НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Котова Е.А., Деркунская И.В. Организация «говорящей» предметно-развивающей образовательной среды как средство поддержки инициативы и самостоятельности ребенка

Библиографическое описание:

Котова Е.А., Деркунская И.В. Организация «говорящей» предметно-развивающей образовательной среды как средство поддержки инициативы и самостоятельности ребенка // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/69-1.pdf.

Организация предметно – развивающей образовательной среды всегда имела огромную значимость для воспитания, развития детей дошкольного возраста. Каждый педагог старался максимально оснастить ее всевозможными дидактическими пособиями, иллюстрациями, схемами, уютно оформив все образовательное пространство своими руками.

Но последнее время мы с вами все чаще слышим о «говорящей» предметно – пространственной образовательной среде. Чтобы понять ее суть, стоит лишь еще раз вспомнить ФГОС ДО, который, говорит о самоценности и уникальности детского возраста, его неповторимости. Именно ребенок является организатором своего пространства.

«Говорящая среда» - прежде всего технология организации образовательного пространства в детском саду, где слышен «голос ребёнка», его интересы, пожелания, а его предложения и инициативы поддерживаются.

Говорящая среда – прежде всего место, где ребенок может высказать свое мнение, свои интересы, свои пожелания в произвольной форме.

Мы начали изучение книги Ю.В. Илюхиной «Говорящий дом» или как смоделировать пространство для жизни в группе детского сада?». Что же мы узнали нового? - спросите вы. Прежде всего, он дает возможность ребенку ощутить и увидеть себя в «своем» пространстве, проявить активность, инициативность, автономность, понять собственную значимость.

Для ребенка такая среда «говорит» ему о том, что:

ü Ты здесь очень важен!

ü Твои задумки очень ценны!

ü Твое мнение много значит!

ü Это твое место!

ü Мы гордимся твоими достижениями!

ü Здесь много интересного для тебя!

ü Попробуй! Тебе понравится!

ü Ты точно справишься!

ü Не тревожься! Тебе будет понятен твой день!

ü Посмотри: так играть тебе будет удобнее!

Именно сконцентрировавшись на идее поддержания инициативы, самостоятельности, неповторимости интересов детей нами изначально была создана «Информационная башня». Ребята нашей группы активно принимали участие в ее создании: расставляли коробки, делая башню, тонировали бумагу для фона, вырезали, раскрашивали карточки.

Тематика наполнения данного центра очень разнообразна. На верхнем ярусе башни располагаются «Карточки желаний» (которые ребята тоже сделали самостоятельно). Вначале дня, во время утреннего круга, ребенок может выбрать деятельность, которой хочет заняться, разместив рядом свою фотографию.

Также с целью формирования представлений и расширения кругозора детей на верхней части башни располагаются материалы по теме недели. Здесь ребята могут найти иллюстрации, раскраски, различные задания, игры.

Очень важно услышать каждого ребенка. Именно поэтому на нашей информационной башне проводятся опросы, в ходе которых, ребята высказывают свое мнение, пожелания, либо отвечают на разные вопросы.

Например, «Какое домашнее животное у тебя живет?».

На втором ярусе расположены работы наших ребят, которые отражают либо тему недели, либо интересы и их воплощение в творчестве детей, продукты их непосредственной деятельности.

Как уже говорилось ранее, наполнение данного центра может быть очень многообразно. Так же мы включили в него освоение детьми сезонных изменений в природе. В соответствии со временем года дети могут самостоятельно менять накладные детали на коробке. Т.е. весна, например, ассоциируется у детей с пробуждением природы, во время прогулок, они замечают появление зеленой травы, первоцветов, что и отображают в центре «Информационная башня».

Одна из сторон нашей башни отражает особенности тех вещей, которые человек одевает в данный сезон. С целью поддержания детской инициативы мы предложили девочкам и мальчикам силуэты, по которым они могут сделать нужную одежду, как будущие модельеры. Таким образом, каждый ребенок мог проявить свою индивидуальность и неповторимость. Одежда меняется каждый день и поэтому все ребята могут принять участие.

На данном этапе мы продолжаем работу с «Информационной башней», считаем ее хорошим способом заинтересовать, помочь детям в реализации задуманного, а также в поддержании их инициатив и самостоятельности.

Изучив методическую литературу, мы решили выйти за пределы «Информационной башни», чтобы дать больше возможностей для проявления инициативы нашим ребятам.

Мы с детьми пересмотрели нашу предметно –развивающую среду, наше пространство для максимального поддержания детской инициативы и самостоятельности.

В раздевалке у нас вместо двух шкафчиков появился ростомер. Ребята измеряют свой рост каждый день с большим удовольствием. Так же неподалеку разместился уголок «Мое настроение», где каждое утро ребята могут оставить свою эмоцию.

На одной из сторон театрального уголка, рядом с «Информационной башней» мы решили сделать зону свободного творчества. Рядом расположены все необходимые для этого материалы: карандаши, фломастеры, заготовки для рисования, эмоций, краски, кисти, восковые мелки.

Ребятам очень нравится проявлять свое настроение, творчество. Вначале они оставляли на заготовках свое настроение, а потом стали делать небольшие мини-рисунки и размещать на общее полотно. Рядом находятся листы для свободного рисования. Ребята с большим интересом рисуют различными материалами.

Также в Центре конструирования и игр с машинками ребята могут разместить свои рисунки «Моя любимая машина», «Мой удивительный робот» и т.д. Как мы заметили, в ходе игровой деятельности, ребята с удовольствием рассказывают о своих машинах, роботах, игрушках, и имеют возможность рассматривать и обсуждать их.

В Центре экологического развития, в рамках празднования Дня Земли, ребята изготовили эко - знаки, которые напоминают ребятам о правилах поведения в лесу. А также в ходе совместной деятельности по аппликации дети сделали макет «Наш дом Земля».

В дальнейшем мы планируем продолжить изучение методического материала и продолжить поддержание детской инициативы и самостоятельности.

Литература:

Ю.В. Илюхина «Говорящий дом» или как смоделировать пространство для жизни в группе детского сада?».
2023