Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Черемных Т. А. Специфика обучения английскому языку на основе компетентностного подхода

Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (60) https://f.almanah.su/60.pdf



Современная школа с ее проблемами заставляет думать о том, как сделать процесс обучения более результативным. Как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знаниям. Ведь и самих школьников не устраивают традиционные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Ученик стремится реализовать свой интеллектуальный потенциал уже сегодня, ищет более активные способы приложения своих сил. Задача школы помочь растущему человеку найти смысл и свое достойное место в жизни, создать для этого соответствующие условия и предпосылки. Необходимо создание такой системы образования, в которой предпочтение отдается индивидуальности. Ученик должен овладеть определенной суммой знаний и умений, но гораздо важнее для современной школы - развитие личности обучаемого. Огромную роль здесь играет компетентностно-ориентированное обучение. Общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков.
Целью компетентностного подхода является обеспечение качества образования. Учащиеся должны быть готовы использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Школа должна сегодня готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.
С позиций компетентностного подхода уровень образованности в современных условиях определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. С позиций компетентностного подхода основным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей. Ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию является способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем. Цели школьного образования заключаются в следующем:
·         научить учиться;
·         научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, т. е. решать познавательные проблемы;
·         научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т. е. решать аналитические проблемы;
·         научить ориентироваться в мире духовных ценностей;
·          научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей;
·         научить решать проблемы, общие для разных видов профессиональной и иной деятельности;
·         научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.
Если мы хотим дать подрастающему поколению шанс на успех, важно точно определить основные знания, ключевые компетентности, которыми должны обладать обучаемые, чтобы подготовиться либо к самостоятельной жизни, либо к получению высшего образования.
К числу основных принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов можно отнести следующие положения:
·         развитие у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта и собственного опыта учащихся;
·          содержание образования - это адаптированный опыт решения политических и иных проблем;
·          создание условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;
·          оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения.
Выпускник школы должен обладать умениями и способностями, которые пригодятся независимо от того, какую профессию он изберет. Эти способности и называются ключевыми компетенциями. Это коммуникативная компетентность (общение) и компетентность в решении проблем (человек способен понять причины проблемы, предложить и воплотить идею решения).
Коммуникативная компетенция позволяет осуществлять деятельность с использованием собственно языковых и речевых средств.
Речевое взаимодействие – это воздействие людей друг на друга в целях побуждения к ответным речевым или неречевым действиям. Если нет взаимодействия, нет коммуникации.
Содержанием коммуникативного обучения является владение языком, которое позволяет обмениваться идеями, значимой информацией.
В любой ситуации общения присутствует говорящий или пишущий, слушающий или читающий. Отсюда выделение основных видов речевой деятельности: продуктивных (говорения и письма, связанных с отправлением сообщения) и рецептивных (аудирования и чтения, связанных с его получением). Говорение и слушание составляют устные виды речевой деятельности.
Важнейшими условиями порождения и стимулирования речи является наличие мотива и высказывания, ситуативность и личностная ориентация. Все это в совокупности придает речи коммуникативный характер.
Для мотивации общения на иностранном языке в школе необходимо использовать определенную ситуацию - это обстоятельства, в которые ставится говорящий и которые вызывают у него потребность говорить.
Ситуации могут быть реальными, условными, воображаемыми и даже фантастическими, сказочными.
Ситуации могут быть конкретными:
— Книжный шкаф поставим ближе к окну.
— Да, пожалуй. Давай попробуем.
Ситуации могут быть абстрактными и проблемными.
При обучении говорению важно учитывать соотношение его форм: монолога, диалога
Монолог  - форма речи одного человека. Монолог всегда мотивирован стимулом, исходящим из ситуации. Существует ряд разновидностей монолога, обслуживающих различные сферы общения. Это – приветственная речь, похвала, порицание, лекция, рассказ, характеристика, обвинительная или защитительная речь и т. д.
В связи с этим я рекомендую ребятам следующие задания:
·         Прочитать текст, ответив на вопросы по содержанию;
·         Составить план текста в виде вопросов или тезисов
·         Составить программу, т. е. к каждому пункту плана подобрать необходимый материал. Каждый ученик подбирает свой материал, поэтому программа носит индивидуальный характер.
·         Пересказать текст:
а) близко к тексту;
б) от имени разных действующих лиц;
в) от имени учащегося.
При развитии монологического высказывания я использую игровые приемы типа:
·         Придумай загадку о…., включи в нее данные, необходимые для отгадки, но не подсказывающие ответ прямо;
·         Постройте коллективный рассказ о знаменитом человеке.
Далее мне хотелось бы охарактеризовать особенности обучения диалогической речи.
В своей практике я использую стандартные и свободные диалоги. Стандартные диалоги – это типовые ситуации, которые предполагают:
а)четкую закрепленность ролей:
·          кассир-покупатель;
·          врач-больной;
·         учитель-ученик и т. д.
б) стереотипный языковой материал: формулы, клише.
        В совокупности они предполагают свободный мини-диалог на бытовую тему, выражения которого я предлагаю ребятам учить наизусть.
Свободные диалоги бывают следующих типов:
·          интервью;
·          расспрос;
·          беседа (или обмен мнениями);
·          дискуссия.
В центре обучения находится диалог-беседа, так как именно этот тип характерен для бытовой и учебно-трудовой сфер деятельности.
 В коммуникативно - познавательном мотиве говорения воплощается коммуникативное намерение говорящего- готовность к речепорождению, к речевым действиям, то есть у учащихся происходит настрой на ту или иную речевую ситуацию и появляется цель речевого высказывания. Цель говорящего заключается в том, что он либо спрашивает, либо утверждает, либо призывает, либо разъясняет, выражая при этом своё коммуникативное намерение.
Например, своим учащимся я предлагаю следующие упражнения.
Упражнение 1.
You are going to Europe. You want to travel by train, but your mother believes that traveling by plain is better. Help your mother to change her mind.
·         begin the talk with your mother by asking what she thinks about this problem,
·         disagree with your mother,
·         express your own opinion,
·         support your opinion by saying that if you travel by train you have a chance to pass a lot of European countries and to see many interesting things,
·         ask your mother if she believes that traveling by plane is dangerous nowadays,
·         agree with your mother that traveling by plane is faster,
·         express the opinion that traveling by train is cheaper,
·         ask your mother if she agrees with you.
Упражнение 2.
These are situations in which people are sharing their opinions about different ways of traveling. Which way of traveling do you prefer? Express your opinion.
Peter: "I like traveling. But I don't travel alone. I always travel with my friends. We leave the stone jungles of the city and go for a walking tour to the country. We enjoy unspoiled countryside, dry deserts, green forests, winding rivers, snow-capped mountains. We walk everywhere! Travelling by train is expensive. And we can't see everything. I think walking is fun! And also this way of traveling helps to be healthy".
Alice:" As for me, I hate stuffy buses, trains, cars, planes. I like to ride my bike! And I'd like to recommend cycling. It's what you need. It's cheap, quick, good for health. Of course, it needs a lot of energy. But you'll always have good health. I often travel to the village where my grandparents live. It's a perfect place to have a rest near a lake or walk in a forest. I usually leave the places if there are many hotels, cars, souvenir shops, people with cameras."
Учащиеся сами отбирают средства и определяют способы формулирования собственной мысли.
Этому способствует проводимая работа над различными схемами, коллажами, планами, таблицами, опираясь на которые учащиеся выстраивают свои речевые высказывания.
Например, предлагаю учащимся следующие упражнения.

