Актуальные вопросы дошкольного образования

Шустова Л.А. Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя средней группы)

Библиографическое описание:
Шустова Л.А. Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя средней группы) // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/78-2.pdf.

Детский возраст - время интенсивного формирования роста тела, развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей человека. Родители заинтересованы в том, чтобы их дети выросли здоровыми, закаленными, сильными. Мы должны привить детям привычку к здоровому образу жизни и спорту, обучить их доступным двигательным умениям, сформировать целостное понимание здорового образа жизни, воспитать здорового ребенка.

Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Формирование здорового образа жизни дошкольников – главная основная, жизненно важная привычка. Она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в решении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни используя различные формы работы, в том числе систему здоровьесберегающих технологий.

Здоровьеформирующие технологии - это:

-организованная совокупность приемов, программ, методов организации процесса образования, которая не причиняет ущерба здоровью детей;

-качественная характеристика педтехнологий по критерию их действия на здоровье участников педпроцесса;

-технологическая база здоровьеформирующий педагогики.

Цель здоровьеформирующей технологии - предоставить каждому дошкольнику высокий уровень здоровья, дав ему необходимый багаж умений, знаний, навыков, которые нужны для здорового образа жизни, заложив в нем культуру здоровья.

Задачи здоровьеформирующих технологий:

-Объединить усилия родителей и педагогического коллектива для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, профилактики нарушений осанки и плоскостопия;

-Обучить воспитанников безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в городе и в природных условиях;

-Осуществить преемственность между ДОУ и школой посредством физкультурно-оздоровительной работы.

Здоровьесберегающая технология - это совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов, система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение и укрепление здоровья школьника на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека. Знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

-медико-профилактические;

-физкультурно-оздоровительные;

-технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

-здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

-валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное, неосложненное развитие.

Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии, используемые мною в работе с детьми, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре, использование развивающих форм оздоровительной работы. Для этого необходимы: профилактика болезней, укрепление здоровья, комплекс эффективных лечебно-профилактических мер на протяжении всего дошкольного возраста.

На протяжении всего периода нахождения дошкольников в детском саду использую такие здоровьесберегающие образовательные технологии, как:

-динамические паузы – проводятся во время занятий, 2-5 минут, по мере утомляемости детей; рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления;

-подвижные и спортивные игры – используются как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате ежедневно для всех возрастных групп; игры подбираются в соответствии с возрастом детей;

-релаксация – организуется в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей; можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы;

-гимнастика пальчиковая – делается с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно; проводится в любое удобное время;

-гимнастика для глаз – используется ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста;

-гимнастика дыхательная – входит в разные формы физкультурно-оздоровительной работы;

-динамическая гимнастика – проводится ежедневно после дневного сна по 5-10 минут;

-гимнастика корригирующая – организуется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы;

-физкультурные занятия – проводятся 2-3 раза в неделю в спортивном зале;

-проблемно-игровые занятия – проводятся в свободное время, можно во второй половине дня;

-коммуникативные игры – организуются 1-2 раза в неделю со старшего возраста; в них входят беседы, игры разной степени подвижности, занятия рисованием.

Здоровьеформирующие технологии в детском саду, я использую каждый день в режимных моментах и они делятся на 4 группы:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников.

-Динамические паузы использую в процессе занятий и снятия напряжения у детей (физкультминутки, включающие пальчиковую, дыхательную, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз, релаксация, стретчинги, ритмопластика, игротренинги, игротерапия, коррекционные упражнения для формирования осанки);

-Спортивные и подвижные игры.

2. Технологии обучения ЗОЖ.

-Физкультурные занятия;

-Здоровый сон, гимнастика после сна;

-Точечный массаж для ног, хождение по массажному коврику.

-Спортивные праздники, досуги, развлечения;

-День здоровья, проекты.

3. Технологии музыкального воздействия, я использую для релаксации.

-Музыкотерапия;

-Сказкотерапия.

4. Технология коррекции поведения.

-В моей оборудован "Центр здоровья". В находиться традиционные пособия (массажеры, массажные коврики, спортивный инвентарь), а также нестандартное оборудование, изготовленное своими руками.

Дополнительно использую методы закаливания:

-Умывание водой после дневного сна;

-Полоскание рта и полоскание горла:

-Хождение босиком по ребристой дорожке может проводиться на физкультурных занятия и после дневного сна, ортопедическая гимнастика.

В здоровый образ жизни входит адекватная физическая активность, личная гигиена, рациональное питание, здоровый психологический климат в семье, школе, до, внимательное отношение к личному здоровью, отсутствие вредных привычек.

Таким образом, здоровьеформирующие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Применение в работе здоровьеформирующих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса.
2024-03-06 10:27 2024