НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Гладких Н.М. Активизация познавательной деятельности школьников на уроках географии

Библиографическое описание:

Гладких Н.М. Активизация познавательной деятельности школьников на уроках географии // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf

Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики.

География сама по себе содержит много интересного, увлекательного и занимательного. На своих уроках для активизации познавательной деятельности учащихся стремлюсь, чтобы не только географическая информация была интересной, но и сам процесс ее получения. Поэтому широко применяю в обучении поисково-исследовательский метод. В курсе географии материков и океанов при изучении темы «Африка» стремлюсь заложить фундамент поисково-исследовательской работы учащихся: учу их работать с атласом, эффективно использовать метод наложения карт, таким образом, получая из них максимум географической информации.

В дальнейшем при изучении других материков, учащиеся, применяя поисково-исследовательский метод самостоятельно добывают знания, используя картографический материал, текст, учебники, статистические данные.

В курсе физической географии России при изучении темы «Восточно-Европейская равнина» строю поисковую работу следующим образом. Учащиеся, работая с физической, тектонической и геологической картами, получив необходимую информацию, заполняют таблицу, сделав вывод о соответствии геологической структуры и полезных ископаемых, при изучении темы «Минеральные ресурсы» делают вывод о закономерности размещения полезных ископаемых, связи между полезными ископаемыми, тектоническим строением и рельефом.

В старших классах поисково-исследовательская работа также остается основной формой учебной деятельности. Однако, учитывая, что объем изучаемого в 9 -11 классах материала очень большой, считаю целесообразным переход на зачетную систему, в которой усиливается роль самостоятельной работы учащихся. Большую помощь учащимся оказывают групповые формы работы. Коллективная деятельность учащихся позволяет наладить обмен знаниями, повысить активность ребят, раскрыть их возможности, которые не смогли бы проявиться в индивидуальной работе.

Для активизации познавательной деятельности учащихся 9-11 классов часто на уроках создаю проблемные ситуации. Например, при изучении темы «Природный комплекс» перед ребятами ставится вопрос: какие изменения претерпят природные компоненты, если произойдет нарушение одного из них? При изучении темы «Особенности развития хозяйства России» учащиеся сравнивают преимущества и недостатки рыночной и командной системы в экономике России, предлагают пути развития экономики в ближайшее будущее. При изучении темы «Проблемы агропромышленного комплекса и пути их решения» перед учащимися ставится несколько проблемных вопросов: что вы думаете по поводу продажи и покупки земли в частную собственность? Почему так мал процент производства сельскохозяйственной продукции фермерами России? Что бы вы предприняли по производству экологически чистой сельскохозяйственной продукции? Учащиеся с удовольствием составляют свои бизнес-планы и презентуют их перед ученической аудиторией.

В ходе решения проблемной ситуации можно предложить учащимся самостоятельно систематизировать материал и составить таблицу, рисунок – конспект, опорную схему. Опыт работы показывает, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учеников.

Всем педагогам известно, что наша цель – дойти до каждого ученика, знать, чем он живет, чем дышит. Поэтому стараюсь, чтобы на уроках географии все были вовлечены в процесс познания, не было скуки и безразличия. Стремлюсь сделать каждый урок не только содержательным, но интересным и увлекательным. Для этих целей часто использую на уроках занимательный материал: загадки, ребусы, кроссворды. Для составления и решения кроссвордов учащиеся используют карты, книги, справочную литературу. При этом они учатся четко, грамотно и лаконично ставить вопросы, что развивает грамотную речь. Считаю, что активизировать познавательную деятельность помогают поэзия, поэтому очень часто свои уроки начинаю с прочтения стихотворения. Стихи способны задавать тон и ритм выбранной темы.

Регулярное использование на уроках географии разнообразных способов и приемов, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет географический кругозор школьников, повышает качество географической подготовки, позволяет учащимся более уверенно ориентироваться в закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать географические знания на практике в повседневной жизни.

Активизировать познавательную деятельность учащихся позволяют и занятия во внеурочное время (подготовка к олимпиадам, конференциям, подготовка внеклассных мероприятий). Именно такие занятия позволяют учащимся углубить свои знания по предмету, дополнительно потренироваться в их творческом применении. Задания, используемые во внеурочной работе, направлены не только на развитие географических способностей, навыков, но и на развитие внимания, памяти, эрудиции, кругозора и познавательных способностей учащихся.

Список использованной литературы:1. Баринова И.И. Современный урок географии [Текст]: методические разработки уроков / И.И. Баринова. – М.: Школьная пресса, 2012. – 128 с.

2. Бахчиева О.А. Начальный курс географии. 6 класс [Текст]: методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюевой «Начальный курс географии. 6 класс» / О.А. Бахчиева. – М.: Дрофа, 2004. – 192 с.

3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько. – М., 2011. – 187 с.

4. Дубанов И.С. Игры на уроках географии [Текст] / И.С. Дубанов. – Чебоксары: Клио, 1999. – 89 с.

5. Зотова А.М. Учебные игры на уроках и их роль в развитии личности учащихся [Текст] А.М. Зотова // География в школе. – 2004. - № 3. – С. 46-49.

6. Зубанова, С. Г., Щербакова. Ю. В. – М.: Глобус, 2009. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-8 классы

7. Косолапова Л.В., Косолапов А.Б. Занимательная география [Текст] / Л.В. Косолапова, А.Б. Косолапов // География в школе. – 2004. - № 3. – С. 55-56.

8. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс [Текст] / Н.А. Никитина. – М.: ВАКО, 2015. – 288 с.
2023