НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Артёмова Я. А., Гиценко Т. В., Лаврова С. Н., Гаврисенко И. М. Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребенка

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


Воспитание ребенка в семье начинается, прежде всего, с той постоянной нравственно-культурной атмосферы, которая сложилась в нашем доме. С тех добрых (или, к сожалению, недобрых) отношений, которые существуют между членами семьи. Чтобы добиться постоянного ровно-доброжелательного, приветливо-вежливого, терпимого духа в нашей семье, каждый папа, каждая мама должны быть людьми высокой культуры. Невозможно воспитать мужественного, благородного, честного, умеющего постоять за себя сына, если перед глазами не будет достойного папы, дедушки или старшего брата. И в тоже время под надзором ленивой, несобранной, неаккуратной неумехи – мамы, едва ли вырастет аккуратная и трудолюбивая рукодельница-дочь.
Уже в 3-4 года мальчики девочка прекрасно замечают: всегда ли папа помогает снять пальто, пришедшей в дом бабушке, как тщательно мама проводит в порядок детскую комнату. Малыш видит то, как торопиться по вечерам мама, стараясь приготовить ужин, постирать, погладить.… И как папа в это же время читает газету или "болеет" перед телевизором.… И десятки других, давно-давно привычных нам и поэтому не замечаемых нами мелких домашних событий наш маленький ребенок каждодневно, каждочасно наматывает себе на ус, вбирает своей цепкой памятью. И таким образом, сам того не сознавая, воспитывается – учится на постоянных наших взрослых примерах, на нашей взрослой жизни.
Вольными и невольными воспитателями маленького ребенка являются все взрослые люди. С которыми ему приходиться общаться в раннем детстве, однако, естественно, что сильнее влияют на его привычки и только, что закладывающийся характер наиболее близкие ему люди - члены его семьи. Те, кто уделяет малышу наибольшее внимание, ласку. И в этом случае огромное счастье для детей, особенно для мальчика, когда один из этих близких, любящих его людей – отец.
Быть папой дело серьезное и чрезвычайно ответственное. Отец не имеет права перекладывать все проблемы воспитания на материнские плечи, обедняя, таким образом, и собственную душу и душу своего ребенка. Для ребенка, особенно в раннем детстве, отец – идеал мужества. Именно папа своим поведением, добрым, внимательным отношением к жене и матери первый должен пробудить в маленьком мальчике чувство ответственности перед любимыми женщинами, желание их защищать, помогать им. Поведение маленького сына – чаще всего зеркальное отражение отцовского поведения. Вот поэтому нашим папам совершенно необходимо быть честными, благородными и вежливыми людьми. Они не имеют права забывать того, что они – сильная половина рода человеческого.
Умный отец разумно пользуется своим авторитетом у ребенка. Уважая окружающих его людей, он с уважением относится к сыну или дочке. Никогда не оскорбит его человеческое достоинство. Не повысит на них голоса в присутствии посторонних. Очередной окрик или какое – либо другое грубое наказание, лишь ожесточает малыша, укрепляет в нем обиду, недоверие и неуважение к взрослому, даже если это отец или мать. Влияние папы на дочь тоже достаточно велико. Умный, серьезный, добрый умелый папа долгие годы, всю жизнь остается для дочки образцом мужского поведения. И все-таки роль матери в воспитании дочки беспредельно велика. Так как наши девочки в своих привычках, привязанностях, вкусах, в своем отношении к дому и семье, к близким, прежде всего, ровняются на собственную мать. Вот почему в семье, где воспитывается дочь, мама должна быть человеком чрезвычайно требовательным к себе: вежливой, сдержанной, аккуратной, опрятной, женственной. Именно мама должна терпеливо и умело учить маленькую дочку к обязанностям по дому. Родительские требования должны быть разумными, понятными и выполнимыми для ребенка. Любое наше действие, любой наш родительский поступок должен иметь глубокую воспитательскую направленность. Мы не имеем права никогда, ни на одну минуту терять чувства своей родительской ответственности перед детьми.
Достойны глубокого уважения те из родителей, которые бережно относятся к природе, доброжелательно к окружающим их людям, с любовью и вниманием к своим близким, Это значит, их дети впитывают в себя данные качества. Воспитывая наших мальчиков и девочек, мы не должны забывать о наших верных помощниках – о литературе и искусстве. Нужно чаще читать вместе с малышом книги и стараться обговорить, обсудить вместе с ним содержание, дать оценку поступкам героев. Тогда поведение любимого положительного героя очень скоро станет мерилом "правильного", хорошего" поведения. Он постарается подражать своему книжному любимцу. Таким же уроком вежливости и общей культуры для малыша станет любой просмотренный фильм или детский спектакль.
В повседневной, обычной нашей жизни каждому встречается возможность для воспитания ребенка. Нужно только научиться видеть эти возможности и пользоваться ими. А главное, уважаемые папы, мамы, бабушки и дедушки, конечно же, никогда не забывать, что основной пример для детского подражания – это мы сами.

Список использованной литературы

1.      Аверина Н.Г. О духовно – нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Начальная школа. – 2005. – №11.
2.      Власова Т.И. Воспитание духовности личности / Т.И. Власова // Известия Юж. отделения РАО. – Ростов н/Д. – 2000. – Вып.2. – С. 25-35.
3.      Духовно-нравственное воспитание. От теории к практике / А.Б. Мазуров, И.М. Ильичева, С.А. Коптюбенко, С.С. Лыкин; М-во образования и науки Рос. Федерации, М-во образования Моск. обл., Моск. гос. обл. социал. – гуманитар. ин-т. – Коломна: МГОСГИ, 2011. – 239 с.
4.      Ефименкова С.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности старших дошкольников в процессе изучения курса "Основы православной культуры": Метод. рекомендации. – Курск: Изд-во МУП "Курская городская типография", 2004. – С. 29. – 1,3 п.л.
2021