивается облачность, слабые звёзды становятся невидимыми, поэтому их на небе мало.
Активизирует познавательную деятельность обучающихся работа с пословицами-загадками. Их так же можно использовать в течение года при работе с календарём природы. Например:
«Что стучит без рук» (Гром.)
«На землю падает, от земли не отлетает» (Дождь.)
«Мостится мосток без досок, без топора, без клина» (Лёд.)
«Вечером наземь слетает, ночью на земле пребывает, утром опять улетает» (Роса.)
«Чего в избе не видно» (Тепла.)
Активное использование пословиц на уроке природоведения позволит обучающимся с интеллектуальными нарушениями лучше усвоить программный материал, приобщит их к культуре, будет способствовать развитию их наблюдательности и стремлению самостоятельно объяснить природные явления.

Библиографический список

1.       Аникин, В. Волшебный короб: Старинные русские пословицы, поговорки, загадки / В. Аникин. - М.: Детская литература, 2014. - 552 c.
2.       Волков, С.В. Большой толковый уникальный иллюстрированный словарь для детей. Фразеологизмы. Пословицы и поговорки. Афоризмы и крылатые слова / С.В. Волков. - М.: Восточная книга (Восток-Запад, Муравей), 2014. - 297 c.
3.       Мищенкова, Л.В. Любо знать. Загадки, пословицы, фразеологизмы. Жемчужины русской речи. Пословицы и поговорки. 3 класс. Методическое пособие. ФГОС / Л.В. Мищенкова. - М.: Росткнига, 2015. - 101 c.
4.       Фокина, А.С. Мой первый словарь русского языка. Пословицы и поговорки 1-4 классы / А.С. Фокина. - М.: АСТ, 2015. - 687 c.
2019