Актуальные вопросы начального общего образования

Егорова Н.Ю. Работа с одаренными детьми как один из факторов повышения качества образования


Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Поэтому одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей
Существует классификация известного специалиста в области детской одаренности Лейтеса Н.С., выделившего четыре категории детей, которых принято считать одаренными.
Ø Детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (IQ)
Ø Детей с высоким уровнем творческих способностей
Ø Детей достигших успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты – их чаще называют талантливыми).
Ø     Детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
Ø     При этом необходимо учитывать, что выявление и развитие специфических способностей индивида в той сфере деятельности, к которой он наиболее предрасположен, должно осуществляться параллельно с общим комплексным развитием - нравственным, интеллектуальным, эстетическим, физическим – и на его основе. Только так может быть решена задача создания условий для формирования целостной человеческой личности, творческой, активной, трудолюбивой, обладающей выраженной гражданской позицией, умеющей принимать решения и берущей на себя ответственность за их реализацию
Ø     В нашей школе созданы условия, способствующие развитию у школьников различных видов одаренности.
Ø     При обучении и развитии одаренных детей в начальной школе проводятся уроки творчества, работа в кружках, развивающие экскурсии, творческие конкурсы, викторины и др.
Ø     Большую помощь в обучении и развитии одаренных учащихся оказывает школьное научное общество, в рамках которого ежегодно проводятся научно-практические конференции.
Ø     На базе школы работают кружки дополнительного образования, учащиеся которых добиваются высоких результатов в конкурсах различных уровней.
Ø     Полученные знания и умения школьники применяют на фестивалях, на международном конкурсе «Снейл», на всероссийских олимпиадах на «Меташколе», на учебной платформе «Учи.ру».
Ø     Зная и понимая, что одаренные дети требуют особого подхода, центральное место в системе начального образования школы занимает психологическая служба, работа которой направлена на создание образовательной среды, удовлетворяющей интересы одаренного ребенка, на оказание помощи родителям по организации социальной жизни ребенка, классным руководителям, учителям предметникам по безболезненному вхождению ребенка в классный коллектив, по формированию у одноклассников адекватного представления о его особенностях, проводится коррекционная работа при наличии поведенческих социально- психологических проблем, проблем в обучении, внутриличностных проблем.
Ø     Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому каждый учитель нашей школы постоянно учится, совершенствует свои знания на курсах повышения квалификации.
Ø     Для решения проблемы работы с одаренными детьми необходима реализация следующих направлений:
Ø     разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одарёнными детьми;
Ø     организация и проведение занятий с одарёнными детьми;
Ø     анализ результативности таких занятий;
Ø     организация индивидуальной работы с одарёнными детьми;
Ø     обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одарёнными детьми;
Ø     разработка методических рекомендаций по организации работы с одарёнными детьми и апробация их в практической деятельности;
Ø     внедрение новых педагогических технологий организации учебного процесса;
Ø     совершенствование профессиональной подготовки и самоподготовки педагогических кадров, работающих с одарёнными детьми.
Ø     Актуализация вышеперечисленных направлений позволит решить задачу развития одаренных детей и реализовать их потенциальные возможности.
Не стоит забывать о том, что на пути к повышению качества образования много трудностей и преград. Наша задача, воспитывая интеллектуально развитую личность, помнить о нравственных началах. Ведь интеллектуальность без нравственности как в ребенке, так и во взрослом ничто. Наша цель – воспитывать нравственных интеллектуалов!
Список литературы:
1.            Одарённость и возраст. Развитие творческого потенциала одарённых детей: Учеб. пособие /Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 192с.
2.            Петракевич Е.А. Школа, ориентированная на развитие одарённости /Е.А. Петракевич //Одаренный ребёнок. - 2008. - №1. - С.148-151.
3.            Матюшкин А.М. «Загадки одаренности», М. 1993,- 112с.
2019