Упражнение 1.
The information gap task. Read the dialogue and translate it.
A: When is the train to Liverpool, please?
 B: 3.15, madam.
 A: Which platform?
B: Platform seven.
A: How much is the ticket?
B: Single or return?
A: Return, please.
B: That will be 14 pounds.
A: Here you are.
 B: Thank you, madam.
A: Thank you.
Make up your own dialogues. Use the table.
city
platform
time
Fare (single, return)
London
2
2.50
16 pounds
Manchester
5
8.15
9 pounds
Edinburgh
7
4.20
11 pounds
Cambridge
3
10.40
8 pounds
Cardiff
6
15.00
14 pounds
Упражнение 2.
Work with your partner. Imagine you opened the door of the classroom and found you were in:
·         Siberia
·         Hawaii
·         Scotland
·         The Tibet mountains
§ What would (wouldn't) you be able to do?
§ What it would look like?
§ What would the weather be like?
§ What would people look like?
§ What would you eat and drink?
§ Would you have a good time?
Итак, рассмотрев методические приёмы реализации коммуникативного подхода к обучению иностранному языку, средства и условия его реализации, можно сделать вывод,  что в распоряжении творчески работающего учителя имеются большие резервы для стимулирования интереса учащихся к овладению иностранным языком и повышение качества обучения данному предмету  с учётом современных методических тенденций.
       Главной задачей для учителя становится помогать каждому ученику с учётом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личности.
      Необходимость использования компетентностного подхода не вызывает сомнений, поскольку самым важным звеном модернизации образования является улучшение результата: ученик должен быть не просто знающим, но и умеющим, что и призван обеспечить компетентностный подход.





























Список литературы

1.       Федеральный государственный стандарт общего начального образования второго поколения. М.: Просвещение, 2009 с изменениями от 31 мая 2021
2.       Примерная Программа по иностранным языкам для начальной школы. М.: Просвещение И. 2021.
3.       Барышников, Н.В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе / Н.В. Барышников // Иностр. яз. в шк. - 2002. – № 2. – С. 10-13.
4.       Мильруд, Р.П. Компетентность в изучении языка / Р.П. Мильруд // Иностр. яз. в шк. – 2004. – №7. – С. 30-36.
5.       Мильруд, Р.П. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам / Р.П. Мильруд // Иностр. яз. в шк. – 1995. – № 5. – С. 13-18.
6.       Митрофанова, О.Д. Лингводидактические уроки и прогнозы конца XX века / О.Д. Митрофанова // Иностр. яз. в шк. – 1999. – №4. – C. 12-18
7.       Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М., 1991.
8.       Федынич, Е.В. Коммуникативная компетенция как основа обучения культуре иноязычного общения / Е.В. Федынич // Иностр. яз. в шк. – 2004. – № 5. – С. 31-37.






2022